Индексы |
Номер группы |
|
I группа (n=6) |
II группа (n=6) |
|
КПУ |
7, 6 ± 0,4 |
7,9 ± 0,6 |
SPITN |
3, 3 ± 0,5 |
2, 5 ± 0,7 |
Общеизвестным является тот факт, что гигиеническое состояние полости рта является важным моментом в возникновении и развитии кариозного процесса [10]. Учитывая это, была проведена оценка уровня гигиены полости рта у двух групп с помощью индекса Федорова-Володкиной и получили следующие средние результаты в группах сравнения (таблица 2).
Таблица 2 – Изменения гигиенического состояния ротовой полости
№ |
Этапы исследования |
||
До исследования |
5%-ный раствор |
10%-ный раствор |
|
I группа (n=6) |
2,3 |
2,3 |
2,4 |
неудов. |
неудов. |
неудов. |
|
II группа (n=6) |
2,2 |
1,9 |
2,0 |
неудов. |
удов. |
удов. |
Как мы видим из таблицы 2, у первой группы изменение гигиенического состояния не наблюдалось после 5%-ной нагрузки сахаром, но уже после полоскания 10%-ным раствором сахара ухудшилось на 0,1 ед.. А во второй группе показатели улучшались, в первом случае на 0,3 ед., а во втором на 0,2 ед., то есть индекс гигиены после чистки зубов стремился к положительному значению. В ходе проведенного исследования были получены результаты, представленные в таблице 3. Таблица 3 – Определение йодного числа смешанной слюны
Исследуемые группы |
||
I группа (n=6) |
II группа (n=6) |
|
До исследования |
3,2±0,5 |
2,7±0,5 |
Нагрузка 5%-ным раствором сахара |
6,3±0,5 |
3,8±0,5 |
Нагрузка 10%-ным раствором сахара |
8,2±0,5 |
4,9±0,5 |
До исследования содержание сахара в слюне в первой группе составляет - 3,2 ммоль/ л, во второй – 2,7 ммоль/ л, а это говорит о том, что риск возникновения кариеса у первой группы в 0,5 раз выше, чем у второй. После того как первая группа ополаскивала рот 5%-ным раствором сахара, значение содержание сахара увеличилось в 2 раза, а после нагрузки 10%-ным раствором – в 2,5 раза. Это говорит о том, что с увеличением сахарной нагрузки у первой группы повышается риск заболевания ротовой полости и даже сахарным диабетом. У второй группы после каждой сахарной нагрузки производилась чистка зубов. Значения после 5 %-го раствора и чистки составляет – 3,8 ммоль/ л, а это в 1,4 раза больше, чем до опыта, а после 10 %-го раствора и чистки – 4,9 ммоль/ л, что в 1,8 раза выше первоначальных данных второй группы. Все это может привести к заболеваниям ротовой полости, как и у первой группы. При сравнении показателей двух групп то получим, что после 5 %-ной нагрузки у I группы показатель выше в 1,65 раза, после 10 %-ной выше в 1,67 раза, чем у II группы, в которой проводилась чистка, после каждого полоскания. А это говорит о том, что в целом у первой группы риск возникновения кариеса примерно в 1,5 раза выше, чем у второй группы.
Диаграмма 1 – Средние показатели pH при исследовании групп
Значение рН смешанной слюны в норме колеблется от 6,5 до 7,4 со средней величиной около 7,0. Рассмотрим данные диаграммы. Значения в первой группе до сахарной нагрузки составляет – 6,7, оно входит в рамки нормы. С сахарной нагрузкой идет уменьшение pH слюны в кислую среду. При понижении кислотности в ротовой полости, снижает кислотность зубного налета, что вызывает развитие кариеса. Во второй группе значения pH тоже уменьшались, но все время находились в пределах физиологической нормы. А это свидетельствует о том, что при чистке ротовой полости зубной пастой, уменьшается риск возникновения кариеса, запаха изо рта.
Заключение. На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы: 1. Использование паст Blend-a-med повышает буферные свойства смешанной слюны как по отношению к кислотам, так и щелочам, что является одним из основных факторов резистентности зубной эмали к кариесу. 2. Чистка зубов зубной пастой Blend-amed способствует снижению степени бактериальной флорой полости рта, что связано с хорошо выраженными антибактериальными свойствами данной пасты.
Список литературы: 1. Бабаева, А. Г. Структура, функции и адаптивный рост слюнных желез: учебное пособие / А. Г. Бабаева. — М.: МГУ, 2009. — 190 с. 2. Беленова, И. А. Индивидуальная профилактика кариеса зубов: автореферат / И. А. Беленова. – Воронеж: Медицина, 2010. – 25с. 3. Бышевский, А. Ш. Биохимия для врача: учебник / А. Ш. Бышевский. – Екб.: Наука, 2007. – 25 с. 4. Бепошенков, В. В. Анатомо-физизиологические особенности челюстно-лицевой области и методы ее исследования: учебник / В. В. Бепошенков. – М.: МГУ, 2005. – 15 с. 5. Боровский, Е. В. Биология полости рта: учебное пособие / Е. В. Боровский. – М.: Наука, 2011. – 172 с. 6. Грицук, А. И. Биохимия ротовой жидкости: учебно-методическое пособие / А. И. Грицук. – М.: Медецина, 2011. – 296 с. 7. Григорьев, И. В. Слюна как предмет лабораторной диагностики: учебное пособие / И. В. Григорьев. – М.: Медицинские новости, 2013. – 150 с. 8. Леонтьев, В. К. Изменения структурных свойств слюны при изменении pH: статья / В. К. Леонтьев. – Екб.: Стоматология, 2009. - №2. – 24 с. 9. Леонтьев, В. К. Мицеллярное строение слюны: статья / В. К. Леонтьев. – Екб.: Стоматология, 2010. - №4. – 80 с.