АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Белоусова Л.Ф. 1, Щукина С.И. 2
1Филиал федерального ГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске Ростовской области
2Филиал Южного федерального университета г. Новошахтинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В качестве первого шага стратегического управления выступает анализ внешней среды, формируя основу для определения стратегических целей и миссии организации, посредством выработки стратегических позиций компании на рынке с учетом выявленных в процессе анализа возможных угроз. Анализ факторов внешнего окружения помогает спрогнозировать возможности организации для нейтрализации или снижения воздействия непредвиденных обстоятельств, смягчения потенциальных потерь, избегания негативного воздействия финансовых и прочих рисков.

Если в коммерческих предприятиях работа по оценке факторов внешней среды возлагается на менеджеров, то в бюджетных учреждениях отсутствует должностное лицо, занимающееся исследованием данного направления. В отечественной литературе прикладной менеджмент также опирается на практику коммерческих предприятий, обходя стороной организации некоммерческих сфер деятельности. Кроме того, сложность анализа внешней среды заключается в ее динамичности, индивидуальности, а также субъективности оценки.

Попытаемся в данной статье провести анализ факторов внешнего окружения муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа» на примере МБУДО ДМШ г. Новошахтинска, выделив факторы, оказывающие на данное учреждение максимальное воздействие.

Под внешней средой понимается совокупность факторов и сил, находящихся в окружающей среде за пределами организации, и оказывающих какое-либо воздействие на её функционирование и поэтому требующих принятия управленческих решений 1, 2. Внешняя среда МБУДО ДМШ  часть множества не входящих в систему элементов, которые могут влиять на поведение учреждения или подвергаться его влиянию. Элементы внешнего прямого воздействия на МБУДО ДМШ  поставщики, конкуренты, потребители, Администрация г. Новошахтинска, государство и его структуры. Эту среду, непосредственно влияющую на деятельность конкретного субъекта хозяйствования, называют еще его непосредственным деловым окружением 3 или микросредой.

К элементам косвенного воздействия внешней среды (макросреды) относятся: культура, искусство, технологические, экономические и политические факторы. Таким образом, МБУДО ДМШ, как открытая система зависит от внешнего мира в отношении факторов внешнего воздействия, что обуславливает необходимость анализа внешней среды (рисунок 1).

МБУДО ДМШ действует с 1954 года, в условиях рыночных отношений на рынке г. Новошахтинска функционирует с 1995 года, специализируясь на дополнительных образовательных услугах в сфере искусства. Представим характеристику оказываемых МБУДО «ДМШ» г. Новошахтинскауслуг. В настоящее время в школе обучается более 416 детей от 3 до 18 лет. МБУДО «Детская музыкальная школа» осуществляет образовательный процесс по имеющимся 32 образовательным программам. С 2013-2014 учебного года МБУДО ДМШ работает по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам (ДПОП) в области музыкального искусства  «Фортепиано» и «Народные инструменты», в области изобразительного искусства  «Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество», в области хореографического искусства  «Искусство хореографии» и по дополнительным

Рисунок 1  Влияние факторов внешнего окружения МБУДО ДМШ

общеобразовательным общеразвивающим программам в области искусств (ДООП), а также продолжает обучение учащихся по дополнительным образовательным программам в области искусств (ДОП): «Фортепиано», «Гитара», «Баян и аккордеон», «Эстрадный вокал», «Академический вокал», «Духовые инструменты», «Струнные инструменты», «Народное пение», «Инструменты эстрадного ансамбля», «Декоративно-прикладное искусство», «Хореографическое искусство», «Театральное искусство», «Раннее эстетическое развитие». С 2015-2016 учебного года в школе добавилось обучение по ДПОП в области музыкального искусства «Инструменты эстрадного оркестра», в 2016-2017 учебном году МБУДО ДМШ начала обучение по ДПОП в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и «Струнные инструменты», а также по ДПОП в области театрального искусства «Искусство театра».

Потенциальными клиентами МБУДО ДМШ в сегменте образовательных услуг физических лиц является население г. Новошахтинска с низкими и средними доходами. Изучение потребительского поведения позволяет выяснить, какое из направлений образовательных услуг будет иметь наибольший покупательский спрос, на какой объем реализации услуг может рассчитывать МБУДО ДМШ, в какой мере покупатели привержены образовательным услугам в области искусства именно данного учреждения, насколько можно расширить круг потенциальных потребителей. Структура дополнительных образовательных услуг МБУДО ДМШ по направлениям обучения в 2017 году представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Структура спроса на дополнительные

образовательные услуги МБУДО ДМШ за 2017 год

Как видно из рисунка 2, преобладающая доля дополнительных образовательных услуг МБУДО ДМШ приходится на музыкальное исполнительство (42%), затем по уровню спроса следует обучение по ДПОП (23%). Наименьший удельный вес занимает в структуре спроса хореографическое искусство (4%).

Работа с поставщиками должна быть организована очень тщательно, поскольку своевременные поставки оказывают прямое влияние на финансовую деятельность МБУДО ДМШ и ее результаты. МБУДО ДМШ выступала заказчиком в 41 государственном контракте на сумму 6 488 тыс. руб.; основными поставщиками МБУДО ДМШ являются организации г. Новошахтинска и Ростовской области. Анализ поставщиков МБУДО ДМШ, участвующих в государственных закупках, представим в форме рисунка 3.

Рисунок 3  Доля участия поставщиков МБУДО ДМШ

в государственных закупках

Наибольший удельный вес в государственных закупках ресурсов (работ, услуг) в МБУДО ДМШ занимает МП «ККТС», обеспечивая учреждение тепловым паром (58%), а также АО «Донэнерго» и ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» (общая доля – 23%) – поставщики энергии.

Это оказывает положительное влияние на формирование цены образовательных услуг, поскольку тарифы на коммунальные услуги регулируются государством, т.е. являются фиксированными. С целью снижения транспортных расходов музыкальное оборудование закупается через торговых представителей различных фирм, которые работают на территории Ростовской области.

У МБУДО ДМШ есть конкуренты, которые работают с учреждением в едином сегменте рынка дополнительных образовательных услуг. В г. Новошахтинск на рынке дополнительных образовательных услуг присутствует три крупных компании (таблица 1).

С первого взгляда, по данным таблицы 1, в качестве основного конкурента МБУДО ДМШ выступает МБУК «ГДК и К», занимающий 45,75% доли рынка. Однако, МБУК «ГДК и К» уступает МБУДО ДМШ по численности обучающихся, а также по спектру оказываемых услуг. Кроме того, 77,5% персонала МБУК «ГДК и К» специализируется на предоставлении консультационных и методических услуг (библиотеки, архивы).

Таблица 1  Конкуренты МБУДО ДМШ в сфере оказания дополнительных образовательных услуг

Конкурент

Оказываемые

услуги

Численность учащихся, чел.

Объем

доходов,

руб.

Доля

рынка, %

МБУДО «ДХШ им. Н.В. Овечкина» (детская художественная школа)

5 отделений обучения по общеразвивающим программам, обучение по двум ДПОП, а также по направлению «Раннее эстетическое развитие»

426

6 856 900

9,54

МБУДО «ДШИ» (детская школа искусств)

14 отделений обучения по общеразвивающим программам, обучение по 6 ДПОП, а также по направлению «Раннее эстетическое развитие»

441

17 829 800

24,81

МБУК «ГДК и К» (городской Дом культуры и клубы)

Художественное, Литературное и исполнительское творчество (организация и постановка театральных и оперных представлений и концертов)

Прочая зрелищно-развлекательная деятельность (дискотеки, школы танцев), прочая деятельность в области культуры (библиотеки, архивы, клубы)

278

32 876 395

45,75

Справочно: МБУДО ДМШ

4 отделения обучения по общеразвивающим программам, обучение по 9 ДПОП, а также по направлениям «Раннее эстетическое развитие» и «Индивидуальные занятия»

416

14 301 983

19,90

Итого

71 865 078

100,00

По нашему мнению, основным конкурентом МБУДО ДМШ является МБУДО «ДШИ» (детская школа искусств), другие конкуренты имеют более узкий перечень образовательных услуг. МБУДО «ДШИ» охватывает практически те же направления дополнительных образовательных услуг, что и МБУДО ДМШ, имеет самый большой спектр услуг, наибольшую клиентскую базу, высокую долю рынка (24,81%). Кроме того, следует отметить выгодное месторасположение МБУДО «ДШИ», в центре города, как и МБУДО ДМШ.

Нами исследованы основные факторы внешней среды, но для комплексной оценки возможности успешной деятельности МБУДО ДМШ в существующей рыночной ситуации необходимо учитывать влияние всех внешних факторов окружающей среды. Рассмотрим влияние возможных факторов и проведем факторный анализ влияния внешней среды на МБУДО ДМШ (таблица 2).

Таблица 2 – Анализ угроз и возможностей внешней среды МБУДО ДМШ

Фактор внешней среды

Угроза

(балл)

Возможность

(балл)

Ответные меры

МБУДО ДМШ

1

2

3

4

Прямое воздействие внешней среды

Поставщики

Географическая удаленность

-2

 

Использование посредников

Надежность

 

+3

Укрепление и расширение связей с поставщиками

Конкуренты

Появление новых конкурентов

-2

 

Активизация на рынке образовательных услуг

Отсутствие видов услуг (направлений обучения), имеющихся у конкурентов

-2

 

Расширение спектра услуг, повышение качества образовательного процесса

Отсутствие видов услуг (направлений обучения) у конкурентов

 

+2

Расширение рынка сбыта

Потребители

Падение платежеспособного спроса

-4

 

Установление гибких цен с учетом платежеспособного спроса

Заинтересованность в услугах предприятия, рост покупательского спроса

 

+3

Преимущественное развитие музыкального исполнительства и обучения по ДПОП, расширение спектра услуг, рост численности обучающихся, повышение цен

Администрация г. Новошахтинска

Негативные изменения муниципального законодательства

-1

 

Ориентация на соблюдение нормативных актов Администрации г. Новошахтинска

Государство и его структуры

Отсутствие стабильного законодательства

-1

 

Ориентация на соблюдение законодательных актов

Предоставление большей самостоятельности МБУ в распоряжении финансами

 

+2

Расширение спектра услуг, повышение цен на услуги, расширение рынка сбыта

Косвенное воздействие внешней среды

Экономические факторы

Увеличение длительности перевода платежей

-2

 

Контроль над состояние расчетно-платежной дисциплины

Рост уровня безработицы

 

+2

Наем высококвалифицированных работников, омоложение персонала

Окончание таблицы 2

1

2

3

4

Увеличение ставки налоговых платежей

-1

 

Максимальное использование льгот по налогам

Политические факторы

Снижение политической стабильности

-1

 

Страхование от политических рисков

Технологические факторы

Отсутствие информации по новейшим технологиям

-1

+2

Разработка и применение инновационных методов обучения, участие в проектах и грантах

Культура, искусство

Падение интереса к культуре и искусству

-2

 

Формирование качественно новой системы образования, направленной на возрождение и сохранении культурных ценностей, эстетическое воспитание подрастающего поколения

Рост интереса к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры

 

+2

Расширение спектра услуг, рост цен на них, повышение квалификации преподавательского состава, расширение рынка сбыта

Итого

-19

+16

 

Анализ угроз и возможностей внешней среды предприятия МБУДО ДМШ показывает, что факторы внешней среды несут 11 угроз и рождают 7 возможностей. В балльном отношении оценка возможностей также уступает оценке угроз: интегральная оценка влияния угроз равна -19, а интегральная оценка возможностей +16 баллам. Таким образом, интегральная оценка угроз выше интегральной оценки возможностей на 3 балла. Это характеризует внешнюю среду, как не вполне благоприятную в существующих условиях функционирования МБУДО ДМШ.

Самую большую угрозу для учреждения среди факторов прямого воздействия внешней среды представляют конкуренты, с интегральной оценкой угроз и возможностей соответственно -4 и +2 баллов; среди факторов косвенного воздействия  экономические и политические факторы.

В целом преобладающая оценка угроз наблюдается, как по факторам прямого воздействия (-12, +10 баллов), так и по факторам косвенного воздействия внешней среды (-7, +6 баллов). Особую опасность для МБУДО ДМШ представляет внутриотраслевая конкуренция, поэтому для успешной деятельности учреждение должно максимально сконцентрировать свои усилия в данной сфере.

Способность МБУДО ДМШ реагировать и справляться с указанными изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха и условием осуществления запланированных стратегических изменений.

Список литературы

1. Драчева Е.Л. Менеджмент [Текст]: учеб. пособие / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – М.: Академия, 2014.

2. Радугина А.А. Основы менеджмента [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.А. Радугина.  М.: Центр, 2016.

3. Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг [Текст]: сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и научн. ред. А. А. Горячев. – М.: Экономика, 2013.

Просмотров работы: 647