В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауер, считают, что этапы начальной подготовки и спортивной специализации являются чрезвычайно значимыми в подготовке спортивного резерва, поэтому им стоит уделять особое внимание [2].
Вся спортивная деятельность (тренировочная и соревновательная) направлена на достижение наивысшего результата, в силу этого спортсменам, даже в юном возрасте приходится сталкиваться с различными психологическими трудностями.
Существует две группы трудностей:
Объективные (специфичные для данного вида деятельности препятствия, по содержанию одинаковы для всех людей);
Субъективные (выражают личное отношение человека к объективным особенностям данного вида деятельности, индивидуальны для каждого спортсмена и могут различаться у представителей одного вида спорта) [3].
Л.Д. Гиссен, классифицируя психологические трудности, выделяет:
субъективные факторы, снижающие результативность деятельности:
1. субъективное отношение человека к достижению цели;
2. субъективная оценка ситуации (положительная или отрицательная).
объективные факторы, определяющие субъективное переживание:
1. ситуации, содержащие опасность физической травмы (ненадежность страховки, нарушение равновесия и пр.);
2. ситуации, выявляющие несостоятельность психической подготовленности к требованиям соревновательной борьбы (завышенные задачи, решение подойти к снаряду, мысли о возможной неудаче и пр.);
3. ситуации с неожиданной «аварийностью» (неполадки в снаряжении, невозможность провести привычную разминку, неожиданная неудача и пр.);
4. ситуации, обусловленные правилами соревнований (необходимость начать соревнование с «нелюбимого» вида программы, необходимость выполнить зачетный подход с одной попытки и пр.);
5. ситуации, вызванные нежелательными действиями других лиц (негативная реакция зрителей, успех противника, чрезмерное волнение тренера) [1].
Выделенные выше трудности требуют создания таких условий, которые способствовали преодолению их спортсменов, начиная с юного возраста. В силу этого становится важным создания благоприятного психологического климата в спортивной группе, а так же формирования благоприятных взаимоотношений в системе тренер-спортсмен.
Цель исследования: изучить психосоциальные особенности подготовки юных спортсменов.
Исследование было проведено на базе спортивного клуба «Стимул» г. Михайловск, Свердловская обл. В исследовании приняли участие юные спортсмены легкоатлеты (стайеры) 12-15 лет (12 человек).
Методы исследования: «Тренер-спортсмен» (А.Ю. Ханин) и шкала атмосферы в группе (Ф. Фидлер, адаптирована Ю.Л. Ханиным).
Результаты и их обсуждение.
Таблица 1.
Исследование взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен» в команде легкоатлетов (стайеров) 12-15 лет.
Показатели |
||||
гностический |
эмоциональный |
поведенческий |
общий |
|
Ср. рез. по группе |
6,8 |
5,6 |
5,6 |
16,9 |
Результаты исследования взаимоотношений тренер-спортсмен показали дисбаланс в оценке профессиональных качеств тренера 6,8 из 8 возможных, а эмоциональный и поведенческий компоненты оценили в 5,6, что значительно ниже. Следовательно, у юных спортсменов складываются с тренером преимущественно деловые отношения, а эмоциональный и личностный контакт слабо выражен, при этом профессиональные качества оцениваются выше, чем личностные.
Таблица 2.
Динамика средних значений психологических показателей по шкале атмосфера в группе.
Показатели |
Результаты |
|
1 группа |
2 группа |
|
Дружелюбие-враждебность |
2,3 |
5 |
Согласие – несогласие |
2,3 |
5 |
Удовлетворённость-неудовлетворённость |
2,7 |
7 |
Увлечённость - равнодушие |
2,8 |
8 |
Продуктивность - непродуктивность |
2,2 |
4 |
Теплота – холодность |
3 |
8 |
Сотрудничество – отсутствие сотрудничества |
2,8 |
8 |
Взаимная поддержка - недоброжелательность |
2,8 |
8 |
Занимательность – скука |
3,2 |
8 |
Успешность – неуспешность |
3,3 |
8 |
Исследование взаимоотношений в спортивном коллективе показало, что в данной команде можно выделить две группы спортсменов, первая группа воспринимает атмосферу как дружную, доброжелательную и достаточно успешную, в то время как вторая группа спортсменов поставила низкие оценки по всем показателям шкалы атмосферы в группе. Таким образом, можно заключить, что в спортивной команде нет слаженного коллектива, есть два лагеря спортсменов, одни чувствуют в коллективе комфортно, в то время как другие испытывают неудовлетворенность от взаимоотношений внутри коллектива.
Выводы. Качество подготовки спортсменов существенно зависят от взаимоотношений складывающихся в спортивном коллективе. Недоучет психосоциальных аспектов в подготовке спортивного резерва ведет к созданию дополнительных психологических нагрузок в силу того, что юным спортсменам приходится преодолевать не только трудности спортивной деятельности, но и трудности, связанные с недостаточным понимание с тренером и товарищами по команде.
В своей работе тренеру необходимо использовать рекомендации по повышению развития коллектива и формированию оптимальных взаимоотношений со спортсменами.
Для улучшения взаимоотношений между тренером и спортсменами тренер должен соблюдать следующее:
Уважение к личности спортсмена должно быть правилом в отношениях с ним;
Стиль поведения авторитетного тренераопирается на такие присущие ему качества как умение считаться с реальными фактами, эмоциональная стабильность, самостоятельность и инициатива, привычка полагаться на свои силы, постоянная готовность принять на себя ответственность за решения и действия своих учеников, высокий профессионализм, реализм в суждениях.
Если тренер допустил ошибку, унижающую достоинство ученика или коллектива в целом, надо найти в себе мужество сознаться в ошибке, извиниться перед спортсменами.
Для установления нормального социально-психологического климата тренеру необходимо знать, что оптимизм и доброе отношение тренера ко всем спортсменам без исключения - залог хорошего настроения у всех в спортивной группе.
Тренер обязан постоянно наблюдать, изучать и анализировать особенности взаимоотношений и поведения учеников, социально-психологического климата в команде.
Целенаправленное формирование и сплочения спортивногоколлектива требует от тренера решения проблемы организации такой жизнедеятельности спортивного коллектива, которая ведет не только к проявлению каждым спортсменом необходимых коллективистских качеств, но и к их формированию.
Литература.
Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: ФиС, 1990. 192 с
Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.
Рудик, П.А. Психологическая структура спортивной деятельности: лекция для студентов ин-тов физ. культуры / П. А. Рудик; Гос. центр. ин-т физ. культуры. М., 1980. 39 с.