К ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

К ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ

Мусабаева А.К. 1
1Магнитогорский государственный технический университет Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В центре внимания современной образовательной системы находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. Стремление к осознанию этнокультурной принадлежности, подъем национального самосознания вызывают интерес к национальной культуре и родному языку в регионах с многонациональным составом населения. В таких условиях проблема билингвизма приобретает особый характер.

Именно в дошкольном возрасте формируется личность ребенка, воспитываются чувства любви к родному краю, уважения к другим нациям, Отечеству и осуществляется приобщение детей к нравственно-духовному наследию своего народа посредством языка.

В языке наряду с общими элементами общественно - исторического опыта есть элементы национальной культуры, что, по мнению А.А. Леонтьева, обуславливает национально-культурную функцию языка. Язык - главный носитель культуры народа. Присваивая общественный опыт предшествующих поколений, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.

Факт бикультурности, двуязычия, характерный для современного общества, оказывает существенное влияние на процесс социализации дошкольников.

Степень воздействия бикультурной языковой среды на процесс социализации обусловлена многими факторами: этническим и национальным составом населения города, поселка, национальным составом группы ДОО, в которой находится ребенок; двуязычием в семье и его характером.

Данная проблема выявлена в работах Зимней Н.А., Выготского Л.С., Леонтьева А. А., Шахнорович А. М., Щерба Л.В. и др.

Билингвизм в дошкольном возрасте сегодня обрел особый статус: он вошел в число приоритетных направлений современной педагогики. Как показывают многолетние исследования, полноценное речевое развитие детей-билингвов происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада[2].

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного речевого развития личности ребенка». Федеральные государствен­ные образовательные стандарты дошкольного образования со­держат широкий спектр требо­ваний к условиям реализации основной образовательной про­граммы дошкольного образова­ния (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техни­ческим и финансовым, развиваю­щей предметно-пространствен­ной среде). К психолого-педаго­гическим условиям относится и обеспечение «взаимодействия с родителями (законными пред­ставителями) по вопросам обра­зования ребенка, непосредствен­ного вовлечения их в образова­тельную деятельность, в том числе посредством создания об­разовательных проектов совме­стно с семьей на основе выяв­ления потребностей и поддерж­ки образовательных инициатив семьи» [3].

Цель данной работы – теоретически изучить и экспериментально описать специфику детей билингвов дошкольного возраста.

Объектомисследования является процесс речевого развития детей билингвов дошкольного возраста.

Предмет исследования: воспитательные условия семьи, влияющие на речевое развитие детей билингвов дошкольного возраста.

Для достижения цели был поставлен ряд задач:

  1. Изучить теоретические основы проблемы.

  2. Выявить особенности речевого развития детей билингвов дошкольного возраста.

  3. Разработать и описать комплекс воспитательных условий семьи, влияющих на речевое развитие детей билингвов дошкольного возраста.

Методы исследования:

- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме, синтез; сравнение; классификация; обобщение;

- эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование родителей, анкетирование педагогов, методы количественного и качественного анализа данных.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятий «билингвизм», «речевое развитие», описании специфики семейного воспитания и речевого развития детей билингвов дошкольного возраста.

Результатом нашей работы предполагается разработка методических рекомендации по эффективному взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей билингвов дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Архарова К. Э. Билингвизм или Как сохранить родной язык?-М.: Лингво, 2011

  2. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. – М.: Академия, 2009. С.31-32

Просмотров работы: 87