ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПЮРЕОБРАЗНЫХ ПЛОДООВОЩНЫХ КОНСЕРВОВ ДЛЯ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В УНИВЕРСАМЕ «ПЯТЁРОЧКА» ГОРОДА МУРОМА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТОВАРОВЕДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ПЮРЕОБРАЗНЫХ ПЛОДООВОЩНЫХ КОНСЕРВОВ ДЛЯ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В УНИВЕРСАМЕ «ПЯТЁРОЧКА» ГОРОДА МУРОМА

Тарасова Н.А. 1
1ГБПОУ ВО Муромский промышленно гуманитарный колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Продукты детского питания предназначены для удовлетворения потребностей детского организма в питании на разных этапах его развития. Поскольку пища играет важную роль в жизни человека, является пластическим материалом для построения основных тканей и костей растущего организма, а также источником энергии, необходимой для восполнения всех энергетических затрат в процессе жизнедеятельности, то роль этой группы продуктов для детского организма чрезвычайно велика. Плоды и овощи являются источником углеводов, минеральных солей и витаминов, особенно витамина С. Большое значение в питании имеют различные вкусовые и ароматические вещества, содержащиеся в плодах и овощах. Они значительно улучшают вкус пищи, что способствует лучшему её усвоению.

В последние годы в России осуществляется ряд мер по расширению производства продуктов для детского питания, например многокомпонентных консервированных продуктов, состав которых соответствует специфике метаболизма детей различного возраста, способствует расширению ассортимента консервов и повышение пищевой и биологической ценности рационов питания.

Фруктовое или фруктово-овощное пюре вводится в рацион ребенка только после того, как в течение 2—3 недель он принимал соки. Пюре имеет полужидкую консистенцию, для придания которой в качестве структурообразователей (загустителей) используют небольшие количества крахмала, пшеничной муки (рисовой, манной и т.д.), пектины, гуаровую камедь и др. Пюре выпускают гомогенизированными, мелкоизмельченными и крупноизмельченными; рекомендуются детям соответственно 4—6, 6—9 и старше 9 мес.

В своей курсовой были использованы фруктовые гомогенизированные пюре для детского питания.

Цель данной курсовой работы провести экспертизу детского питания в универсаме «Пятерочка».

Для реализации цели в работе были решены следующие задачи:

  1. Рассмотреть методы проведения экспертизы;

  2. Рассмотреть идентификацию и фальсификацию продуктов детского питания;

  3. Провести экспертизу детского питания.

Глава 1. Товароведная характеристика и анализ показателей ассортимента детского питания

1.1 Классификация и ассортимент

Консервы для детей выпускают в широком ассортименте: фруктовые, овощные, плодоовощные, овощемясные, мясные и др.

Плодовые и ягодные пюреобразные консервы:

Ассортимент пюреобразных фруктовых консервов для детского питания включает несколько групп продукции, различающихся по:

– количеству входящих в них компонентов:

  • однокомпонентные плодово-ягодные пюре с сахаром из одного вида сырья с добавлением сахара от 4 до 18 %. Гомогенизированное пюре рекомендуются детям с 2 — 3-месячного возраста, протертые - с 6-месячной.

  • многокомпонентные плодоовощные пюре с сахаром (7 — 11 %), основой для которых служит яблочное пюре с добавкой одного-двух видов пюре других плодов и овощей. Предназначены для детей той же возрастной группы;

  • многокомпонентные пюре с крупами и молоком, или сливками. Основу (74 — 82 %) этих продуктов составляют фруктовые пюре, к которым добавляют 10 — 16 % молока или сливок, сахар и в отдельные консервы — крупы. Рекомендуются детям с 4 — 6-месячного возраста;

  • многокомпонентные пюре из смеси плодов и овощей, а также ягодных соков с сахаром с гарантированным содержанием витамина С (до 20 мг %) и каротина (до 1 мг %). Консервы этой подгруппы предназначены для питания детей с 4 — 6месячного возраста.1

составу входящих в них компонентов:

  1. пюре натуральные без каких-либо добавок из груш, яблок и их смеси;

  2. пюре с сахаром из абрикосов, сливы, алычи, вишни, груш, земляники, малины, персиков, слив, черники, черной смородины, шиповника, яблок одного вида или из смеси двух или трех видов этих плодов и ягод. 23Сахар добавляется в количестве 5 — 18 % в зависимости от кислотности плодов;

  3. пюре из полуфабрикатов тропических плодов с сахаром;

  4. пюре из яблок или яблок и моркови с соками из ягод (красной смородины, черники, черной смородины, облепихи) или шиповника;

  5. пюре из смеси плодов, ягод, овощей и соков;

  6. пюре из яблок с молоком, сахаром и крупами (манной, рисом);

  7. пюре из яблок, вишни или слив со сливками и с сахаром;

Пюреобразные плодовые и ягодные консервы могут выпускаться витаминизированными, с добавлением 0,05 % аскорбиновой кислоты. Основу всех видов фруктовых пюреобразных консервов составляют пюре из плодов и ягод одного вида или в смеси с другими фруктовыми или овощными пюре.

1.2 Потребительские свойства, химический состав и показатели качества

Химический состав продуктов детского питания.

Вода. Вода в продуктах детского питания находится как в связанном (сухие молочные смеси, крупы, мука для детского питания и др.), так и в свободном состоянии (соки, пюреобразные продукты, молоко для детского питания и т.д.).

По содержанию воды продуктов детского питания можно разделить на две группы:

продукты с низким содержанием воды — от 4,0 до 15,0%;

продукты с высоким содержанием воды — от 60,0 и почти до 90,0%.

Сухие вещества :

Углеводы в организме выполняют энергетическую функцию, обеспечивают нормальную функцию кишечника (клетчатка, полуклетчатка), защищают слизистую оболочку кишок от механических и химических раздражителей (пектиновые вещества).

Продукты на фруктово-ягодной основе — фруктовые пюре —обеспечивают организм ребенка углеводами, и прежде всего сахарами — глюкозой, фруктозой, сахарозой, в меньшей степени — крахмалом, клетчаткой, пектиновыми веществами. Соки для детского питания изготавливают чаще всего без добавления сахара, поскольку моносахара и сахароза в достаточном количестве содержатся в плодоовощном сырье.

Клетчатка (целлюлоза) образует клеточные стенки плодов и овощей. Содержание клетчатки зависит от вида растений: в плодах и овощах ее 1—2%, очень мало (0,2—0,5%) в мякоти кабачков, арбузов, дынь и вишни.

Клетчатка не растворима в воде и не усваивается организмом, суточная норма потребления составляет 20,0—30,0 г. Содержание клетчатки в плодах и овощах составляет 0,5—5,0%.

Гемицеллюлоза (полуклетчатка) входит в состав оболочек растительных клеток. К ним относятся гексозаны (галактан, маннан) и пентозаны (арабан, ксилан). Содержание гемицеллюлоз в плодах в среднем 0,1—0,7%.

Пектиновые вещества. Пектиновые вещества входят в состав клеточных стенок и срединных пластинок, в цитоплазму и сок вакуолей растительных клеток. Содержание их в плодах и овощах составляет в среднем 0,3—2,0%. Больше всего пектиновых веществ в яблоках, айве, крыжовнике, черной смородине, облепихе.

Органические кислоты (яблочная, лимонная, щавелевая, молочная и др.), входящие в состав продуктов детского питания на плодоовощной основе, придают им кислый вкус. Кроме того, органические кислоты 1обладают бактерицидными свойствами по отношению к микрофлоре кишечника, а также стимулируют деятельность пищеварительных желез желудка и кишечника, нередко сниженную по различным причинам у детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста.2

Витамины играют исключительно важную роль, поскольку обеспечивают нормальное течение биохимических и физиологических процессов. Как уже отмечалось, в организме детей они не синтезируются, а поступают только с пищей. Поэтому продукты детского питания на растительной и животной основе служат для ребенка:

- основными источниками витаминов. В то же время витамины не обладают энергетическими и пластическими свойствами.

Консервы на фруктово-ягодной основе — пюре — являются основным источником витаминов С, Р и β-каротина для детского организма. Они содержат умеренное количество витаминов группы В, а также РР: от 0,01 до 0,60 мг/100 г и от 0,2 до 0,60 мг/100 г в зависимости от вида консервов соответственно. Содержание витамина С колеблется от 1,4 до 9,6 мг/100 г. Однако аскорбиновая кислота в процессе переработки в большей степени разрушается, поэтому соки дополнительно обогащаются ею в количестве от 15 до 50 мг/100 мл, что удовлетворяет от 30 до 100% суточной потребности детского организма в ней.

Минеральные вещества в продуктах детского питания представлены в основном макроэлементами — натрием, калием, кальцием, магнием, фосфором, а также железом. Они обеспечивают построение опорных тканей скелета (кальций, фосфор, магний), поддерживают необходимую осмотическую среду клеток в крови, участвуют в образовании специфических пищеварительных соков (хлор), гормонов (йод, цинк, медь), переносе кислорода в организме (железо, медь).

Дубильные и красящие вещества. Эти вещества обладают Р-активными свойствами. Дубильные вещества придают плодам терпкий вяжущий вкус. В целом в растительном сырье их содержание колеблется от 0,05 до 0,2 %, больше только в черной смородине (до 0,4%) и терне (до 1,7%). В овощах их содержание ниже, чем в плодах. Консервы на фруктово-ягодной и овощной основе представляют собой гомогенизированную пюреобразную массу. При их изготовлении помимо растительного сырья добавляют поваренную соль, сахар, сливочное масло, молоко, рис, муку и т.д.

Показатели качества консервов

Качество консервов во многом зависит от технологических свойств сырья, отсутствия дефектов, особенно критических. Определяющие показатели качества сырья для многих видов консервов во многом аналогичны свежим плодам, овощам, поэтому регламентируются одними и теми же стандартами. Оценка качества консервов производится по следующим показателям: назначению, сохраняемости, эргономическим, эстетическим, безопасности.

Показатели назначения (или физико-химические) характеризуют пищевую и диетическую ценность, функциональное назначение, профилактическую значимость, чистоту и структуру консервов. Основными показателями назначения являются массовая доля сухих или растворимых сухих веществ (чаще устанавливается для фруктово-ягодных консервов), составных частей (для компотов и натуральных консервов), титруемых кислот (для многих видов), витамина С, каротина, (для консервов детского питания), заменителей сахара (сорбита, ксилита — для диетических консервов), жира (для закусочных и обеденных консервов), а также масса нетто (или объем), размер плодов и овощей (или их количество) в упаковочной единице, посторонние примеси, в том числе растительного происхождения. Реже применяются специфические показатели — массовая доля сахара, хлоридов, пектина, мякоти, осадка, минеральных примесей, этилового спирта и др.

К показателям сохраняемости относится основной показатель— состояние внутренней поверхности металлической тары (для всех консервов) 1и специфический — срок хранения.

Эргономические показатели регламентируют органолептические свойства консервов, которые характеризуются основными показателями: внешний вид, цвет, вкус и запах. Внешний вид, цвет и запах натуральных консервов и компотов должны быть близки к натуральному сырью. Для других групп консервов указываются регламентированные значения показателей, которые приобретены в результате переработки. При оценке внешнего вида устанавливаются равномерность по величине, форме, цвету, отсутствие деформации, повреждений механических, болезнями и вредителями. В ряде случаев устанавливаются допускаемые отклонения.

Эстетические показатели определяются внешним видом потребительской тары: состоянием внешней поверхности, маркировкой и эстетическим оформлением этикетки или литографии.

К показателям безопасности относят качество укупоривания консервов, рН, микробиологические показатели, массовую долю консервантов, тяжелых металлов, пестицидов, микотоксина патулина, герметичность консервов, микробиологическую стабильность, пищевую безвредность (доброкачественность), промышленную стерильность.

1.3 Основные этапы производства

При производстве пюре продуктов используют новую технологию -1 подготовленное сырье насыщают диоксидом углерода под давлением с последующим мгновенным сбросом давления, что обеспечивает тонкое измельчение продукта за счет освобождения СО2 из частичек продукта. Экспериментально доказано существенное снижение микробиальной обсемененности продукта.

Все сырье тщательно моют и инспектируют, ополаскивают под душем, очищают и измельчают.

Назначение мойки - удаление поверхностного загрязнения землей, ядохимикатами, благодаря чему снижается микробиологическая обсемененность и облегчается сортировка по качеству. Эффективность мойки повышается, если ее сочетают с обработкой ультразвуком, моющими агентами, вибрационными колебаниями.2

Инспектирование включает в себя отбраковку дефектных, пораженных болезнями и вредителями экземпляров.

Очистка сырья. Заключается в освобождении от несъедобных или малоценных в пищевом отношении частей - кожицы, косточек, семян, плодоножек, семенных камер и т.д., за счет чего увеличивается количество съедобной части. Применяют химический способ очистки: сырье обрабатывают в горячем (80-90°С) растворе каустической соды. При этом происходит ослабление связи между кожицей и прилегающими паренхимными тканями, кожица легко удаляется. Влага под кожицей как бы вскипает, вследствие чего кожица разрывается и частично отделяется. Окончательно кожица отделяется в моечной машине. При этом наблюдаются частичные потери витаминов, в основном за счет кожицы, богатой этими веществами. В то же время инактивируются ферменты и прекращаются биохимические процессы, ведущие к потерям пищевых веществ.

Разваривание. Подготовленное сырье разваривают до такого состояния, чтобы его можно было протереть на протирочной машине. Продолжительность зависит от вида, сорта, степени зрелости, размера плодов или ягод (фруктов) и размера нарезанных кусочков. Разваривание проводят в дигестере, используя острый, предварительно очищенный пар.

Протирание проводят сразу же после тепловой обработки сырья на специальных протирочных машинах при производстве пюреобразных продуктов и соков с мякотью. Его проводят после тепловой обработки, когда окислительные ферменты инактивированы. Трехкратное протирание сырья дает более тонкое измельчение и способствует сокращению отходов. При этом диаметр отверстий сит в первой машине должен быть 1,5-2 мм, во второй - 0,8-1, в третьей - 0,4-0,5 мм. Для более тонкого измельчения массу подают на гомогенизатор ОГБ, что повышает усвояемость продукта. Гомогенизация - тонкое измельчение мякоти до размеров частиц 10-30 мкм.

Протертую и гомогенизированную массу подвергают деаэрации.

Деаэрация - удаление воздуха из продукта. Проводят на разных стадиях технологического цикла с целью предотвращения окисления лабильных компонентов кислородом воздуха. При производстве консервов на фруктово-ягодной основе продукт нагревают и отсасывают воздух, создавая тем самым вакуум на 10-20 мин. Для этого используют деаэраторы непрерывного действия.

После деаэрации смесь подогревают с таким расчетом, чтобы при фасовании температура продукта была не ниже 80ºС.

Горячую смесь (температура продукта 97-98°С) расфасовывают на непрерывно действующих теплообменниках с автоматическим регулированием температуры. При этом способе в несколько меньшей степени разрушаются витамины и другие полезные вещества. При такой температуре продукт фасуют в горячую подготовленную тару вместимостью не более 0,2 дм3 (для детских учреждений допускается фасование в стеклянные баночки вместимостью не более 1дм3), немедленно укупоривают и стерилизуют.

Асептическая стерилизация - стерилизация продукта путем быстрой тепловой обработки с последующим охлаждением, его фасованием в стерильную тару различной вместимости в стерильных условиях и хранение в герметически укупоренной таре, исключающей возможность попадания извне микроорганизмов. Асептическое консервирование применяют при заготовке пюреобразных и жидких полуфабрикатов, используемых для изготовления консервов для детского питания.1

1.4 Требования к сырью

Для детского питания используют сырье, отвечающее требованиям стандарта, предъявляемым к высшему и первому сорту.

Таблица 1- ГОСТ 27572-87 Яблоки свежие для промышленной переработки

Наименование показателя

Норма для товарного сорта

 

первого

Внешний вид

Плоды здоровые, свежие, целые чистые, вполне развившиеся, без повреждений с/х вредителями, без механических повреждений, типичной для данного помологического сорта формы и окраски, с плодоножкой или без неё

Запах и вкус

Свойственные данному помологическому сорту, без постороннего запаха и привкуса

Степень зрелости

Техническая, потребительская. Плоды однородные по степени зрелости

Размер плодов по наибольшему поперечному диаметру, см, не менее

6,0

Таблица 2- ГОСТ Р 51603-2000 Бананы свежие

Наименование показателя

Характеристика и норма для классов

 

экстра

первого

Внешний вид

Плоды одного помологического сорта

Вкус и запах

Специфический запах спелых бананов, вкус сладкий, без постороннего привкуса и аромата.

Зрелость

Плоды потребительской степени зрелости с зеленовато-желтой, желтой окраской кожуры, но не перезревшие, плотные, округлые, мякоть кремовая

Размеры плодов: -по наибольшему поперечному диаметру, см -по длине, см, не менее

3,0 - 4,0

 

20,0

19,0

1.5 Характеристика потребительской тары, маркировки, и хранения

Для упаковывания продукции применяют потребительскую тару (банки, бутылки, тубы, тару из полимерных и комбинированных материалов).

Тара с продукцией должна быть целой, чистой, без подтеков продукции.

Не допускается продукция в банках бомбажных, с хлопающими концами и другими дефектами, обусловленными требованиями инструкции о порядке санитарно-технического контроля консервов на производственных предприятиях, оптовых базах, в розничной торговле и на предприятиях общественного питания, утвержденной органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Банки и тубы с продукцией должны быть герметично укупорены.

Крышки банок с продукцией должны быть вогнутыми или плоскими.

Маркировка потребительской тары должна включать в себя художественное оформление, текст на этикетке или поверхности тары и условные обозначения.1

Художественное оформление должно производиться полиграфическими способами и осуществляться наклеиванием бумажной этикетки или печатанием непосредственно на поверхности тары.

Бумажная этикетка должна быть чистой, без подтеков, целой, наклеенной на тару аккуратно, без морщин и перекосов.

Текст на этикетке или поверхности потребительской тары должен содержать следующие данные на государственном языке страны-изготовителя:

- штриховой код (по возможности);

- наименование предприятия-изготовителя, его адрес и товарный знак;

- наименование продукции;

- обозначение нормативного документа на продукцию без указания года утверждения;

- массу нетто или объем;

- сорт (при наличии);

- срок годности (в случае невозможности нанесения его на крышку тары), информационные данные о пищевой и энергетической ценности 100 г продукта и другие дополнительные сведения по нормативному документу на продукцию.

На крышке стеклянной и полимерной тары, литографированных металлических банок и тубы должны наноситься условные обозначения, указывающие:

- номер смены (бригады) - одна-две цифры;1

- срок годности - надпись «годен до» и шесть цифр;

- число - две цифры;

- месяц - две цифры;

- год - две последние цифры текущего года.

Хранение

Продукцию хранят в хорошо вентилируемых складских помещениях на деревянных стеллажах или поддонах при относительной влажности не более 75%.

Температура плодовой и ягодной консервированной продукции во всех видах тары - от 0 до 25ºС

Сроки хранения продукции со дня выработки устанавливают в нормативном документе на продукцию конкретного вида. Сроки хранения, гарантирующие бактериологическую стабильность, не устанавливают.2

1.6 Возможные причины порчи консервов

Изменение качества консервов при хранении вызывается физическими, биохимическими, химическими и микробиологическими процессами.

К физическим процессам относят деформацию тары вследствие небрежного отношения к ней, что приводит к утрате товарного вида консервов, а иногда даже к нарушению герметичности.

К химическим процессам относят меланоидинообразование, химический бомбаж (см. с. 255), электрохимические реакции замещения. Все они вызывают снижение или утрату доброкачественности консервов.

Меланоидинообразование - это неферментативная реакция взаимодействия редуцирующих сахаров с аминокислотами с последующей их конденсацией и полимеризацией, при этом образуются темноокрашенные соединения - меланоидины. Реакция начинается при тепловой обработке и завершается при хранении. Интенсивность меланоидинообразования снижается в кислой среде при наличии достаточных количеств аскорбиновой кислоты, фенольных соединений, при непродолжительной тепловой обработке.

Электрохимические реакции коррозии металлов тары увеличивают в консервах' содержание олова и железа. Коррозию металлов ускоряет кислород из незаполненного пространства банки, яблочная кислота и нитраты в продукте, В икре из кабачков и баклажанов, в яблочных нектарах отмечается наиболее интенсивный переход олова и железа в продукт.

Биохимические процессы при хранении представлены в основном окислительными, приводящими к необратимому разрушению витаминов и других биологически активных веществ. Окисляются кислоты, особенно яблочная и хинная, а также каротин, в результате чего изменяются вкус и цвет консервов, прогоркают жиры и ухудшается вкус.

Микробиологические процессы вызывают микробиологический бомбаж и "плоское скисание".1

1.7 Краткая характеристика универсама «Пятерочка»

Универсам «Пятерочка» расположен по адресу: г. Муром, улица Карла Маркса, 75.

Торговое предприятие имеет печать со своим наименованием, фирменным знаком (символикой).

Универсам «Пятерочка» несёт ответственность по своим обязательствам только в пределах своего имущества.

Основной целью универсама «Пятерочка» является получение прибыли от выручки.

Основными видами деятельности торгового предприятия является:

- организация торговли продовольственных товаров;

- проведение товарообменных операций;

- закупка и продажа товара;

Ценообразование формируется, в соответствии, с действующим законодательством.

Универсам обслуживает контингент покупателей с различным уровнем дохода. В основном ориентирован на покупателей со средним уровнем дохода.

Торговая организация имеет удобное место расположения. Это говорит о том, что в нём всегда будут покупатели.

Торговая площадь универсам «Пятерочка» составляет 305,3м2. Имеется складское помещение, кладовая, туалет, кухня общей площадью 36,8м2, площадь занимаемая администрацией составляет 30,1м2. Площадь торгового зала составляет 170.6м2. Универсам «Пятерочка» занимает первый этаж.

Использование торгового оборудования связано с общей площадью, планировкой основных помещений, особенностью товаров, формой продажи. В торговом зале используют стеновые панели, решётки, прилавки, кронштейны.

В подсобных помещениях используют следующее оборудование подтоварники для хранения товара в упакованном виде, холодильные камеры, стеллажи, кронштейны. Всё торговое оборудование, используемое, в магазине соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим требованиям. Сейчас выбор торгового оборудования всевозможный, но к сожалению не каждый руководитель организации позволит иметь в магазине современное оборудование. Универсам «Пятерочка» старается обновлять, чтобы потребители оставались довольные внешним видом магазина.

Предприятие производит разгрузку, расфасовку, транспортировку товаров, приёмку их по количеству и качеству, хранение, подготовку к продаже, продажу.

Основная деятельность предприятия, связана с продажей продуктов питания и обслуживанием покупателей, отбором, расчётом за товары и т. д.

В универсаме «Пятерочка» работает 20 человек. Из них:

10 человек – продавцов,

2 человека – бухгалтера,

1 человек – экономист,

1 человек – юрист,

1человек – водитель,

2 человека – уборщиц,

1человек – дворник,

2 человека – разнорабочие.

Режим работы оптимальный, т. к. при его составлении были учтены основные факторы; объём покупательских потоков в районе его деятельности и их распределения в течение дня предусматривает наиболее удобные для населения часы начало и конец работы.

График выхода на работу рационален, т.к. соблюдается продолжительность рабочего времени, предусмотренная трудовым законодательством. Предусматривается время на подготовительную – заключительную работу с включением его в рабочее время, обеспечивается ритмичное чередование труда и отдыха работников в течение дня.

В универсаме «Пятерочка» практикуется система управления качества труда работников. Для этого работники проходят курсы повышения квалификации и еженедельно занятия по продажам. Учёт качества труда торговых работников ведётся ежедневно и осуществляется заведующим универсама. Оценку качества труда заведующих даёт директор. Применение этой системы позволяет объективно оценить труд каждого работника и обеспечивать правильное материальное стимулирование, что выражается в денежной премии - 15% от оклада работников.

При снижении уровня качества труда, как правило, это не выполнение работниками своих функций, нарушении трудовой дисциплины, плохое обслуживание покупателей и другие упущения в работе, к работникам применяются дисциплинарные наказания в виде лишения премии, а в крайнем случае, увольнения. Структура аппарата управление торгового предприятия предполагает непосредственное подчинение всех категорий работников руководителю организации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что универсам «Пятерочка» - это предприятие, которое характеризуется, как стабильно развивающееся, платёжеспособное, своевременно рассчитывается по платежам. Задолженности перед бюджетом и своими поставщиками не имеет. Основная деятельность универсама «Пятерочка», связана с продажей продуктов питания и обслуживанием покупателей, отбором, расчётом за товары. ведется на высоком уровне.

Расположение и материально-техническое обеспечение предприятия благоприятствует успешному осуществлению коммерческой деятельности. Число, техническое состояние и размеры предложения конкурентов на обслуживаемой территории также благоприятны для изучаемой организации. Работа по заключению и выполнению договоров.

1.8 Анализ ассортимента товаров в универсаме «Пятерочка»

Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары. Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительскому назначению, степени сложности ассортимента). Продовольственные товары, реализуемые в магазине можно разделить на следующие товарные группы:

- хлеб и хлебобулочные изделия;

- бакалейные товары (крупа, мука, макаронные изделия, сахар, соль, чай, кофе);1

- кондитерские изделия;2

-гастрономические продукты (колбасы, копчености, консервы, сыры, молочные продукты, алкогольные напитки);

- мясо, рыба;

- плоды, овощи;

Рассмотрим глубину торгового ассортимента на примере детских смесей, которые представлены следующими торговыми марками: «Nutrilak Premium», «Симилак Премиум», «Nutrilon», «Малыш Истринский», «Малютка», «Nan», «Nestogen».

Исходя из этих данных, можно установить, что глубина ассортимента данной продукции составляет 7 торговых марок: Гл -7. Кроме того, единицей измерения показателя глубины может служить модификация торговой марки или товарный артикул. Например, смесь «Nan» имеет следующие модификации – с 6 месяцев, с рождения; «Nutrilon» - c 18 месяцев, с 12 месяцев, с 6 месяцев, с рождения; «Симилак Премиум» - с 12 месяцев, с 6 месяцев, с рождения. А например смесь «Малютка» представлен следующими товарными артикулами, различающимися упаковкой, её вместимостью - 350; 700 г.

В условиях насыщенного рынка широкий ассортимент товаров обеспечивается за счёт увеличения количества товаров отдельных видов, но разных товарных марок и их модификаций. Зачастую различия между торговыми марками, производимыми различными изготовителями, несущественны и обусловлены в основном разным рецептурным составом, упаковкой и маркировкой. Это объясняется тем, что возможности разработки принципиально новых видов и наименований товаров ограничены из-за отсутствия или недостаточности нетрадиционного сырья и/или технологий. Поэтому для формирования спроса и стимулирования продаж организации-производители вынуждены затрачивать больше средств, в том числе на рекламу и Брендинг (метод создания престижности и известности торговой марки).

Рассмотрим показатель устойчивости ассортимента на примере детской продукции. В универсаме «Пятерочка» ассортимент детских каш представлен следующими наименованиями: «Каша Heinz», «Каша Bebi Premium», «Каша Nestle», «Каша Фрутоняня», «Каша Малышам».

Таким образом, данный ассортимент представлен 5 наименованиями, то есть Шд— 5, однако устойчивым спросом у потребителей пользуются только три наименования (У=3) - это каша «Nestle», «Фрутоняня», «Малышам».

Исходя из этих данных, можно определить, что коэффициент устойчивости детской каши составляет 60%

Это говорит о том, что 60% каш реализуемых в магазине является устойчивым товаром и постоянно потребляется населением.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определённое наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения.

Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь ввиду, что вкусы и привычки со временем меняются, поэтому устойчивость ассортимента должна быть рациональной.1

Новизна (обновление) ассортимента - ещё один важный показатель, который мы определим на примере детского пюре.2

Итак, в магазине «Пятерочка» ассортимент детского пюре представлен под именованиями: «Фрутоняня», «Heinz», «Малышам», «Бабушкино Лукошко».

Таким образом, действительная широта данной продукции составляет 4 наименований (Шд =4), причём 2 этих наименований (Н=2): «Малышам», «Фрутоняня»- появились на прилавках магазина сравнительно недавно, то есть они относятся к новому товару. Следовательно, можно посчитать степень обновления:

Этот коэффициент показывает нам, что обновляемость товара составляет 50%, а это значит, что в магазине товар периодически обновляется, ведётся закупка новых видов товара.

Таким образом, исходя из выше сказанного в магазине «Пятерочка» количество заказываемых товаров рассчитывается так, чтобы обеспечить устойчивость ассортимента и бесперебойную продажу до очередного завоза и вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза товаров и среднедневную их реализацию, неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза. При определении частоты завоза товаров учитывают физико-химические свойства товаров, предельные сроки их реализации, среднедневной объем продажи, размеры установленных неснижаемых товарных запасов и другие факторы.

1.9 Управление ассортиментом в торговом предприятии

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателя и рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия зависят от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

Несмотря на финансовые трудности и экономическую нестабильность предприятие сумело удержать рынок сбыта товаров расширить свою деятельность, связанную с розничной торговлей за последние годы. Предприятие представляет покупателям большой ассортимент продукции, что означает повышение спроса и, следовательно, увеличение объема продаж, что в свою очередь, ведет к увеличению объемов расчетных операций. Проведенный анализ факторов, влияющих на реализацию товара, показал, что, не смотря на увеличение товарооборота в целом, многие резервы роста не были использованы, поэтому необходимо:

- улучшить условия хранения товаров, чтобы избежать порчи продуктов, для этого следует дополнительно закупить холодильное оборудование больших размеров;

- провести маркетинговые исследования рынка;

- сократить закупку неходовых видов товаров;

- наладить более равномерную поставку товаров от поставщиков;

особое внимание обратить на условия выполнения договорных обязательств;

обратить внимание на уровень квалификации работников склада;

- повысить уровень организации труда;

- обеспечить жесткий контроль над всеми показателями, влияющими на объем реализации.1

Глава 2. Экспертиза качества детского питания

2.1. Методы проведения экспертизы

1. Правила приемки и отбора проб для анализа качества плодоовощных продуктов для детского питания

2. Оценка органолептических показателей продукта

3. Анализ физико-химических показателей качества1

2.2 Идентификация и фальсификация продуктов детского питания

Идентификационная экспертиза качества, как мы уже установили выше, является основополагающей при оценке, экспертизе качества, сертификации. Все эти действия с товаром направлены на установление соответствия того или иного изделия определенным требованиям.

«Соответствие - соблюдение всех установленных требований к продукции, процессу или услуге» Поскольку понятие «соответствие» является философским, то в практической деятельности устанавливают уровень (степень) соответствия, сопоставляют фактические результаты показателей к установленным требованиям. Уровень соответствия товара можно выражать в коэффициентах соответствия либо в процентах.

Степень соответствия товара по тем или иным показателям может оцениваться как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.

Со стороны производителя товара степень соответствия может устанавливаться по следующим показателям: нормативным; техническим и технологическим; безопасности. Соответственно различают несколько видов деятельности по оценке степени соответствия качества товаров со стороны производителя: оценка качества, экспертиза качества и сертификация соответствия.

Целями оценочной деятельности по степени соответствия данного изделия тем или иным критериям со стороны производителя товар может идентифицироваться при оценке качества, экспертизе качества и сертификации. При этом получаемые результаты исследования по тем или иным показателям могут быть как общими, так и различными в зависимости от поставленной цели. Соответственно, различно и оформление получаемых результатов.

Оценка (контроль) качества - совокупность операций по выбору номенклатуры показателей качества, определению их фактического значения и сопоставлению с нормативными требованиями.

Оценку (контроль) качества со стороны производителя могут осуществлять как субъекты рыночных отношений - производители, продавцы, представители потребителя, так и контролирующие организации.

Контроль качества проводится представителями компетентных контрольных органов (государственного, ведомственного или внутрифирменного контроля). К ним относятся государственные инспекторы Госторгинспекции, Госстандарта, санитарные врачи Госкомсанэпиднадзора, контролеры ведомств и отделов контроля на предприятиях, сотрудники пищевых лабораторий предприятий промышленности, торговли, общественного питания, общества защиты прав потребителя.

Номенклатура проверяемых показателей ограничивается лишь требованиями, предусмотренными НД, причем она может быть полной или ограниченной несколькими показателями (например, только органолептическими показателями).

Конечный результат контроля качества может быть оформлен в виде технического документа (качественного удостоверения, спецификации, акта проверки, заключения).1

При оценке (контроле) качества товаров по стандартным показателям с использованием стандартных методов ставится только одна цель: выявление соответствия представленного продукта требованиям стандарта, указанного на маркировке, упаковке или в сопроводительных товарно-транспортных документах. По результатам оценки качества в этом случае могут быть даны только следующие два заключения:

·продукт соответствует требованиям стандарта;

·продукт не соответствует требованиям стандарта.

Давать заключение о подделке, фальсификации товара на основе полученных результатов оценки качества - неправомерно.

Экспертиза качества - это исследование тех или иных индивидуальных показателей товара с определенной целью.

При проведении экспертизы качества товаров могут ставиться различные цели:

- Идентификация товара и его происхождение.

- Выявление фальсификации представленного продукта.

- Выявление соответствия представленного продукта данной группе товаров.

- Установление производителя продукта, время выработки и срока хранения.

- Выявление посторонних веществ и загрязнителей.

- Установление степени разбавления, фальсификации, загрязнения пищевых продуктов.

- Выявление фальсификации товарно-сопроводительной документации и упаковки.

- Установление степени опасности продовольственных товаров.1

По результатам экспертизы качества могут даваться различные заключения исходя из поставленной цели. Таким образом, экспертиза качества и безопасности продовольственных товаров дает намного больше информации, чем это требуют стандарты. Поэтому в настоящее время, в соответствии с федеральным законом, необходимо создавать новые службы по проведению товароведческой экспертизы. Однако в настоящее время не имеется официально установленного органа по проведению товароведческой экспертизы качества товаров, кроме научно-исследовательских лабораторий при Министерстве юстиции РФ.

Результаты экспертизы качества товара оформляются экспертным заключением одного или нескольких экспертов.

Но это не относится к сертификации в нашей стране. В России разработкой стандартных требований к продукции занимается та или иная отрасль, производящая товары, а Госстандарт оформляет эти требования к качеству продукции в виде нормативных документов. Он же и контролирует соответствие продукции установленным им же требованиям. При этом сертификат соответствия выдается не на каждую партию товара, как за рубежом, а на продукцию, которая будет производиться в будущем (на 1-2 года вперед).

В отличие от оценки (контроля) качества при определении термина "сертификация" в качестве необходимого условия регламентируется надлежащая идентификация продукции. Более того, в системе сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья указывается, что перед проведением испытаний по показателям безопасности продукция должна быть проверена на соответствие требованиям, установленным стандартами, по органолептическим и физико-химическим показателям.

При сертификации все показатели подразделяются на три группы: первая - показатели для целей идентификации; вторая - для подтверждения показателей безопасности и других обязательных требований для целей обязательной сертификации; третья - по любым показателям, не относящимся к обязательным требованиям, для целей добровольной сертификации. Конечным результатом сертификационных испытаний является выдача сертификата соответствия производителю товара на право выпускать ту или иную продукцию.1

Идентификация как начальный этап оценочной деятельности предусматривается в НД лишь для сертификации, хотя оценка и контроль качества также не могут проводиться, если продукция не идентифицирована. Однако лишь в Правилах Системы сертификации ГОСТ Р указывается, что при отрицательных результатах идентификации дальнейшие испытания не проводятся.

Со стороны потребителя товара степень соответствия может устанавливаться по следующим показателям: оценка качества, собственный опыт, мнение других.

При этом со стороны покупателя имеется только одна цель при оценке степени соответствия товара - его покупка.

В настоящее время во всем мире ужесточились требования, предъявляемые потребителем к качеству товаров. Если раньше, в условиях монополистической деятельности государств и предприятий, у потребителя не было возможности выбирать более качественные товары, то в условиях свободного рынка у покупателя имеется огромный выбор разнообразных товаров. И теперь он стоит перед другой проблемой - как выбрать наиболее оптимально высококачественный товар с минимальной ценой. И в этих условиях товарного изобилия потребителю нужно дать как можно больше информации, чтобы он мог правильно идентифицировать тот или иной товар, необходимый для удовлетворения его потребности. В результате возникает необходимость в формировании знаний потребителя с помощью общепопулярных изданий о качестве и свойствах всех товаров, реализуемых в розничной и мелкооптовой торговле.1

2.3. Экспертиза продуктов детского питания

Объекты

1. Яблочно-банановое пюре «Фруто Няня»

ОАО «Прогресс»,398902

Россия, г. Липецк,

ул. Ангарская, владение 2.

2. Яблочно-банановое пюре «Бабушкино лукошко»

ОАО «Завод детского питания «Фаустово»», 140240

Россия, Московская область,

Воскресенский район, пос. Белоозерский,

ул. Пионерская, 23

3. Яблочно-банановое пюре «Heinz»

H.J/. Heinz,

Plada Industrial S.r.l.,

Via Migliara, 45,

Latina, Italy

1) Правила приемки и отбора проб для анализа качества плодоовощных продуктов для детского питания.

  1. Правила приемки – по ГОСТ 26313 – 84.

Удостоверение качества, сопровождающее партию консервов, должно содержать:

  • номер документа и дату его выдачи;

  • наименование продукта;

  • наименование предприятия-изготовителя и его адрес;

  • номер партии и дату отгрузки;

  • вид потребительской тары и её вместимость;

  • количество потребительских упаковочных единиц

  • массу нетто продукта в потребительской упаковочной единице;

  • дату изготовления;

  • срок годности;

  • условия хранения;

  • обозначение стандарта;1

  • информацию о подтверждении соответствия.2

  1. Контроль органолептических, физико-химических показателей, массы нетто, качества упаковки и маркировки проводят для каждой партии консервов.

  2. Качество измельчения гомогенизированных консервов определяют при возникновении разногласий в органолептической оценке их качества.

  3. Контроль за содержанием токсичных элементов, пестицидов, микотоксинов патулина, зеаралеона и афлотоксинов В1 и М1, нитратов и радионуклидов проводят с периодичностью, установленной изготовителем по согласованию с терротириальным уполномоченным органом, но не реже одного раза в квартал.

  4. Микробиологический контроль качества партии соков проводят в соответствии с инструкцией о порядке санитарно-технического контроля консервов на производственных предприятиях, оптовых базах, в розничной торговле и на предприятиях общественного питания, утвержденная Госкомитетом санэпиднадзора РФ 21.07.92. № 01-19/9-11

2) Оценка органолептических показателей продукта

Органолептическая оценка, проводимая с помощью органов чувств человека, - наиболее древний и широко распространенный способ определения качества пищевых продуктов. Органолептические методы быстро, объективно и надежно дают общую оценку качества продуктов

Таблица 3 - Характеристика органолептических показателей плодоовощных продуктов для детского питания.

Наименование показателя

Характеристика

Внешний вид

Гомогенизированных консервов – однородная пюреобразная тонко измельченная масса.

Протертых консервов – однородная пюреобразная протертая масса.

Допускаются единичные вкрапления кожицы темного цвета.

Консистенция

При выкладывании пюре на ровную поверхность должна образовываться холмистая или слегка растекающаяся масса.

Вкус и запах

Натуральные, хорошо выраженные, свойственные соответствующим фруктам, или смеси использованных компонентов, прошедших тепловую обработку.

Не допускаются посторонние вкус и запах.

Цвет

Однородный по всей массе, свойственный цвету соответствующих фруктов или смеси использованных компонентов. Допускается незначительное потемнение поверхностного слоя или боковой поверхности содержимого банок

Для органолептической оценки качества консервов для детского питания будет использована 5-балловая шкала с использованием коэффициента весомости.

Таблица 4 - Распределим коэффициент весомости для единичных показателей качества продуктов детского питания.

Показатель

Вкус

Запах

Консистенция

Внешний вид

Цвет

Коэффициент весомости

5

5

5

3

2

20

Коэффициенты весомости варьируются в зависимости от цели исследования и устанавливаются экспертным путем с использованием метода ранжирования. Суть этого метода состоит в том, что показатели располагают в порядке уменьшения их важности. 1

Дегустационные листы для каждого образца

Таблица 5 - «Фруто Няня»

Показатель

Оценка единичных показателей, балл

1

2

3

4

5

6

Внешний вид

5

5

5

5

5

5

Вкус

5

5

5

5

5

5

Запах

5

5

5

5

5

5

Цвет

5

5

5

4

5

5

Консистенция

5

5

5

5

5

5

Таблица 6 - «Heinz»

Показатель

Оценка единичных показателей, балл

1

2

3

4

5

6

Внешний вид

4

4

5

4

4

4

Вкус

4

4

4

5

4

4

Запах

4

4

4

5

4

4

Цвет

5

4

5

4

4

4

Консистенция

4

4

4

5

4

4

Таблица 7 - «Бабушкино лукошко»

Показатель

Оценка единичных показателей, балл

1

2

3

4

5

6

Внешний вид

5

5

4

5

5

4

Вкус

5

5

4

5

5

4

Запах

5

5

4

5

5

4

Цвет

5

5

5

5

5

4

Консистенция

5

5

4

5

5

4

Статистическая обработка результатов дегустационных образцов.

Включает в себя расчет среднеарифметического значения показателей, стандартного отклонения и комплексных показателей качества с учетом коэффициентов весомости.1

Сначала усредняют оценки дегустаторов по единичным показателям

 - сумма оценок дегустаторов по данному показателю (вкус, запах и тд.) одного образца продукции, баллы;

 - число дегустаторов.

Для характеристики разброса совокупности оценок дегустаторов определяют стандартное отклонение для каждого единичного показателя по формуле:

 - сумма квадратов оценок дегустаторов по данному показателю (вкус, запах и тд.) одного образца продукции, баллы;2

 – квадрат среднего значения оценок показателя, баллы.

Таблица 8 - «Фруто Няня»

Показатель

Оценка единичных показателей, балл

         

1

2

3

4

5

6

Внешний вид

5

5

5

5

5

5

30

5

25

150

0

Вкус

5

5

5

5

5

5

30

5

25

150

0

Запах

5

5

5

5

5

5

30

5

25

150

0

Цвет

5

5

5

4

5

5

30

5

25

150

0

Консистенция

5

5

5

5

5

5

30

5

25

150

0

Таблица 9 - «Heinz»

Показатель

Оценка единичных показателей, балл

         

1

2

3

4

5

6

Внешний вид

4

4

4

5

4

5

26

4,33

18,7

114

0,3

Вкус

4

4

4

5

4

4

25

4,16

17,3

105

0,45

Запах

4

4

4

5

4

4

25

4,16

17,3

105

0,45

Цвет

5

4

5

4

4

4

26

4,33

18,7

114

0,3

Консистенция

4

4

4

5

4

4

25

4,16

17,3

105

0,45

Таблица 10 - «Бабушкино лукошко»

Показатель

Оценка единичных показателей, балл

         

1

2

3

4

5

6

Внешний вид

5

5

4

5

5

4

28

4,67

21,8

132

0,45

Вкус

5

5

4

5

5

4

28

4,67

21,8

132

0,45

Запах

5

5

4

5

5

4

28

4,67

21,8

132

0,45

Цвет

5

5

5

5

5

4

29

4,8

23,04

141

0,67

Консистенция

5

5

4

5

5

4

28

4,67

21,8

132

0,45

Таблица 11 - Органолептическая оценка качества образцов1

Показатели

Оценка единичных показателей

«Фруто Няня»

«Heinz»

«Бабушкино лукошко»

Внешний вид

5

4,33±0,3

4,67±0,45

Вкус

5

4,16±0,45

4,67±0,45

Запах

5

4,16±0,45

4,67±0,45

Цвет

5

4,33±0,3

4,8±0,67

Консистенция

5

4,16±0,45

4,67±0,45

Дифференцируем образцы по качеству в зависимости от балловых оценок. Для этого нам необходимо вычислить комплексный показатель для каждого образца. Умножаем средние арифметические оценки единичных показателей на соответствующие коэффициенты весомости и полученные произведения суммируем по каждому образцу продукции.1

«Фруто Няня»

«Heinz»

«Бабушкино лукошко»

Таблица 12 - По единичным и комплексным показателям устанавливается уровень качества (категория качества) оцениваемой продукции

Образцы

«Фруто Няня»

«Бабушкино лукошко»

«Heinz»

Комплексный показатель

100

93,66

83,25

Категория качества

Высшая

Первая

Вторая

Органолептический анализ трех образцов продукции для детского питания, различавшихся заводами (странами) – изготовителями, был проведен шестью дегустаторами. Рассчитаны средние арифметические значения оценок , стандартные отклонения S и комплексные показатели. Результаты свидетельствуют о том, что испытанные образцы по органолептическим показателям являются стандартными. Наиболее высокую оценку получил образец «Фруто Няня», отнесенный к высшей категории качества; образец «Бабушкино лукошко» соответствует нормам первой категории; образец «Heinz» имеет более низкий уровень качества.

3) Анализ физико-химических показателей качества

Одним из основных физико-химических показателей соков является содержание сухих веществ.

Рефрактометрический метод определения растворимых сухих веществв соответствии с ГОСТ 28562-90.

«Массовая доля растворимых сухих веществ по рефрактометру» означает: массовая доля сахарозы в водном растворе, имеющем такой же показатель преломления, какой имеет исследуемый раствор.

Содержание растворимых сухих веществ определяют с помощью рефрактометра: найденное значение выражают в единицах массовой доли сахарозы в водном растворе сахарозы. Показатель преломления исследуемого продукта зависит от присутствия в нем, помимо сахаров, других растворимых веществ – органических кислот, минеральных веществ, аминокислот и др.1

Проведение измерений: небольшую порцию пробы продукта разбавляют водой не более чем в два раза. Небольшое количество (2–3 капли) исследуемого раствора помещают на рабочую неподвижную призму рефрактометра и сразу же накрывают подвижной призмой, следя за тем, чтобы продукт равномерно покрыл стеклянную поверхность. Затем проводят измерения в соответствии с инструкцией по эксплуатации прибора. Определяют по шкале прибора массовую долю сахарозы в процентах до первого десятичного знака.

Таблица 13 - Показания рефрактометра

Соки

Количество водорастворимых сухих веществ, %

«Фруто Няня»

2,3

«Heinz»

2

«Бабушкино лукошко»

2,2

Так как продукт разбавляли водой, то массовую долю растворимых сухих веществ в продукте (X) в процентах вычисляют по формуле:

где a – значение массовой доли растворимых сухих веществ, полученное для разбавленного водой продукта, %;

m1 – масса добавленной воды, г;

ε – массовая доля не растворимых сухих веществ в продукте (пост. 1,8%);

m2 – масса навески продукта.

Результат округляют до первого десятичного знака.1

Рассчитаем массовую долю не растворимых сухих веществ в пюре «Фруто няня»:

Пюре «Heinz»:

Пюре «Бабушкино лукошко»:

Таблица 14 - Количество водорастворимых веществ

Соки

Количество водорастворимых сухих веществ, %

«Фруто Няня»

14,0

«Heinz»

12,2

«Бабушкино лукошко»

13,4

Исходя из значений таблицы, делаем вывод, что наибольшее содержание сахарозы в образце «Фруто Няня», а наименьшее в образце «Heinz».

Кислотность в сочетании с количеством сухих веществ характеризует гармоничность вкуса и служит одним из основных признаков при определении режимов термической обработки.

Метод определения титруемой кислотности в соответствии с ГОСТ28562

Метод основан на потенциометрическом титровании стандартным титрованным раствором гидроксида натрия с (NaOH) = 0,1 моль/дм3 в присутствии индикатора фенолфталеина.

Проведение испытаний: в коническую колбу вместимостью 250 см3 вносят 25 см3 затем в колбу приливают дистиллированную воду и доводят до метки 250 см3. Добавляют 2-3 капли индикатора (фенолфталеин) и титруют раствором гидроксида натрия при непрерывном помешивании до получения розовой окраски, не исчезающей в течение 30 с. Измеряют объем раствора, пошедшего на титрование.1

Обработка результатов:титруемую кислотность (Х) в расчете на яблочную кислоту в % вычисляют по формуле:

где V1 - объем раствора гидроксида натрия, пошедшего на титрование см3;

V2 – объем, до которого доведена навеска;

C – точная концентрация раствора гидроксида натрия, моль/дм3;

M – молярная масса, г/моль (для яблочной кислоты 67,0);

m – масса навески пробы продукта;

V0 – объем пробы образца, взятого на титрование, см3.

Таблица 15 – Объем гидроксида натрия на титрование

Соки

Объем гидроксида натрия пошедшего на титрование, мл

«Фруто Няня»

14,0

«Heinz»

12,2

«Бабушкино лукошко»

13,4

Рассчитаем массовую долю титруемых кислот для пюре «Фруто няня»

Для пюре «Heinz»

Для пюре «Бабушкино лукошко»

Результат округляют до первого десятичного знака.1

Таблица 16 – Титруемая кислотность

Соки

Титруемую кислотность, %

«Фруто няня»

0,5

«Heinz»

0,3

«Бабушкино лукошко»

0,7

Исходя из значений таблицы, делаем вывод, что наибольшая кислотность соответствует образцу «Фруто Няня», а наименьшая образцу «Heinz».

Также к анализам физико-химических показателей качества относятопределение содержания не растворимых в воде сухих веществ в соответствии с ГОСТ 28562-90:

Проведение испытаний: в сухой предварительно взвешенный бюкс помешают навеску массой 5г. Затем бюксы с навесками помещают в сушильный шкаф и размещают в установочной рабочей зоне камеры. Выдерживают непрерывно определенное время, отсчитанное с момента загрузки шкафа. После чего бюксы с пробами извлекают, остужают и взвешивают2

Обработка результатов:массовую долю не растворимых в воде сухих веществ (ε) в процентах определяют как отношение массы сухого остатка к массе продукта по формуле:

где m1 – масса сухого остатка;

m2 – масса навески

Рассчитаем массовую долю не растворимых в воде сухих веществ для пюре «Фруто няня»

Для пюре «Heinz»

Для пюре «Бабушкино лукошко»

Таблица 17 – Массовая доля не растворимых в воде веществ

Соки

Массовая доля не растворимых в воде сухих веществ, %

«Фруто няня»

26

«Heinz»

22

«Бабушкино лукошко»

16

Наибольший процент содержания не растворимых в воде сухих веществ наблюдается в образце «Фруто няня», наименьший – «Heinz».1

Заключение

В ходе курсовой работы была проведена товароведная характеристика пюреобразных плодовых консервов для детского питания. Было выяснено, что яблочно-банановое пюре «Фруто Няня» и «Бабушкино лукошко» по органолептическим показателям имеют более высокие показатели, чем пюре «Heinz». Однако все три образца соответствуют нормативным документам.

В настоящее время ассортимент детского питания очень широк.

Из российских производителейдетского питания большой популярностью пользуются торговые марки «Агуша», «Бабушкино лукошко», «Фруто няня», «Тема», «Тип-топ» и другие.

Из зарубежных - достойное место на рынке детского питания занимают швейцарская торговая марка «Nestle», голландская «Nutricia», австрийская «Hipp», чешская «Hame», датская «Dania», шведская «Semper», немецкие «Humana» и «Bebivita», словенская «Bebi», американские «Beech Nut» и «Mead Johnson» и другие. Поинтересуйтесь, какие товарные марки производят то детское питание, которое вам необходимо, пробуйте разные продукты и вкусы, и вы обязательно остановите свой выбор на том, что больше всего будет подходить именно вашему малышу.

Таким образом, в данной курсовой работе были раскрыты следующие задачи:

  1. Рассмотрели методы проведения экспертизы;

  2. Рассмотрели фальсификацию и идентификации продуктов детского питания;

  3. Провели экспертизу детского питания.

И таким образом, раскрыли цель данной курсовой работы: провели экспертизу продуктов детского питания.

Литература

  1. Справочник по товароведению продовольственных товаров / Под ред. Родиной Т.Г. – М.: КолосС, 2013. – 608 с.

  2. Экспертиза продуктов переработки плодов и овощей: Учеб. пособие / Цапалова И.Э., Маюрникова Л.А. и др. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд.-во

  3. Николаева М. А./ Товароведение плодов и овощей: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 2013 – 228 с.

  4. Марк А.Т. Биохимия консервирования плодов и овощей. – М.: Дашков и К, 2016. – 152с.

  5. Технология переработки продуктов растениеводства / Под ред. Н. М. Личко. – М.: КолосС, 2014, – 616 с.

1 [п. 1, стр. 258]

2 [п. 1, стр. 258]

3 [п.2, стр. 133]

1 [п. 2, стр. 134]

2 [п. 2, стр. 135]

1 [п. 2, стр. 136]

1 [п. 2, стр. 137]

2 [п. 2, стр. 145]

2 [п. 2, стр. 146]

1 [п. 2, стр. 147]

1 [п. 3, стр. 146]

1 [п. 3, стр. 147]

2 [п. 3, стр. 148]

2 [п. 5, стр. 212]

1[п. 5, стр. 213]

1 [п. 4, стр. 56]

2 [п. 4, стр. 57]

1 [п. 4, стр. 58]

2 [п. 4, стр. 59]

1 [п. 5, стр. 32]

1 [п. 2, стр. 45]

1 [п. 2, стр. 46]

1 [п. 2, стр. 47]

1 [п. 2, стр. 48]

1 [п. 2, стр. 49]

1 [п. 2, стр. 173]

2 [п. 2, стр. 174]

1 [п. 2, стр. 175]

1 [п. 2, стр. 176]

2 [п. 2, стр. 177]

1 [п. 2, стр. 178]

1 [п. 2, стр. 179]

1 [п. 2, стр. 180]

1 [п. 2, стр. 181]

1 [п. 2, стр. 182]

1 [п. 2, стр. 183]

2 [п. 2, стр. 184]

1 [п. 2, стр. 185]

 

40

 

Просмотров работы: 1184