По мнению педагогов [4], в условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребенка, поэтому приоритетной становится деятельность, направленная на:
- достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребенка к образованию;
- достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;
- достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.
В современных условиях урок остается основной формой обучения, поэтому качество подготовки обучающихся зависит во многом от уровня проведения урока, его содержательной и методической наполненности, его атмосферы.
По мнению А.Г. Асмолова [1], основным подходом при проектировании урока становится системно-деятельностный подход. Известно, что деятельностный подход представляет собой такой подход к организации процесса обучения, при котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Роль учителя заключается в создании условий для организации познавательной, исследовательской деятельности детей на уроке, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Таким образом, подготовка урока математики с позиции системно - деятельностного подхода осуществляется поэтапно:
учитель определяет, какое новое знание будет открыто на уроке;
учитель конструирует проблемную ситуацию;
учитель продумывает самостоятельную работу обучающихся;
учитель формулирует вывод по проблеме, к которому ученики смогут прийти сами; выбирает источники получения информации для решения проблемы;
учитель продумывает возможную формулировку решения проблемы;
учитель подбирает задания проблемного характера, которые нацелят ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагая индивидуальную или групповую работу.
Не секрет, что класс не бывает однородным: нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Как добиться реализации цели развития всех обучающихся при их столь разных возможностях?
Анализ научно-методических работ [2, 3, 4] показал, что для этого целесообразно:
- во-первых, использовать различные приемы целеполагания («тема-вопрос», «подводящий диалог», «ситуация яркого пятна», «создание проблемной ситуации», «мозговой штурм» и т.д.);
- во-вторых, использовать деятельностные методы и приемы обучения такие, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.;
- в-третьих, применять современные педагогические технологии: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, индивидуализированные технологии;
- в-четвертых, применять разнообразные формы контроля: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос и т.д.), письменный контроль (инновационный диктант, дифференцированная проверочная работа, тематический реферат, отгадывание кросснамберов), практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание), тестовый контроль (тесты с однозначным и многозначным выбором ответа, тесты на дополнение, тесты перекрестного выбора и идентификации), игровой контроль (кроссворд, олимпиады, нетрадиционные уроки);
-в-пятых, использовать различные приемы оценивания учебной деятельности ученика на уроке:
заполнение оценочных листов («по теме», «за четверть» и т.д.);
предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по выработанным критериям совместно с учителем;
создание ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.
В заключении хотелось бы отметить, что особенностью ФГОС является дифференциация требований к знаниям учащихся, в которой выделяется уровень обязательной подготовки, задающий нижнюю границу усвоения материала и доступный всем школьникам. Поэтому главная задача педагога сегодня – помочь ученику принять и выполнить принятое им решение, помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужные источники, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, вовремя его проконсультировать и осуществить контроль. Таким образом, детей нужно учить учиться, создавать условия для «выращивания» нового знания, для саморазвития и самореализации.
Список литературы
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г. Асмолов // Педагогика - 2009. -№4.- С.18-22.
Бурлакова Т.В. Педагогические средства индивидуализации процесса обучения матнматике в школе / Преподавание физико-математических и естественных наук в школе. Традиции и инновации: Тезисы конференции 29-30 марта 2017, Национальный исследовательский Нижегородский университет им. Н.И. Лобачевского. – Нижний Новгород, 2017. – С.76-77.
Диденко Л.А. Использование современных педагогических технологий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: учебное пособие / Л.А. Диденко. - Краснояр.гос.пед.ун-т им.В.П. Астафьева. Красноярск, 2015 г.
Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунова. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – 2-е изд. – М., 2013 г.