Машиностроительный комплекс играет важную роль в экономике, обеспечивая своей продукцией нужды материального производства, непроизводительной сферы, обороны и населения. От него зависит технологический прогресс в обществе, уровень производственного аппарата и качество жизни людей. Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня. Структуру продукции машиностроительного комплекса в России можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1.
К концу кризисного десятилетия промышленный рост в машиностроении был впервые отмечен в 1999 г., и к 2007 г. В России был зафиксирован рост товарооборота в машиностроении, превышающий темпы роста товарооборота промышленности. В последующие годы динамика производства в машиностроении стала колебательной, зависимой от динамики инвестиций в отрасль, которая стала ухудшаться одновременно со снижением динамики инвестиций в стране, к чему привела неграмотная макроэкономическая политика. С конца 2012 г. российский машиностроительный сектор стал демонстрировать непрерывную тенденцию спада, что подтверждают данные таблицы 1.
Таблица 1 - Динамика производства в машиностроительных отраслях, %
2017/2016 |
2016/2015 |
2015/2014 |
2014/2013 |
2013/2012 |
2012/2011 |
2011/2010 |
2010/2009 |
|
Производство машин и оборудования |
86,1 |
86,5 |
87,4 |
90,2 |
92,4 |
100,4 |
109,5 |
112,2 |
Производство Электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
90,3 |
91,3 |
93,9 |
96,5 |
97,2 |
104,3 |
105,1 |
122,8 |
Производство транспортных средств и оборудования |
98,1 |
99,2 |
98,7 |
102,2 |
100,9 |
112,7 |
124,6 |
132,2 |
Наиболее перспективной областью машиностроения в Минпромнауки считают автомобилестроение. По итогам 2016 года в российском машиностроении вновь была зафиксирована отрицательная динамика производства. Однако в 2016 году этот показатель сократился до 0,9%.
За 2016 года спрос на легковые автомобили снизился и составил 1 020 932 машин, однако благодаря мерам поддержки были увеличены продажи автобусов, автомобилей «скорой помощи», школьных автобусов, за счет чего удалось увеличить среднерыночный объем продаж. А в 2017 г. в России произведено свыше 800 тыс. легковых автомобилей, что так же означает спад в производстве.
Следующим по потенциальным возможностям рынком считается энергетическое и транспортное машиностроение, а также машиностроение для газовой и нефтяной промышленности.
Несмотря на сильный спад в отрасли на протяжении целого десятилетия, российское энергетическое оборудование по-прежнему пользуется хорошей репутацией и спросом на мировом рынке. Одним из факторов, благоприятно сказывающихся на перспективе развития экспорта, выступает ценовая конкурентоспособность нашей продукции, цены на которую в среднем на 30% ниже мировых.
В наиболее критическом состоянии сегодня находится станкостроение. Объемы производства в тракторном и сельскохозяйственном машиностроении также демонстрируют устойчивую тенденцию снижения объемов производства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Ермак, С., Заякин, С. Проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции машиностроения [Текст]: учебное пособие. / Эксперт. — 2017. – 204 с.
2) Сергеев В. Экспортные возможности российского машиностроения// М.: ИНФРА-М, 2017. - 649 с.
3) Машиностроение: бюллетень [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://riarating.ru/industry_newsletters