ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА» В 11 КЛАССЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА» В 11 КЛАССЕ

Семионова Д.А. 1
1Шуйский филиал Ивановского Государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В связи с происходящими процессами модернизации российской системы образования перед учителями встаёт вопрос о предпрофильной подготовке обучающихся старших классов общеобразовательной школы. В соответствии с базисным учебным планом предполагается использование элективных курсов. Элективный курс позволяет реализовать стоящую перед средней школой задачу предпрофильного обучения.

В современных условиях российской экономики, характеризуемых неопределенной рыночной средой, возникает повышенный уровень требований к подготовке специалистов в области управления. Эту подготовку можно проводить в старших классах с использованием элективного курса «Основы менеджмента», для повышения адаптации обучающихся в вузе и приобретения соответствующих навыков будущей профессии.

Нами был разработан и реализован данный курс на базе средней общеобразовательной школы в 11 классе. Элективный курс «Основы менеджмента» рассчитан на 16 часов (проводится в первой и во второй четверти). Курс был разработан на основе методического пособия по курсу «Основы менеджмента» (автор Федин С.В.). Наш курс состоит из трёх разделов:

1 раздел «Введение в менеджмент»;

2 раздел «Организация как система управления»;

3 раздел «Управление персоналом».

На последнем занятии предусмотрено итоговое тестирование за весь курс. При разработке конспектов занятий были учтены возрастные особенности обучающихся и включены такие современные подходы как дифференцированный, индивидуальный и личностный, а также такие методики и технологии как проблемное обучение, технология использования в обучении игровых методов. К каждому занятию разработана мультимедийная презентация.

В процессе реализации курса, были решены следующие задачи:

• усвоение определенного объема научных знаний;

• формирование мировоззрения;

• развитие умственных сил, способностей и дарований;

• развитие познавательных интересов;

• развитие потенциальных возможностей личности;

• формирование познавательной активности;

• развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общей и специальной подготовки;

• усвоение знаний о действии экономических законов;

• развитие профессиональных навыков;

• формирование представлений о будущей профессии.

В ходе курса возникали следующие проблемы: непонимание экономических терминов или их неправильная трактовка; ограниченное количество источников информации, адаптированных под школьный уровень подготовки; не все старшеклассники имеют полное представление о профессии менеджера и её роли в обществе.

В качестве положительных аспектов можно отметить: повышенный интерес обучающихся к данному курсу; умение быстро извлекать нужную информацию; готовность и желание работать в коллективных формах обучения; расширение объёма знаний старшеклассников в области экономики и управления; приобретение умений и навыков анализа экономической информации, протекающих социально-экономических процессов и явлений, а также опыта принятия оптимальных управленческих решений.

Для того чтобы оценить успешность прохождения курса, обучающимся было предложено пройти начальное тестирование, для отражения уровня знаний в области менеджмента.

Таблица 1

Результаты вводного и итогового тестов

Вводный тест

Итоговый тест

Набранный балл

Количество учащихся, %

Набранный балл

Количество учащихся, %

2

31

2

3

3

25

4

12,5

4

19

5

16

5

10

6

12,5

6

6

7

12

8

9

8

19

   

9

9

   

10

16

Источник: таблица составлена автором.

Для анализа данных результатов был использован критерий Пирсона (критерий «хи-квадрат» χ2), который является наиболее часто используемым критерием для оценки эффективности внедрения методики.

Так как эмпирическое значение больше критического > χ2крит, можно сделать вывод о наличии статистических различий в выборках до эксперимента и после эксперимента, то есть нулевая гипотеза отклоняется, а альтернативная принимается. H1: распределения по уровню знаний элективного курса «Основы менеджмента» до и после проведения опытных занятий значимо отличаются от случайных.

Таким образом, можно сделать заключение, что разработанный и апробированный нами элективный курс «Основы менеджмента» является важный элементом профориентационной работы школы, вносит значительный вклад в подготовку будущих конкурентоспособных, высокоэффективных специалистов в области экономики и управления современной России.

Просмотров работы: 251