СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПАРФЮМЕРНО-КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИИ

Белоусова Л.Ф. 1, Меженская С.В. 2
1Филиал федерального ГАОУ ВПО «Южный федеральный университет» в г. Новошахтинске Ростовской области
2Филиал Южного федерального университета г. Новошахтинск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сохранение молодости, эластичности и свежести кожи, красоты лица, волос и тела, стремление выглядеть стильно и эффектно – эти жизненные потребности всегда актуальны для человечества. Решить формулу красоты помогают парфюмерно-косметические товары, придающие благодаря косметическому эффекту не только красивый внешний вид, но и имеющие большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение,наполняя нас и окружающих позитивными эмоциями.

Стремление к визуальной красоте, современным требованиям моды вызывает покупательский спрос и выступает своего рода двигателем развития рынка парфюмерно-косметической продукции России.

После распада СССР парфюмерно-косметическая отрасль пришла к упадку, осталось только 10 действующих предприятий из 24, восстановление внутреннего производства и рост импорта наметились к концу XX века, и в настоящее время рынок парфюмерной продукции входит в десятку крупнейших рынков Европы 6, с.76-78. Доля отечественного рынка парфюмерно-косметической продукции в мировой торговле составляет 3%, находясь на шестом месте по объемам продаж, уступая Франции, Германии, Великобритании, Испании и Италии 5.

По итогам 2016 г. объем продаж достиг 15,6 млрд. долларов, однако доля импортной продукции продолжает оставаться высокой и равна 70%. Кроме того, доля рынка российских производителей в физическом объеме продаж превышает долю рынка в стоимостных показателях, т.к. отечественные компании работают в среднем и нижнем ценовых сегментах (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика индексов физического объема продаж и оборота

розничной торговли парфюмерно-косметической продукции 9, с.324

Российский парфюмерно-косметический рынок продемонстрировал в 2015-2016 гг. более низкий рост в физическом объеме продаж, чем за весь период с 2009 по 2014 гг., что обусловлено падением деловой активности и сокращением по­купательской способности населения в период кризисных явлений в экономике и высокой инфляции. Согласно данным Минпромторга, несмотря на данную ситуацию, Россия остается крупнейшим рынком парфюмерно-косметической продукции в Восточной Европе. Отечественный рынок приближается к высокому уровню насыщения, по оценкам экспертов, емкость косметического рынка в России в 2017-2018 гг. составит около 16-18 млрд. евро 4.

Развитие рынка парфюмерно-косметической продукции продиктовано формированием потребительского спроса естественным образом, так почти 97% девушек старше 16 лет начинают пользоваться косметическими средствами ежедневно в течение всей жизни, набирает обороты спрос на детскую и мужскую косметику. Специалистами выделено несколько факторов, заставляющих приобретать косметические средства (рисунок 2).

Рисунок 2  Факторы, влияющие на спрос

парфюмерно-косметических средств в России 2

Приоритетными факторами являются наличие бренда и рекомендации друзей (по 16%), затем по уровню значимости идут удовлетворение ценой, заинтересованность продукцией через статью в СМИ, наличие в продаже любимой марки (по 13%).

В России зарегистрировано 1018 предприятий, специализирующих на парфюмерно-косметической продукции, из них наиболее популярные: ЗАО «Л'Ореаль», ЗАО «Эйвон Бьюти Продактс Компани», ООО «Орифлэйм Косметике», ОАО «Косметическое объединение Свобода», ОАО «Фаберлик», ЗАО «Мэзопласт» (Москва), ОАО «Невская Косметика» (Санкт - Петербург), ОАО «Арнеет» (Ставропольский край) и др. По количеству магазинов абсолютным лидером является «Магнит Косметикс»: данной парфюмерно-косметической сети принадлежат около 1000 магазинов, второе место за сетью «Л’Этуаль», владеющей 900 магазинами, затем с большим отрывом следует сеть «Yves Rocher», включающая около 300 магазинов 7.

Особенности российского рынка парфюмерно-косметической продукции заключаются, во-первых, в его зависимости от курса валют, во-вторых, в постоянном изменении и зависимости от модных тенденций и сезонных колебаний. К основным тенденциям российского парфюмерно-­косметического рынка относятся 8, с.3:

  • рост компетентности и требовательности потребителей продукции, что требует от продавцов-консультантов хорошего знания реализуемых товаров;

  • инновационность парфюмерно-косметической продукции;

  • увеличение удельного веса интернет-торговли (доля интернет-продаж составляет около 4%);

  • усиление конкуренции и уменьшение вследствие этого доли прямых продаж;

  • предпочтение покупателей парфюмерно-косметических товаров отечественного производства;

  • рост спроса на многофункциональную косметику и натуральные косметические средства;

  • разработка конкурентных стратегий продвижения в регионы, в частности, выход на ненасыщенные рынки малых городов.

Следует отдельно остановиться на инновационной ориентации парфюмерно-косметической продукции для создания уникальных торговых предложений, усложнения композиций и рецептур, включающих в свой состав все больше действенных ингредиентов. В соответствии с целями Стратегии развития «Фарма-2020» необходимо увеличить долю инновационной продукции в портфелях предприятий до 60%, делая наибольший на развитие таких направлений инновационной косметики, как клеточная, кислородная, информационная косметика, косметика с нано-частицами.

Продукция российских производителей, использующих современное оборудование и технологии, имеющая в своем составе натуральные компоненты, стала пользоваться большей популярностью у западных парфюмеров и дизайнеров. Следствием этого является постепенное проникновение российских фирм на мировой рынок путем открытия отечественных фирменных магазинов на территории иностранных государств.

В России для осуществления контроля безопасности с 1 июля 2012 г. введена система оценки соответствия парфюмерно-косметической продукции требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции» 3. Вступивший в силу Закон № 412-ФЗ, по сути, обеспечил создание системы государственного контроля качества лабораторных исследований для оценки парфюмерно-косметической продукции на территории государств-членов ТС 1. Это обеспечило рост качества отечественной продукции, поступающей на потребительский рынок (рисунок 3).

Рисунок 3  Динамика парфюмерно-косметических товаров ненадлежащего качества, поступивших на потребительский рынок 9, с.325

Данные рисунка 3 свидетельствуют о стабильной динамике снижения процента отечественных парфюмерно-косметических товаров ненадлежащего качества, поступивших на потребительский рынок, с 30,5% в 2005 году до 0,1% от числа отобранных проб по каждой товарной группе в 2016 году. Высокие требования менеджмента качества и усиление борьбы государства с контрафактной продукцией нацеливают производителей на внедрение нового оборудования и современных методов тестирования с учетом рекомендаций межгосударственных и международных стандартов.

Обобщая рассмотренные тенденции развития рынка отечественной парфюмерно-косметической продукции, отметим, что экономический кризис в России, санкции и падение курса рубля не затронули в значительной мере этот рынок, а наоборот, спровоцировали его дальнейшее развитие, обозначив его потенциал роста. Это обусловлено расширением торговых сетей за счет освоения незаполненных ниш и увеличения продаж через Интернет, развитием региональной составляющей, увеличением рекламных бюджетов.

Отечественные компании демонстрируют современный маркетинг, предлагают отличную упаковку и достойное качество парфюмерно-косметической продукции, формируя у российских покупателей культуру потребления. В целом, можно отметить, что парфюмерно-косметический рынок России  один из динамично развивающихся и перспективных.

Список литературы

1. Об ак­кредитации в национальной системе аккредитации Текст : федер. закон № 412-ФЗ от 28.12.2013.

2. Федеральная таможенная служба РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL:http://www.customs.ru/

3. О безопасности парфюмерно-косметической продукции Текст : Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 009/2011) от 23.09.2011 г. № 799.

4. Вахтеева Д.А. Особенности российского рынка косметических средств [Электронный ресурс] / Молодой ученый  2015.  № 21 (101).  Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=24860485

5. Дворников А. Маркетинг парфюмерно-косметических услуг в России // ФИНАМ [Электронный ресурс].  Режим доступа: http://finam.info/news/ marketing-parfyumerno-kosmeticheskih-uslug-v-rossii/

6. Жидкова Н.А. Бегство капитала из Южного федерального округа [Текст] / Н.А. Жидкова, И.В. Баранова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире.  2014. Т. 2.  № 6.  С. 76 - 78.

7. Итоги анализа рынка парфюмерии в России [Электронный ресурс] // B2Blogger.com.  Режим доступа: http://b2blogger.com/pressroom/206860.html

8. Николаева М.А. Анализ состояния и тенденций парфюмерно-косметического рынка в России Текст / М.А. Николаева, А.А. Ний // Экономические исследования. 2017.  № 1, с.3.

9. Россия в цифрах. 2017 [Текст] : Краткий статистический сборник. Росстат- M., 2017, с.324-325.

Просмотров работы: 635