ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

Тягунова Ю.В. 1, Рогалева Л.Н. 1
1Уральский Федеральный Университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подготовка спортивного резерва – многолетний учебно-тренировочный процесс, являющийся основой спортивного совершенствования. Требования к подготовке спортивного резерва вызваны возрастающей конкуренцией в спорте. Причиной этого является постоянное повышение уровня результатов в спорте, а так же недостаточная готовность юных спортсменов к выполнению высоких нагрузок в спорте из-за ограниченности их ресурсов.

В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауер, считают, что этапы начальной подготовки и спортивной специализации являются чрезвычайно значимыми в подготовке спортивного резерва, поэтому им стоит уделять особое внимание [2].

Вся спортивная деятельность (тренировочная и соревновательная) направлена на достижение наивысшего результата, в силу этого спортсменам, даже в юном возрасте приходится сталкиваться с различными психологическими трудностями.

Существует две группы трудностей:

  • Объективные (специфичные для данного вида деятельности препятствия, по содержанию одинаковы для всех людей);

  • Субъективные (выражают личное отношение человека к объективным особенностям данного вида деятельности, индивидуальны для каждого спортсмена и могут различаться у представителей одного вида спорта) [3].

Л.Д. Гиссен, классифицируя психологические трудности, выделяет:

  • субъективные факторы, снижающие результативность деятельности:

1. субъективное отношение человека к достижению цели;

2. субъективная оценка ситуации (положительная или отрицательная).

  • объективные факторы, определяющие субъективное переживание:

1. ситуации, содержащие опасность физической травмы (ненадежность страховки, нарушение равновесия и пр.);

2. ситуации, выявляющие несостоятельность психической подготовленности к требованиям соревновательной борьбы (завышенные задачи, решение подойти к снаряду, мысли о возможной неудаче и пр.);

3. ситуации с неожиданной «аварийностью» (неполадки в снаряжении, невозможность провести привычную разминку, неожиданная неудача и пр.);

4. ситуации, обусловленные правилами соревнований (необходимость начать соревнование с «нелюбимого» вида программы, необходимость выполнить зачетный подход с одной попытки и пр.);

5. ситуации, вызванные нежелательными действиями других лиц (негативная реакция зрителей, успех противника, чрезмерное волнение тренера) [1].

Выделенные выше трудности требуют создания таких условий, которые способствовали преодолению их спортсменов, начиная с юного возраста. В силу этого становится важным создания благоприятного психологического климата в спортивной группе, а так же формирования благоприятных взаимоотношений в системе тренер-спортсмен.

Цель исследования: изучить психосоциальные особенности подготовки юных спортсменов.

Исследование было проведено на базе спортивного клуба «Стимул» г. Михайловск, Свердловская обл. В исследовании приняли участие юные спортсмены легкоатлеты (стайеры) 12-15 лет (12 человек).

Методы исследования: «Тренер-спортсмен» (А.Ю. Ханин) и шкала атмосферы в группе (Ф. Фидлер, адаптирована Ю.Л. Ханиным).

Результаты и их обсуждение.

Таблица 1.

Исследование взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен» в команде легкоатлетов (стайеров) 12-15 лет.

 

Показатели

гностический

эмоциональный

поведенческий

общий

Ср. рез.

по группе

6,8

5,6

5,6

16,9

Результаты исследования взаимоотношений тренер-спортсмен показали дисбаланс в оценке профессиональных качеств тренера 6,8 из 8 возможных, а эмоциональный и поведенческий компоненты оценили в 5,6, что значительно ниже. Следовательно, у юных спортсменов складываются с тренером преимущественно деловые отношения, а эмоциональный и личностный контакт слабо выражен, при этом профессиональные качества оцениваются выше, чем личностные.

Таблица 2.

Динамика средних значений психологических показателей по шкале атмосфера в группе.

Показатели

Результаты

 

1 группа

2 группа

Дружелюбие-враждебность

2,3

5

Согласие – несогласие

2,3

5

Удовлетворённость-неудовлетворённость

2,7

7

Увлечённость - равнодушие

2,8

8

Продуктивность - непродуктивность

2,2

4

Теплота – холодность

3

8

Сотрудничество – отсутствие сотрудничества

2,8

8

Взаимная поддержка - недоброжелательность

2,8

8

Занимательность – скука

3,2

8

Успешность – неуспешность

3,3

8

Исследование взаимоотношений в спортивном коллективе показало, что в данной команде можно выделить две группы спортсменов, первая группа воспринимает атмосферу как дружную, доброжелательную и достаточно успешную, в то время как вторая группа спортсменов поставила низкие оценки по всем показателям шкалы атмосферы в группе. Таким образом, можно заключить, что в спортивной команде нет слаженного коллектива, есть два лагеря спортсменов, одни чувствуют в коллективе комфортно, в то время как другие испытывают неудовлетворенность от взаимоотношений внутри коллектива.

Выводы. Качество подготовки спортсменов существенно зависят от взаимоотношений складывающихся в спортивном коллективе. Недоучет психосоциальных аспектов в подготовке спортивного резерва ведет к созданию дополнительных психологических нагрузок в силу того, что юным спортсменам приходится преодолевать не только трудности спортивной деятельности, но и трудности, связанные с недостаточным понимание с тренером и товарищами по команде.

В своей работе тренеру необходимо использовать рекомендации по повышению развития коллектива и формированию оптимальных взаимоотношений со спортсменами.

Для улучшения взаимоотношений между тренером и спортсменами тренер должен соблюдать следующее:

  • Уважение к личности спортсмена должно быть правилом в отношениях с ним;

  • Стиль поведения авторитетного тренераопирается на такие присущие ему качества как умение считаться с реальными фактами, эмоциональная стабильность, самостоятельность и инициатива, привычка полагаться на свои силы, постоянная готовность принять на себя ответственность за решения и действия своих учеников, высокий профессионализм, реализм в суждениях.

  • Если тренер допустил ошибку, унижающую достоинство ученика или коллектива в целом, надо найти в себе мужество сознаться в ошибке, извиниться перед спортсменами.

Для установления нормального социально-психологического климата тренеру необходимо знать, что оптимизм и доброе отношение тренера ко всем спортсменам без исключения - залог хорошего настроения у всех в спортивной группе.

  • Тренер обязан постоянно наблюдать, изучать и анализировать особенности взаимоотношений и поведения учеников, социально-психологического климата в команде.

  • Целенаправленное формирование и сплочения спортивногоколлектива требует от тренера решения проблемы организации такой жизнедеятельности спортивного коллектива, которая ведет не только к проявлению каждым спортсменом необходимых коллективистских качеств, но и к их формированию.

Литература.

  1. Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: ФиС, 1990. 192 с

  2. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.

  3. Рудик, П.А. Психологическая структура спортивной деятельности: лекция для студентов ин-тов физ. культуры / П. А. Рудик; Гос. центр. ин-т физ. культуры. М., 1980. 39 с.

Просмотров работы: 757