Процесс управления школой – это не только деятельность руководителя, а также взаимодействие всех участников педагогического процесса, нацеленное на достижение оптимального результата [1]. Управление осуществляется на нескольких уровнях, в его основе лежит ряд принципов, определяющих управленческую деятельность руководителя. Эффективность управления отражает результат деятельности некоторой управленческой системы, которая характеризуется многими количественными и качественными показателями объекта и субъекта управления [2].
В США в начале 80-х годов была предложена модель пяти факторов для эффективной деятельности школ, которые включают:
грамотное административное руководство;
благоприятный психологический климат в коллективе;
нацеленность на базовые академические навыки;
ожидание педагогами высоких результатов от школьников;
система контроля достигнутых учащимися результатов.
Понятие «эффективность управления общеобразовательной организацией» полно раскрывается В.Е. Чиркиным, под этим понятием он понимает результат достижения целей управленческой деятельности, а деятельность по управлению организацией, по его мнению, — это результат достижения целей общеобразовательного учреждения. Для того, чтобы управление школой было эффективным, необходимо, чтобы поставленные цели и результаты достигались с экономией ресурсов и в определенные сроки [1].
На эффективность управления общеобразовательной организацией влияет ряд факторов (рисунок 1) [3]. Все факторы взаимодополняют друг друга и действуют едино.
С каждым днем меняется экономическая ситуация, растут объемы получаемой информации. В данных условиях особую важность приобретает умение управлять невосполнимым, неосязаемым ресурсом – временем, что позволит достигать запланированных результатов в установленные сроки. Умение эффективно организовать время стало одной из основополагающих компетенций профессионализма современного руководителя.
Рисунок 1 – Факторы, влияющие на эффективность управления школой
В последние годы для повышения эффективности управления школой стали использоваться методы тайм-менеджмента. Идея о том, что грамотное управление может оказать положительный эффект на развитие и функционирование организации была высказана в 1911 году в Америке. В это же время стали зарождаться приемы, позволяющие повысить эффективность труда. Из классического менеджмента зародилась теория управления временем как инструмента организации, планирования и контроля использования рабочего времени в организации, а также личного времени руководителя с целью повышения эффективности труда сотрудников и организации в целом. Примерно в то же время возникло понятие «самоменеджмент», которое означало умение использовать приемы и методы, доказавшие свою эффективность, для планирования собственного времени. Изначально самоменеджмент был нацелен только на руководителей организаций. Однако руководитель должен не только уметь грамотно управлять своим временем, но и наиболее оптимально организовывать рабочее время своих подчиненных, чтобы организация достигала намеченных целей и функционировала эффективно.
Сегодня тайм-менеджмент стал настолько популярен, что появилось множество методик, написано немало пособий и учебников об управлении временем. Приемы тайм-менеджмента являются универсальными и могут использоваться не только руководителями образовательных учреждений, но и менеджерами, студентами и школьниками, мамами.
Калинин С.И. отмечает в своих трудах, что в основе теории управления временем лежат универсальные законы: «закон Мерфи», «закон Парето», «закон необратимости времени», «закон Зипфа» [4]. Основные методики тайм-менеджмента дополняют друг друга, именно комплексное их использование оказывает максимальный эффект. Основная задача тайм-менеджмента – определение дела, которое нужно сделать в первую очередь.
Функционирование любой образовательной организации осуществляется на основе годового плана, который описывает направления деятельности организации согласно задачам образования детей. Для реализации краткосрочных задач эффективным является использование инструментов тайм-менеджмента. Для повышения эффективности управления школой могут оказать положительный эффект следующие приемы [5]:
хронометраж (заключается в учете расходов собственного времени путем письменной фиксации и последующего анализа накопленных данных; результат хронометража – отказ от всех непроизводительных моментов рабочего дня);
делегирование полномочий (представляет собой форму выдачи руководителем задания, при которой задается только цель деятельности, а алгоритм действий продумывает сам подчиненный, выстраивает алгоритм, проявляет инициативу);
планирование (составление личного плана работы руководителя, опираясь на делегирование полномочий и правильное распределение поручений между сотрудниками и регулярное отслеживание его выполнения);
прогнозирование (состоит в грамотном и рациональном распределении рабочего времени, поддержании деловой обстановки даже в самые напряженные и загруженные моменты учебного года);
консолидация времени (объединение и выделение времени для выполнения особо важной и серьезной работы);
оптимизация информационных потоков (заключается в первостепенном и незамедлительном предоставлении особо важной информации подчиненным посредством объявлений, электронной почты, срочных совещаний и т.п.).
Маккензи А. утверждает: «Нет ничего более легкого, чем быть занятым, нет ничего более трудного, чем быть результативным» [6, С. 23]. Для эффективного управления школой в современных условиях постоянного роста объемов информации, возрастающих требований к школьникам и педагогическим кадрам, необходимо владеть приемами тайм-менеджмента и самоменеджмента не только руководителю, но и подчиненным. Эффективное и результативное управление образовательной организацией строится на основе грамотной постановки целей, делегирования полномочий, умения определить первостепенные задачи, выстроить алгоритм их решения. Кроме того, важно не только управлять рабочим временем, но и временем отдыха, поскольку отдохнувший сотрудник и руководитель – эффективный и результативный.
Список использованной литературы:
1. Чиркин, В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. — М.: Юристъ, 2003. — 320 с.
2. Сластёнин, В.А. «Психология и педагогика: Учебный курс». — М.: Юрайт, 2013. — 543 с.
3. Роньжова, Н. В. «Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией». — Молодой ученый. — № 23. — 2016. — С. 512- 517.
4. Калинин, С.И. Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем / С.И. Калинин. – Спб.: Речь, 2006. – 371 с.
5. Архангельский, Г.А. Тайм-менеджмент. Полный курс: Учебное пособие / Г.А. Архангельский, М.А. Лукашенк, Т. В. Телегина, С.В. Бехтерев; Под ред. Г.А. Архангельского. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 311 с.
6. Адамс, Б. Время. Секреты управления / Б. Адамс. – М.: АСТ: астрель, 2007. – 304 с.