Именно в дошкольном возрасте формируется личность ребенка, воспитываются чувства любви к родному краю, уважения к другим нациям, Отечеству и осуществляется приобщение детей к нравственно-духовному наследию своего народа посредством языка.
В языке наряду с общими элементами общественно - исторического опыта есть элементы национальной культуры, что, по мнению А.А. Леонтьева, обуславливает национально-культурную функцию языка. Язык - главный носитель культуры народа. Присваивая общественный опыт предшествующих поколений, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.
Факт бикультурности, двуязычия, характерный для современного общества, оказывает существенное влияние на процесс социализации дошкольников.
Степень воздействия бикультурной языковой среды на процесс социализации обусловлена многими факторами: этническим и национальным составом населения города, поселка, национальным составом группы ДОО, в которой находится ребенок; двуязычием в семье и его характером.
Данная проблема выявлена в работах Зимней Н.А., Выготского Л.С., Леонтьева А. А., Шахнорович А. М., Щерба Л.В. и др.
Билингвизм в дошкольном возрасте сегодня обрел особый статус: он вошел в число приоритетных направлений современной педагогики. Как показывают многолетние исследования, полноценное речевое развитие детей-билингвов происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада[2].
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного речевого развития личности ребенка». Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования содержат широкий спектр требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым, развивающей предметно-пространственной среде). К психолого-педагогическим условиям относится и обеспечение «взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» [3].
Цель данной работы – теоретически изучить и экспериментально описать специфику детей билингвов дошкольного возраста.
Объектомисследования является процесс речевого развития детей билингвов дошкольного возраста.
Предмет исследования: воспитательные условия семьи, влияющие на речевое развитие детей билингвов дошкольного возраста.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
Изучить теоретические основы проблемы.
Выявить особенности речевого развития детей билингвов дошкольного возраста.
Разработать и описать комплекс воспитательных условий семьи, влияющих на речевое развитие детей билингвов дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме, синтез; сравнение; классификация; обобщение;
- эмпирические: беседа, наблюдение, анкетирование родителей, анкетирование педагогов, методы количественного и качественного анализа данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятий «билингвизм», «речевое развитие», описании специфики семейного воспитания и речевого развития детей билингвов дошкольного возраста.
Результатом нашей работы предполагается разработка методических рекомендации по эффективному взаимодействию ДОУ и семьи по вопросам речевого развития детей билингвов дошкольного возраста.
Список литературы:
Архарова К. Э. Билингвизм или Как сохранить родной язык?-М.: Лингво, 2011
Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. – М.: Академия, 2009. С.31-32