К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Исмаилова Э.А. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни.

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах.

Формирование целостного, комплексного, интегративного системно – деятельностного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС ДО 2013 г., где в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривается формирование познавательных интересов и поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности и т.д. [5].

В контексте ФГОС ДО развитие у детей познавательной инициативы является одной из приоритетных задач дошкольного образования и во многом предопределяет эффективность создания необходимых предпосылок дальнейшего успешного обучения детей в школе. Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка. В то же время, очевидно, что познавательная инициатива не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности.

В современных исследованиях представлены различные аспекты проблемы формирования познавательной инициативы.

В работах ученых и исследователей (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Г.В. Лейбниц, Н.А. Лосский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, и др.) рассмотрены структура и динамика познавательной активности личности. Некоторые авторы (К.А. Абдульханова-Славская, Г.С. Батищев, Д.Б. Богоявленская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.И. Красило, Г.М. Лебедев, А.К. Маркова, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, Ф.И. Харламов, Г.И. Щукина и др.) рассматривают особенности развития познавательной активности в общепсихологическом, так и возрастном аспектах.

В работах ряда ученых и исследователей (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева) рассмотрено развитие исследовательской активности и инициативы дошкольника.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).

Первоосновы развитие интеллектуально-творческого потенциала личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).

Познавательная инициатива – это личностное образование, которое выражает взаимосвязь регулятивных процессов, познавательного эмоционального отношения к объекту, процессу и результатам познания (Шамова Т.И.) [2].

Э.А. Красновский дает «познавательной инициативе» совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых, лежит в основе процесса обучения» [4].

Познавательная инициатива отражает определенный интерес старших дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.

П.И.Зубкова определяет познавательную инициативу детей старшего дошкольного возраста как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе [1].

Развитие познавательной инициативы детей старшего дошкольного возраста представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде [1].

На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих и интересных методов, как для педагогов, так и для детей становится проектная деятельность.

Анализ научной литературы свидетельствует, о том, что многие исследователи обращались к проблеме проектной деятельности: рассмотрены подходы к обучению проектной деятельности (В.Г. Веселова, О.Р. Козлова, В.М. Монахов, и др.); описаны методические аспекты обучения проектированию в образовательной организации (Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, Г.И. Щукина и др.).

В педагогике под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое [3].

Главная задача проектной деятельности, по мнению ученых, состоит в том, чтобы помочь ребенку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал и инициативу, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.

Проектная деятельность представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников.Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка дошкольного возраста.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь, это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательной инициативы ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Также хочется отметить, что проектная деятельность играет большую роль в развитии детей дошкольного возраста. В результате у дошкольников формируется более высокий уровень познавательнойинициативы, творческих способностей, практических навыков и умений, уверенность в своих действиях, дети учатся проявлять активность и любознательность.

Таким образом, проект становится продуктом сотрудничества детей, воспитателей, специалистов детского сада и родителей. В процессе его создания решаются задачи познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности и развития коммуникативных навыков общения, а также развитие познавательной инициативы.

Литература

1. Зубкова, П.И. Исследование познавательной активности детей дошкольного возраста / П.И. Зубкова. – М.: Просвещение, 2005. – 363 с.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. для сред. проф. образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 13-е изд., стер. – М.: Академия, 2012. – 414 с.

3. Морозова, Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ /Л.Д.Морозова // Ребенок в детском саду. — 2010 № 2 — С.7 4.

4. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск, 2002. – С.34

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?frame=2

Просмотров работы: 459