СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ

Смородина А.А. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время сфера образования претерпевает значительные изменения, связанные, в первую очередь, с эффективностью учебно-воспитательного процесса за счет внедрения инновационных методов и технологий. В обучении сейчас приоритетным является личностно-ориентированный подход. К технологиям указанного подхода относится обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение, отражающее специфику дифференциации обучения. Это вовсе не означает, что данными технологиями ограничивается понятие личностно-ориентированного подхода. Но именно эти три технологии достаточно органично адаптированы к классно-урочной системе занятий, а также свободно интегрированы в практике образовательных организаций.

Можно с уверенностью сказать, что обучение и развитие личности протекает наиболее успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Процесс работы над проектом стимулирует школьников быть деятельными, развивает у них интерес к обучению и общению, воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Наличие элементов поисковой деятельности, творчества создает условия для взаимообогащающего общения.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus - «брошенный вперёд». В русском языке слово «проект» означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проект - это одна из наиболее удачных форм контроля вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт. Школьники с удовольствием принимают участие в подготовке очередного проекта, так как коллективная форма работы дает возможность найти применение их индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая рефлексию результатов деятельности.

Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам [3]. Целью социального проектирования является привлечение внимания учащихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества; включение детей в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Для развивающихся личностей, познающих мир, социальное проектирование представляет собой своеобразное додумывание, придумывание, переконструирование окружающего их мира. Наставником же выступает образованный учитель-новатор, который своими «невидимыми» действиями умеет грамотно управлять инновационной деятельностью своих учеников. При этом сам «наставник» узнает окружающий его мир с другой стороны и проблематики, с которой его видят учащиеся.

Инновации – это результат разработки, применения и анализа новых идей, которое несут в себе позитивное решение различных проблем потребителей с целью их удовлетворения на практике. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом. Результат инновационной деятельности называют инновационным продуктом [4]. Инновационная деятельность – это деятельность по созданию, доведению идей, изобретений, разработок до результата пригодного для практического воплощения, использования и распространения. Она включает все виды научной деятельности, а также проектно-конструкторские, технологические, опытные работы, деятельность по освоению инноваций и их реализацию. Грамотное управление работой учащихся над социальным проектом и работа в сотрудничестве позволяют достичь успеха в этой инновационной деятельности.

Главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. В свою очередь, результатом любого социального проекта является изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация выступает здесь в роли не просто обновления (а именно такое значение имеет это слово латинского происхождения), а сознательной деятельности по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Теория социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности, воплощение которой в жизнь будет представлять некую социальную необходимость, не только для инициатора проекта и участников его осуществления, но и для общества и истории в целом.

«Производимый продукт» в процессе социального проектирования представляет определенную социальную и/или личную ценность. А «продуктом» социального проекта в его чистом виде может стать, например, проведение некоторой акции, направленной на улучшение ситуации в обществе (под обществом может подразумеваться и класс, и школа, и город, и весь мир).

Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других. Работа над проектом и его реализация в школе позволяет поставить ребенка в позицию, позволяющую на практике реализовывать знания, выбирать ценности и линию поведения, совершать правовые и нравственные поступки. Эти технологии формируют в детях понимание того, что от его действий зависит не только его собственная жизнь и благополучие, но и жизнь, и благополучие других людей.

Очень важно также и то, что в работе над социальным проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом, формирует творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс обучения и воспитания, и приводит учеников к практическому владению знаний о проблемах и возможных их решениях в социальной сфере.

Одной из важнейших ценностей социального проектирования является самооценивание – рефлексия – осмысление собственного опыта, выявление причин успеха и неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению. Эта ценность важна на всех этапах социального проекта (организационно-информационном, исследовательском, созидательном, и, в конце концов, на оценивающем этапе), причем не только для самих учащихся, но и для педагога в целом.

Социальное проектирование позволяет каждому человеку, каждой небольшой группе людей и крупным организациям относиться к нему как к делу, в котором можно проявить себя. Нужны только решимость действовать и определенные знания, умения и навыки в этой сфере.

Таким образом, социальное проектирование является составной частью обучения, воспитания и развития школьников. Использование инновационных технологий в работе с учащимися не только подогревает мотивацию детей, не только делает общение и обучение более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию. Проектная деятельность во всех областях образовательной сферы является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает: значительное повышение уровня внутренней мотивации учащихся; повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива; повышение общего интеллектуального развития учащихся. В свою очередь социальное проектирование как форма управления инновационной деятельностью учащихся, обеспечивает значительное повышение уровня их социальной ответственности на всех этапах обучения.

Список использованных источников:

1. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. - С. 21-27.

2. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.

3. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб.пособие. – 7-е изд. М.: Изд-во Московского Гуманитарного Университета: Флинта, 2007 – 240 с.

4. Сергеев, В. А. Основы инновационного проектирования : учебное пособие / В. А. Сергеев, Е. В. Кипчарская, Д. К. Подымало; под редакцией д-ра техн. наук В. А. Сергеева. – Ульяновск : УлГТУ – 246 с.

5. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.

Просмотров работы: 357