ТРУД И ТВОРЧЕСТВО – ГРАНИ ОДНОГО ЦЕЛОГО. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТРУД И ТВОРЧЕСТВО – ГРАНИ ОДНОГО ЦЕЛОГО.

Чигинцева И.И. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих творческих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной и творческой, трудовой и общественной жизни.

Воспитательное значение труда для развития личности нельзя переоценить. В процессе трудовой деятельности человек не только изменяет природу, но и изменяется сам. Именно в трудовой деятельности личность проявляет свою творческую активность, развивается и совершенствует творческие задатки.

Сухомлинский неоднократно отмечал плодотворное взаимовлияние физического и умственного труда: умный, образованный, культурный человек любой труд делает более творческим, более радостным. Поэтому очень важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей.

Совершенно невозможно представить гармоничное всеобщее развитие личности без переживания, без ощущения гордости человеком за то, что он создает. В этом источник счастья и полноты жизни.

Людям свойственно планировать свои действия, усовершенствовать и облегчать процесс труда, создавать новые технологии. Чтобы достичь этих целей, приходится проявлять фантазию и сообразительность.

Когда в ежедневный трудовой процесс вносится что-то новое, заканчивается рутина и начинается творчество. Находя нестандартные пути решения проблем, человек развивается сам и подталкивает общественный прогресс.

Труд и творчество являются разными гранями одного целого – стремления человека получить что-то полезное и нужное.

Как можно назвать человека, который проявляет в работе творчество?

Мастер – творец своего дела, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.

Только умелый мастер может выполнить свою работу так, чтобы конечный результат имел свою душу. Ведь когда мы выполняем какую-либо трудовую деятельность, мы вкладываем в нее свои эмоции. Если эта работа нам нравится и мы “горим” желанием выполнять ее, то и полученный результат у нас будет обладать своей индивидуальностью.

Подходя к обычным делам творчески, можно изменить жизнь к лучшему. Развитие общества не возможно без творческого подхода к самому простому делу. Именно поэтому, ребенка надо заинтересовывать трудовой деятельностью, где ребенок будет любить трудиться, само реализовываться и проявлять свой индивидуальный стиль.

Есть такое мудрое изречение: "Жизнь без труда - воровство, жизнь без творчества- варварство". Это высказывания понимаю так: во-первых, труд - основа человеческой жизни. Без труда нет человека. Во-вторых, человек должен знать цель труда. Потому труд должен быть творческий. А в-третьих, работа должна быть красивой. А красивой она есть тогда, когда есть любимая, когда является нужным, когда приносит удовольствие.

Трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться. Для воспитания трудолюбия необходимо, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда.

В общем виде творческий процесс состоит из нескольких этапов.

Основные этапы творческого процесса:

а) зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте;

б) концентрация знаний, прямо или косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений;

в) сознательная и бессознательная работа над материалом, разложение и соединение, перебор вариантов, озарение;

г) проверка и доработка.

Воспитание положительного отношения к труду включает:

• воспитание уважения к людям труда и продуктам их деятельности;

• воспитание желания трудиться (трудолюбие);

• формирование понимания, что труд является первейшей, жизненно необходимой обязанностью и потребностью человека;

• осознание важности и социальной значимости труда каждого человека для развития всего общества;

• воспитание честного, ответственного отношения к любому труду;

• воспитание творческого отношения к любому труду.

Воспитание положительного отношения к труду не должно ограничиваться беседами с учащимися, проведением с ними экскурсий на предприятия. Необходимо приобщать ребенка к различным посильным для них видам труда.

Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных классах, занятия в учебных мастерских в средних классах и учебно-производственная практика в старших классах.

Творчество способно сделать человека счастливым. Кроме того, оно может принести немалую радость и другим людям, которые каким-то образом могут воспользоваться полученным результатом. Именно творчество – необходимое условие для развития, роста личности.

Список литературы:

  1. Козакова Л. И. Воспитание трудолюбия в старшей группе // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 355-360.

  2. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.

  3. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр.психологии. 1987. № 1. С. 15—26.

  4. Тютюнник В.И. Начальный этап развития субъекта творческого труда. М., 2003.

  5. Шошин М.А. Сущность трудового воспитания в современных условиях [Электронный ресурс] / Шошин М.А.// Журнал

Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки / Народное образование. Педагогика – 2009г

Просмотров работы: 818