Когда нам предложили познакомиться с историей Дзержинского политехнического института, мы вспомнили слова Алексея Михайловича и решили поближе узнать о том, кем был Лев Алексеевич Голубинский, каков его вклад в развитие нашего института и нашего города.
Рис 1. Портрет Л.А.Голубинского |
Лев Алексеевич Голубинский (1929 – 2007). Кандидат философских наук (1971), Доцент (1974), заведующий кафедрой общественных наук ДПИ НГТУ (1975-1985 и 2000-2003 гг.) Награжден почетной грамотой Министерства образования РФ (1980), медалями за трудовое отличие (1980), «Ветеран труда» (1984), Знаком «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (1999). Автор пятидесяти трех научных работ. Работал в ДПИ НГТУ с 1964 по 2007 г. [1, с. 96–97]. |
План нашей работы предполагал занятия по правилам и методам сбора социологической информации, и для начала мы познакомились с особенностями метода интервью, узнали, что такое документ как источник социологической информации, что такое «полевая» работа в социологии и каковы ее требования. Затем мы разработали план интервью, с вопросами которого обратились к А.М.Ундалову, нашему преподавателю политологии. Далее мы приведем составленный по материалам интервью рассказ о педагогической и общественной деятельности Льва Алексеевича Голубинского, о его человеческой и преподавательской судьбе.
Лев Алексеевич Голубинский родился 2 марта 1929 года в Казахстане в семье учителя. Отец его был директором школы. Мама преподавала математику. Так что можно смело сказать: искусство преподавания передалось ему по семейной линии.
С детства Лев Алексеевич хотел стать врачом, однако судьба распорядилась так, что он поступил в Горьковский университет имени Н.И.Лобачевского на историко-филологический факультет, хотя конкурс был десять человек на место. Ему очень нравилось учиться, он был любознательным, любил работать с книгами, историческими источниками, анализировать материал. Для этого он постоянно занимался и проводил много времени в архивах и библиотеках. Слушал лекции видных историков: академика С.И. Архангельского, профессоров Н.П. Соколова и А.И. Парусова. Эти известные ученые были и очень хорошими преподавателями. Но Льва Алексеевича были не только творческие способности и светлая умная голова, но и сила воли и стремление жить. Впрочем, тогда всем студентам было настолько интересно учиться, что набивалась полная аудитория и студенты рассаживались, как только могли: кто на подоконники, кто на корточках, стояли в дверях, конспектировали и, несмотря на большое количество людей, была тишина и в конце лекции все аплодировали. Свой диплом по теме «Крестьянское движение», немало удививший комиссию своим объёмом в 500 страниц машинописного текста, он защитил на «отлично».
Было у него и увлечение: фотография. Он мог просидеть за проявкой пленки всю ночь. В студенческие годы он занимался и в драматическом кружке, с удовольствием участвовал в театральных постановках, хотя и не был в числе первых в театральном деле.
На четвертом курсе Лев Алексеевич женился, а после окончания вуза вместе с женой по распределению поехал на Украину в Новгород-Северский, где проработал шесть лет преподавателем средней школы. Он учился в музыкальной школе и поэтому был солистом в учительском хоре. Его очень ценили, как педагога и просто хорошего человека. Можно смело сказать, что заброшенный городок после войны он сделал центром культурной жизни. Сам научился играть на мандолине и часто заменял учителя музыки. Условия для проживания там были не очень хорошие, поэтому возникало желание вернуться домой, да и родители звали обратно. В Дзержинск семья вернулась с маленькой дочкой и собакой. Лев Алексеевич устроился работать в техникум им. Красной Армии, из которого был направлен в городской комитет партии (КПСС) на должность лектора-международника.
В 1964 году Лев Алексеевич приглашен на работу в Дзержинский политехнический институт, а 1971 году успешно защитил диссертации, стал кандидатом философских наук. С его именем связано рождение кафедры общественных наук. С 1975 по 1985 и с 2001 гг. Лев Алексеевич был её заведующим, так же он являлся многолетним секретарём партийного бюро института.
Какие же качества отличали Льва Алексеевича? Прежде всего, самообладание, способность прогнозировать последствия тех или иных решений. Этими качествами он удачно дополнял тогда ещё молодого и горячего директора, В.И. Сажина. Дело в том, что в условиях советской политической системы парткомы и партийные бюро в учебных заведениях являлись опорой администрации в организации учебно-воспитательного процесса. Одновременно они служили одной из форм участия преподавателей и сотрудников в управлении вузом, принятии административных решений. Выбирали в партбюро не столько за политические убеждения, сколько за реальный профессиональный и человеческий авторитет. Судя по тому, что Л.А. Голубинский был секретарём несколько сроков, коллеги ему доверяли и видели в нём надёжного и принципиального человека, умного и чуткого руководителя.
Богатая натура Льва Алексеевича полностью раскрылась именно в преподавательском деле, и это не случайно, так как его предки имели непосредственное отношение к духовному просвещению народа. Дед Л.А. Голубинского был священником, отец – учителем, работал директором одной из дзержинских школ. Был Лев Алексеевич и преподавателем-наставником. Идеи и мысли, возникшие во время научных занятий, Лев Алексеевич применял в преподавательской работе. Его лекции, написанные на карточках, постоянно обновлялись, дополнялись новыми сведениями, примерами, отражающими связь теории с практикой. С архивом методических материалов Л.А. Голубинского нас познакомила многолетний сотрудник кафедры общественных наук ведущий инженер, Надежда Алексеевна Биято. Внимательное изучение этого архива еще впереди, но о стиле работы лектора эти документы могут сказать многое (Рис. 2). К сожалению, Лев Алексеевич не оставил работ по методике преподавания. Но на методических семинарах и в личных беседах с преподавателями он щедро делился своим искусством преподавания, а его наставления могут и сейчас помочь преподавателю. Приведем некоторые из них: когда не знаешь ответа на вопрос, лучше честно признаться в этом и постараться в следующий раз вернуться к нему; знать предмет и преподавать его – не одно и то же; не говорите с аудиторией свысока, но и не заигрывайте с нею; отпускайте студента со звонком: уважайте его права и цените его время; помните правило А.С. Макаренко об отношении к учащимся: "Максимум требовательности и максимум доброжелательности". Сам Голубинский всегда следовал этому правилу. Он считал, что прежде чем спрашивать со студента, его необходимо ввести в строгий и одновременно подвижный мир общественных наук, привить вкус к занятиям теорией.
Рис 2 Архив методических материалов Л.А. Голубинского
Преподавание всегда сочеталось с общественной и исследовательской работой: это соответствовало духу марксизма-ленинизма, так называлась основная обществоведческая дисциплина и официальная идеология СССР. Лев Алексеевич был одним из основателей первой в городе социологической лаборатории. Сотрудники этой лаборатории разрабатывали пятилетние планы социально-экономического развития города Дзержинска, научно обосновывали актуальность и значимость управленческих решений властей, занимались изучением общественного мнения дзержинцев по самым разнообразным вопросам жизни города.
Под руководством доцента Л.А. Голубинского было проведено более десяти социологических исследований в трудовых коллективах Дзержинска и на Горьковском автомобильном заводе. В тематике исследований «Повышение эффективности системы политического образования и развитие политической культуры трудящихся», «Социальная активность трудящихся», «Роль социалистического соревнования в воспитании трудящихся», «Социальная активность трудящихся», «Трудовой коллектив и формирование духовных потребностей личности», «Деятельность трудовых коллективов по созданию оптимального морально-психологического климата» и другие. Итоги социологических исследований обсуждались на Пленумах Дзержинского горкома КПСС. По итогам социологического исследования на Горьковском автозаводе была проведена Всероссийская конференция по теме “Заводская библиотека и развитие личности”.
В 1975-1976 гг. доцент Голубинский Л.А. был организатором и научным руководителем проведения всесоюзного эксперимента по совершенствованию общественно-политической практики студентов в период их производственной практики (совместно с журналом «Студенческий меридиан»).
Лев Алексеевич являлся научным руководителем и ответственным редактором «Комплексного плана экономического и социального развития города Дзержинска и Дзержинского района Горьковской области» на 1971–1975, 1976–1980, 1981–1985, 1986–1990 годы. Был он также научным руководителем и ответственным редактором «Структуры и показателей комплексного плана социального развития города Дзержинска и Дзержинского района», «Структура и основные показатели плана социального развития трудового коллектива». В 1985 г. на Выставке достижений народного хозяйства СССР выступал с докладом на семинаре-совещании "Опыт разработки и реализации пятилетних планов экономического и социального развития г. Дзержинска”.
Чтобы представить масштаб проводимой работы, приведем некоторые фрагменты «Комплексного плана» на 1971–1975 гг., научным руководителем и ответственным редактором которого являлся Лев Алексеевич Голубинский: «Имеющаяся информация и практический опыт управления социальными процессами в условиях города Дзержинска делают в настоящее время возможным планирование социального развития города на 1971–75 гг. по следующим основным направлениям:
I. Научно-технический прогресс и экономическое развитие города.
II. Изменения социальной и квалифиционно-профессиональной структуры трудящихся.
III. Улучшение условий труда, предупреждение профзаболеваний и производственного травматизма на предприятиях и в учреждениях города.
IV. Охрана внешней среды.
V. Развитие здравоохранения, физической культуры и спорта.
VI. Рост благосостояния и улучшение жилищно-бытовых условий населения.
VII. Коммунистическое воспитание.
VIII. Повышение социальной активности трудящихся» [3, с. 23].
Теперь более подробно рассмотрим основные направления, например « 1. Повышение экономической эффективности общественного производства промышленных предприятий.
Это направление предусматривает за пятилетие прирост промышленного производства в целом по городу на 52 %, в том числе за счёт роста производительности труда не менее чем на 90 %.
Добиться увеличения прибыли на 80 млн. рублей, роста производительности труда – на 32 %. Получить экономию на предприятиях химической промышленности не менее чем на 10 млн. рублей. Увеличить выпуск товаров народного потребления на 62 %, а бытового назначения на 36 %. Сэкономить электроэнергии – 350 млн. квт/часов, условного топлива – 200 тыс. тонн, металла – 1300 тонн.
2. Ускорение научно-технического прогресса на основе проведения коренной технической реконструкции химических предприятий за счёт создания новой углеводородной базы. За счёт создания и освоения крупнотоннажных производств новых видов продукции. За счёт усовершенствования технико-экономического оснащения промышленных предприятий, применения современных методов управления производством, повышения уровня автоматизации и механизации производств.
3. Совершенствование организации труда и производства.
За счёт повышения удельного веса технически обоснованных норм выработки и сокращения численности работающих на действующих предприятиях.
4.Повышение качества выпускаемой продукции.
За счёт пересмотра технических условий и ГОСТов, подготовки к аттестации на Государственный знак качества ряда видов продукции» [3, с. 85, 109].
Знакомство с таким направлением деятельности Льва Алексеевича, как социологические исследования и участив в планировании социально-экономического развития города, помогает понять суть знаменитого ленинского тезиса о превращении идей в материальную силу.
Преподавая марксистско-ленинскую теорию, доцент Л.А. Голубинский на примере революционной деятельности В.И. Ленина стремился показать, как надо творчески развивать теорию в изменяющихся условиях действительности, замечать ростки нового, выделять главные противоречия и разрешать их, не боясь соединения противоположностей. Видя, что наша страна теряет темпы развития, Лев Алексеевич в своих лекциях и беседах, особенно в восьмидесятые годы, постоянно подчёркивал творческую сторону марксизма-ленинизма, его живую душу, диалектику. Сам Л.А.Голубинский, тяжело переживая распад СССР, не оставлял активной педагогической работы: разработал новые курсы политологии, социологии, истории политических учений и методики социологических исследований, активно участвовал в становлении специальности "Связи с общественностью".
«Копите в юности, чтобы было, что тратить в старости", гласит древнеримская мудрость. Лев Алексеевич копил не только в юности, и не золото, а в течение всей своей жизни копил и щедро дарил людям своё духовное богатство. В этом был один из секретов его творческого долголетия.
Список литературы
1. Кулепов, В. Ф. Дзержинский политехнический: история, события, люди. К 35-летию Дзержинского политехнического института НГТУ им. Р. Е. Алексеева / В. Ф. Кулепов, В. П. Зубов, А. И. Пронин и др. – Н. Новгород: ООО «Типография “Поволжье”», 2009 г. – 196 с.
2. Терентьева, И.Н. Социология. Учебное пособие (практикум) для студентов вузов, Нижний Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2010. – 115 с.
3. Комплексный план социального развития города Дзержинск Горьковской области на 1971-1975 гг. Дзержинск, Дзержинский городской комитет КПСС. 1971. –136 с.
4. На пороге столетия. Нижегородскому государственному техническому государственному техническому университету им. Р. Е.Алексеева – 95 лет Нижний Новгород , 2012. –192 с.7