ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Желдыбина Ю.В. 1, Исаенко Ю.С. 1
1СФУ, Институт управления бизнес-процессами и экономики, Красноярск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап развития общества характеризуется интенсивной информатизацией всех сфер его жизнедеятельности. Данный факт определяет необходимость широкого использования информационных технологий (ИТ) по всем направлениям развития общества и особенно в области государственного управления. Использование ИТ предоставляет принципиально новые возможности для повышения эффективности работы органов государственного управления и местного самоуправления.

Для эффективного использования имеющейся информации (сбора, хранения, обработки, передачи) необходимо использовать специальные технические средства. Информатизация - это широкое использование информационных и коммуникационных технологий во всех сферах жизни общества с целью повышения эффективности использования информации и знаний для управления, удовлетворения информационных потребностей граждан, организаций и государства, создания предпосылок перехода к информационному обществу.[3]

Всякое управление есть процесс поиска, анализа, хранения и передачи информации для реализации ее в управленческие решения.

Информационный ресурс в сфере муниципального управления, в настоящее время, имеет такую же важность, как и трудовые, финансовые, материальные, энергетические ресурсы.

Автоматизированная информационная система (АИС) представляет собой совокупности информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, технологических средств и специалистов, предназначенных для обработки информации и принятия управленческих решений.[5]

Муниципальные АИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района и т. д.

Система информационного обеспечения органа местного самоуправления – это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно - технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления. Структура информационной системы муниципального образования, внедрение новых ИТ определяются функциями этой системы, текущими и перспективными задачами.

Местный уровень власти является очень важным звеном между государственной властью и населением, именно местное самоуправление решает вопросы, относящихся к обеспечению жизненных потребностей граждан муниципального образования. Положительная оценка деятельности власти со стороны населения основывается на том, как эффективно муниципальные органы власти осуществляют свою деятельность. Для получения позитивной оценки органы местного самоуправления должны обеспечить более комфортные условия для граждан в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для предоставления данных условий необходимо решить следующие задачи:

  1. Создать эффективные механизмы взаимодействия власти и общества.

  2. Улучшить деятельность внутри структуры власти.

Оптимальным решением для вышеуказанных задач являются ИТ, которые позволят организовать отношения между населением и властью в электронном пространстве. Так как именно в электронном пространстве каждый пользователь имеет возможность взаимодействия с необходимыми структурами власти. Именно ИТ предоставляют решения, увеличивающие эффективность деятельности местных органов власти.

Персональные компьютеры уже существуют во всех органах местного самоуправления, частично используется локальные компьютерные сети. В то же время развитие компьютеризации проходит бессистемно в большинстве местных администраций.

Современные технологии построения информационных систем почти не применяются, прикладное программное обеспечение используется чаще всего только в бухгалтерии и делопроизводстве.

Применение ИТ и информационных систем влечет увеличение эффективности работы органов государственного и муниципального управления. Муниципальные и региональные органы власти внедряют новые технологии и системы, которые способствуют реализации таких благих целей современного управления, как открытость, прозрачность, подотчетность, вовлечение граждан в процессы управления, совершенствование предоставления муниципальных услуг.

Современный подход к использованию ИТ в муниципальном управлении требует создания системы, включающей центральный сервер, компьютеризированные рабочие места и сеть, связывающую их с центральный сервером.

В результате выполнения мероприятий по проведению административной реформы во многих муниципальных образованиях функционируют элементы инфраструктуры электронного правительства (реестр муниципальных услуг, технические средства организации электронного межведомственного взаимодействия, центры общественного доступа к информации органов власти).

Актуальной проблемой государственного и муниципального управления является необходимость создания органами местного самоуправления своих электронных представительств. Если рассматривать подобный проект с позиции реализации, появляется необходимость в финансовых затратах, при этом, финансовых ресурсов в органах местного самоуправления гораздо меньше, чем в органах федеральных властей.

На данный момент, в некоторых региона и муниципальных образованиях созданы или разрабатываются электронные представительства.

При грамотно внедренных ИТ появляется возможность работы с большим потоком информации, повышать эффективность деятельности органов местного самоуправления. Как результат внедрения ИТ: увеличивается качество управления и жизни населения, при этом снижается срок, который необходим для принятия решения, повышает лояльность населения к власти в целом, сокращению рабочих мест в органах муниципальной власти и перераспределение трудовых ресурсов, а также ликвидацию промежуточных звеньев в цепочке «население-власть-население».

Также существуют и отрицательные факторы, которые задерживают развитие ИТ в органах местного самоуправления:

  • низкие финансовые ресурсы;

  • отсутствие единого подхода в использовании информационных ресурсов;

  • недостаточная и чрезмерная открытость информации;

  • слабое развитие и практическое применение ИТ основанное на низком уровнем информационных и компьютерных знаний, как населения, так и государственных и муниципальных служащих.[2]

Интернет открывает широкие возможности для совершенствования муниципального управления. Наиболее эффективно возможности Интернета могут быть использованы при создании сайта муниципального образования, ориентированного как на население, так и на пользователей, которым небезразлична жизнь населённого пункта.

Для увеличения привлекательности сайта муниципального образования и для роста его посещаемости гражданами могут быть использованы следующие элементы: фотогалерея, web-камера (наблюдение за площадью населённого пункта или главной улицей в режиме обновления кадра), книга жалоб, обращений и предложений, новости дня, рубрика «Ваше мнение о» (проблемный блок), прогноз погоды, гостевая книга, система поиска по сайту и т.д.

Наряду с Интернетом, важную роль в информационном обеспечении муниципальной деятельности играют специализированные межмуниципальные информационные системы и базы данных.

При внедрении информационных систем в органы местного самоуправления требуется учитывать множество факторов, в том числе население муниципального образования, численность штата администрации, решаемые муниципальной властью задачи, тип муниципального образования, уровень финансирования, обеспеченность информационными технологиями вышестоящих государственных и муниципальных органов, взаимодействие с ними. Например, применительно к сельским поселениям внедрение систем принятия управленческих решений и мониторинга в большей степени не оправдано ввиду небольшого числа жителей, отсутствия слабоструктурированных задач, многие вопросы решаются на вышестоящем уровне. На первый план здесь выходит проблема автоматизации похозяйственного учета (учет населения, земельных участков и жилищного фонда, технических средств, находящихся в собственности граждан, и др.). В ситуации с городскими и районными муниципальными образованиями применение управленческих и мониторинговых систем позволит ускорить принятие решений в условиях высокой численности населения и динамичности внешней среды организации.

Одной из важнейших задач муниципальных органов власти является оказание государственных услуг населению, поэтому первоочередным вопросом при внедрении комплекса информационных систем является формирование в организации систем документооборота и коммуникаций в совокупности с функциональным блоком учета и дальнейшей интеграцией в систему межведомственного электронного взаимодействия.

Для примера, в последние годы в Красноярском крае идет процесс развития государственного управления на основе применения информационных и коммуникационных технологий для обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти электронными средствами и информирования ими же граждан о работе государственных органов.

В Красноярском крае процесс информатизации развивается успешно. Особенно заметно внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.

На сегодняшний день в крае уже накоплен опыт по предоставлению государственных и муниципальных услуг, приему платежей в электронной форме, в том числе по созданию в крае электронного правительства, что обеспечивает:

  • повышение качества и доступности предоставляемых государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания;

  • снижение административных издержек;

  • внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

  • повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти края.[4]

На базе созданных инфраструктурных систем электронного правительства Красноярского края доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составит не менее 75% к 2030 году.[1]

Подводя итог, можно сделать вывод, что применение в деятельности органов местной власти информационных технологий, систем электронного документооборота – залог успешного управления и деятельности местных органов власти.

Внедрение ИТ в органах власти повышает эффективность взаимодействия их с гражданами, позволяет оптимизировать бюджетные расходы, сокращает издержки на содержание государственного аппарата и т.д.

Список литературы:

  1. Постановление от 30 сентября 2013 года N 504-п об утверждении государственной программы красноярского края «Развитие информационного общества»//Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

  2. Стариков Ю.П. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://www.scienceforum.ru/2015/808/8284# (дата обращения: 27.01.2018).

  3. Тютрин, Е.Б. «КРАСНОЯРСК ЭЛЕКТРОННЫЙ №7»: Информационно–аналитический сборник / Е.Б. Тютрин, Л.Н.Маркина. – ООО «ПК-Поликом», 2015. – 53 с.

  4. http://www.mestnoesamoupravlenie.ru (дата обращения 27.01.2018).

  5. Черников, Б. В. Информационные технологии управления: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 080507 "Менеджмент организации" и 080504 "Государственное и муниципальное управление: рекомендовано УМО в области экономики, менеджмента, логистики и бизнес-информатики / Б. В. Черников. - Москва: Форум: ИНФРА-М, 2014. - 368 с.

Просмотров работы: 287