КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СДВГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ АЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СДВГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ АЭРОБНОГО ХАРАКТЕРА

Зубайраева Т.Р. 1, Боброва А.А. 2
1БУ ВО ХМАО-Югры "Сургутский государственный педагогический университет"
2БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В дошкольном возрасте, в связи с определенными психофизиологическими особенностями развития высокая двигательная активность у детей является нормой. Но в некоторых случаях она может достигать патологической степени выраженности.

В настоящее время данное состояние характеризуется как синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ (англ. Attention deficit hyperactivity disorder, ADHD). Это неврологически - поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте, обусловленное дисфункцией центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), которая проявляется трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (далее СДВГ) представляет исключительно актуальную проблему в связи с тем, что является одним из распространенных психоневрологических расстройств в детском возрасте: его распространенность колеблется от 2 до 12%, а также чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Умень­шение с возрастом количества детей с синдро­мом дефицита внимания и гиперактивностью связано с продолжающимся созреванием цен­тральной нервной системы, в основном, коры больших полушарий.

СДВГ может встречаться и в изолированном виде и в сочетании с другими эмоциональными и поведенческими нарушениями, оказывая негативное влияние на обучение и социальную адаптацию ребенка.

С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что некоторые дети (около 30%) «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.

Социальная значимость проблемы определяется тем, что при отсутствии лечения могут развиться хронические формы заболевания, нередко сочетающиеся с серьезной психопатологией. В России этот вопрос приобрел актуальное значение лишь в начале 90-х годов, поэтому изучен и освещен в литературе он явно недостаточно. По этой причине необходимо дальнейшее изучение данного заболевания для последующей разработки системы профилактических мер с целью предупреждения его развития, расширения возможность ранней диагностики, составления схемы индивидуального лечения и воспитания в семье и школе.

Синдром дефицита внимания и гиперак­тивности подтверждается только врачом-неврологом при клиническом обследовании детей на основе наиболее характерны х клинических признаков, данных в Международных класси­фикациях болезней М КБ-10 и Американс­кой психиатрической ассоциации DSM -IV.

В зависимости от преобладающих симптомов выделяют 3 формы СДВГ:

  1. Сочетанная (комбинированная) форма - имеются все три группы симптомов (50-75%);

  2. СДВГ с преимущественными нарушениями внимания (20-30%);

  3. СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (около 15%).

Нарушения внимания (синдром дефицита внимания). Одно из наиболее важных расстройств обучаемости. Дети с активным и пассивным вниманием не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на посторонние факторы. Они часто переходят от одного вида деятельности к другому, не хотят играть, небрежны и поспешны. Их вещи раскиданы и часто перемещаются с места на место. Им не нравится выполнять домашние задания, постоянно переключаются на что-то другое: на еду, туалет и т.д. У некоторых пациентов взгляд отстранен, блуждает, и даже глядя на учителя, ребенок его не слышит: создается ощущение, что мыслями он где-то далеко, «витает в облаках».

Гиперактивность. Это еще один распространенный симптом, заключающийся в том, что у ребенка значительно увеличена активность, он может что-то придумывать, постоянно бегая взад и вперед, не в силах усидеть в классе, на уроках крутится и ерзает на стуле, может встать, подложить под себя ногу и т.п. Ребенок разговорчив, создает много шума, нарушает дисциплину в классе, чтобы привлечь внимание. По типам различают гиперактивность: устойчивую - такое поведение стабильно и дома, и в школе и ситуативную – гиперактивность проявляется только в определенных ситуациях (в основном в школе).

Импульсивность. У детей с СДВГ перепады настроения, раздражительность, своеволие, слабый самоконтроль преобладают над другими качествами. Дети чувствительны к внешним раздражителям и уязвимы к неудачам, часто совершают поступки, даже не задумываясь о последствиях.

Трудности в обучении. Дети имеют трудности в обучении обусловленные вышеназванными симптомами (дефицит внимания и гиперактивность). Важно отметить, что при этом интеллект у таких детей абсолютно нормальный и чем выше уровень интеллекта, тем быстрее и легче преодолеваются трудности в учебе.

Расстройства нервной системы. Около половины детей с СДВГ наблюдаются у невропатологов в связи со следующими симптомами: неадекватные вращения телом, неуклюжесть, несогласованные действий, невозможность ходить по прямой линии Ромберга, сосание пальца и постоянное ковыряние в носу, слабая мелкая моторика, нарушения сна и др.

Обязательными характеристиками СДВГ являются:

- продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 мес;

- постоянство, распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;

- выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности;

- исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания.

Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития общей и мелкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков. Если ребёнок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение. Такому ребёнку необходима своевременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или психопатическая личность. Детям, страдающим СДВГ, необходима система специальной коррекционной помощи. Работа должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований детского сада и семьи поможет ребёнку адаптироваться. [4]

Внимание обуславливает человеку успешную ориентировку в окружающем мире. Именно в дошкольном возрасте формируются качественно новые характеристики внимания так же, как и других психических процессов. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

По А.Г. Маклакову свойствами внимания являются [2]:

  • устойчивость (длительное удерживание внимания, сопротивляемость утомлению, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-либо предмете или действии);

  • распределение (умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением действий);

  • переключение (сознательный перенос внимания на новый объект, переход от одного вида деятельности к другому);

  • объем внимания (количество объектов, воспринимаемых одновременно за один акт восприятия).

Цельюнашего исследования стала диагностика и коррекция особенностей концентрации внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.

А.А. Осипова указывает на то, что цели и задачи коррекционно-развивающей работы должны быть сформулированы как система задач двух уровней: коррекционного - исправления отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; и развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития. Уровень развития внимания во многом определяет успешность будущего обучения ребенка в школе [4].

Гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления), а также виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье). Полезны физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде, водный и пеший туризм. При систематической физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышаются адаптивные способности. [2]

Направленная физическая тренировка способствует расширению функциональных возможностей центральной нервной системы. Физические упражнения способствуют обновлению организма, его функциональному совершенствованию. Существует много факторов, которые в течении жизни ослабляют здоровье, и лишь немногие способны его укрепить. В первую очередь – это регулярные занятия физической культурой, а в частности аэробными упражнениями.

Аэробное упражнение — любой вид физического упражнения относительно низкой интенсивности, где кислород используется как основной источник энергии для поддержания мышечной двигательной деятельности [1]. Аэробный означает «с кислородом», подразумевая, что одного кислорода достаточно для адекватного удовлетворения потребности в энергии во время физического упражнения. Как правило, упражнения лёгкой или умеренной интенсивности, которые могут поддерживаться в основном аэробным метаболизмом, могут выполняться в течение длительного периода времени.

Аэробные упражнения положительно влияют на эмоциональное психологическое равновесие личности, повышают самооценку. Занятия аэробными упражнениями улучшают интеллектуальные способности и повышают работоспособность. Дети лучше запоминают информацию, определяют главные моменты учебного материала и запоминают их, работа на занятиях становится эффективной и «оживленной».

Таким образом, систематическое исполь­зование упражнений аэробного типа обеспечи­вает повышение уровня внимания и его устой­чивости, снижение импульсивности и оптими­зирует скорость мыслительных процессов.

Литература:

  1. Kathleen Keller. Encyclopedia of obesity. — SAGE. — P. 246. — ISBN 978-1-4129-5238-5.

  2. Захаренкова, С.Н. Содержание работы, направленной на коррекцию гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей с ОВЗ. // С.Н. Захаренкова. Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 220-222.

  3. Маклаков, А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века») - ISВN 5-272-00062-5

  4. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

Просмотров работы: 91