Детское творчество является один из основных способов интеллектуального и эмоционального развития ребенка, которое развивает творческое мышление, а также оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка.
Рассмотрим подробнее понятие «творчество». Словарь С. И. Ожегова дает следующее определения понятию творчество: «Создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [5]. В философском словаре А.А. Грицанова творчество определяется как, «конструктивная деятельность по созданию нового» [4].
Существует множество видов творчества (Рис.1), которые соответствую видам деятельности человека.
педагогическое
художественное
религиозное
музыкальное
игровое
производственно-техническое
социальное
Виды творчества
философское
изобретательское
мифологическое
культурное
спортивное
повседневно-бытовое
предприним-кое
организаторское
Рис.1 Виды творчества
На рис. 1 мы можем отметить наиболее важные виды творчества, формируемые у детей дошкольного возраста, как на специально организованных мероприятиях, так и в свободное время (художественное, музыкальное, изобразительное, игровое, спортивное).
Исследователи Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Б.В. Асафьев выделяют следующие виды детского творчества:
- художественное (изобразительное, литературное творчество);
- техническое;
- музыкальное.
Остановимся подробнее на каждом из видов детского творчества.
Детское художественное творчество это такая деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, конструирования, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и другое. Детское художественное творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
Изобразительное детское творчество является самым основным среди детей младшего дошкольного возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий [3].
Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях.
В этот период, литературное детское творчество является частью игры и его сложно отделить от других видов детского творчества: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания).
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество - это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).
Музыкальное детское творчество является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное детское творчество - это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение [1].
В творческой деятельности ребёнка Т.С. Комарова выделяет три основных этапа [2]:
Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем или воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового, продукт данной деятельности. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства имеет большое значение для ребенка, так как дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка.
Детское творчество неразрывно связано с игрой, поэтому между игрой и творчеством отсутствует граница. Творчество всегда являлось обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.
Итак, можно сделать вывод, что творчество проявляется в разных видах деятельности ребенка, то есть творчество – это деятельность, порождающая качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это всегда создание не только нового, но и ценного для ребенка и окружающих его людей. Это особый процесс создания субъективных ценностей.
Литература
Горбунова, Е. А. Изобразительная деятельность / Е.А. Горбунова // [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://referat.niv.ru/view/referat-art/109/108416.htm (дата обращения: 18.03.2017).
Комарова, С. Я., Малышева, Н. В., Рябинина, С. И. Развитие детской одаренности в системе дополнительного образования / С.Я. Комарова, Н.В. Малышева, С.И. Рябина // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1458-1459.
Николаева, Е. И. Психология детского творчества. 2-е изд. / Е.И. Николаева. – СПб: Питер, 2010.
Новейший философский словарь.Минск: Книжный Дом.А.А.Грицанов.1999. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.e-reading.by/book.php?book=149350 (дата обращения: 10.02.2017).
Ожегов, С. И. Словарь русского языка /С.И.Ожегов. – Москва: Издательство «Русский язык» –1989. – 750 с.