Воспитательное значение труда для развития личности нельзя переоценить. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивается и совершенствует творческие задатки.
Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива.
Очень важным моментом в системе трудового воспитания является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.
Совершенно невозможно представить гармоничное всеобщее развитие личности без переживания, без ощущения гордости человеком за то, что он создает. В этом источник счастья и полноты жизни.
Людям свойственно планировать свои действия, усовершенствовать и облегчать процесс труда, создавать новые технологии. Чтобы достичь этих целей, приходится проявлять фантазию и сообразительность.
Когда в ежедневный трудовой процесс вносится что-то новое, заканчивается рутина и начинается творчество. Находя нестандартные пути решения проблем, человек развивается сам и подталкивает общественный прогресс.
Труд и творчество являются разными гранями одного целого – стремления человека получить что-то полезное и нужное.
Как можно назвать человека, который проявляет в работе творчество?
Мастер – творец своего дела, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
Только умелый мастер может выполнить свою работу так, чтобы конечный результат имел свою душу. Ведь когда мы выполняем какую-либо трудовую деятельность, мы вкладываем в нее свои эмоции. Если эта работа нам нравится и мы “горим” желанием выполнять ее, то и полученный результат у нас будет обладать своей индивидуальностью.
Подходя к обычным делам творчески, можно изменить жизнь к лучшему. Развитие общества не возможно без творческого подхода к самому простому делу. Именно поэтому, ребенка надо заинтересовывать трудовой деятельностью, где ребенок будет любить трудиться, само реализовываться и проявлять свой индивидуальный стиль.
Есть такое мудрое изречение: "Жизнь без труда - воровство, жизнь без творчества- варварство". Это высказывания понимаю так: во-первых, труд - основа человеческой жизни. Без труда нет человека. Во-вторых, человек должен знать цель труда. Потому труд должен быть творческий. А в-третьих, работа должна быть красивой. А красивой она есть тогда, когда есть любимая, когда является нужным, когда приносит удовольствие.
Трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.
В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.
Основные этапы творческого процесса:
а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;
б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;
в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение;
г) проверка и доработка.
Воспитание положительного отношения к труду включает:
• воспитание уважения к людям труда и продуктам их деятельности;
• воспитание желания трудиться (трудолюбие);
• формирование понимания, что труд является первейшей, жизненно необходимой обязанностью и потребностью человека;
• осознание важности и социальной значимости труда каждого человека для развития всего общества;
• воспитание честного, ответственного отношения к любому труду;
• воспитание творческого отношения к любому труду.
Воспитание положительного отношения к труду не должно ограничиваться беседами с учащимися, проведением с ними экскурсий на предприятия. Необходимо приобщать ребенка к различным посильным для них видам труда.
Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производственная практика в старших классах.
Творчество способно сделать человека счастливым. Кроме того, оно может принести немалую радость и другим людям, которые каким-то образом могут воспользоваться полученным результатом. Именно творчество – необходимое условие для развития, роста личности.
Список литературы:
Козакова Л. И. Воспитание трудолюбия в старшей группе // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 355-360.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр.психологии. 1987. № 1. С. 15—26.
Тютюнник В.И. Начальный этап развития субъекта творческого труда. М., 2003.
Шошин М.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях [Электронный ресурс] / Шошин М.А.// Журнал
Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки / Народное образование. Педагогика – 2009г