ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ В ГАНДБОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ В ГАНДБОЛЕ

Тягунова Ю.В. 1, Попович А.П. 1
1Уральский Федеральный Университет им. Первого Президента России Б. Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной психологической науке возрастает интерес к понятию «Самоэффективность», которое было предложено канадским психологом А. Бандурой в конце 1970-х годов. Совместно с коллегами вышеуказанный автор установил, что самоэффективность влияет на мотивационные, когнитивные и эмоциональные процессы, а также на успешность деятельности [1, с. 134].

Самоэффективность – это уверенность спортсмена в успехе собственной индивидуальной деятельности в конкретной соревновательной ситуации, сформированной на основе высокой физической и функциональной подготовки. Основываясь на этом, он акцентирует внимание на постановке более трудных задач и выполнении более сложных целей, а также проявляет упорство и выдержку в их достижении.

Ю. Э. Мамедова, в своей статье «Особенности взаимосвязи личностных факторов и самоэффективности спортсменов» отмечает, что высокая самооценка оказывает положительное влияние на самоэффективность спортсменов [2, с. 10-11].

А. Бандура считает, что при высоком уровне самоэффективности в определенной области самооценка также будет высокой, следовательно, существует положительная взаимосвязь между двумя понятиями. Таким образом, повышение самоэффективности приводит к повышению самооценки, а, соответственно, снижение одного качества приводит и к снижению второго [1, с. 136].

Цель исследования: изучение влияния самооценки физических качеств и технико-тактических действий студентов УрФУ занимающихся гандболом на самоэффективность.

Методы исследования: нами был разработан «Лист самооценки физических качеств и технико-тактических действий в гандболе» и метод педагогического наблюдения.

Экспериментальная база: исследование проводилось в Уральском Федеральном Университете им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина, в нем приняли участие студенты 3-го курса технических специальностей, занимающиеся в течение 3 лет на прикладной физической культуре гандболом – 11 человек 19-20 лет (1 группа) и студенты 4 – курса, специальность «Физическая культура», осваивающие профильную дисциплину, предусмотренную учебным планом, «Гандбол» - 11 человек 20-21 года (2 группа). Всего: 22 человека, возраст 19-21 лет.

Результаты и выводы: в 1 группе наблюдаются заниженные самооценки, что негативно сказывается на их результатах игры, но в то же время следует отметить, что они наиболее точно выделяют значимость технико-тактических действий в гандболе; во 2 группе наиболее выражены адекватно высокие самооценки и, у некоторых студентов, завышенные; они адекватно оценивают уровень развития у себя физических качеств, уровень владения техникой и тактикой игры в гандбол, поэтому во время игры в гандбол они более уверенны и умело применяют свои сильные стороны и стараются скорректировать слабые. Одним из существенных методических рекомендаций на занятиях с данным контингентом следует обратить внимание на развитие качества гибкости и повышение самооценки в первой группе, что особенно важно в рамках избранной профессии.

Таким образом, выявлена положительная корреляция между самооценкой физических качеств и технико-тактических действий в и самоэффективностью гандболе.

Литература

1. Бандура A. Механизмы самоэффективности свойственные деятельности людей / A. Бандура // Американский психолог. 1982. № 37. С. 122 –147.

2. Мамедова Ю.Э. Особенности взаимосвязи личностных факторов и самоэффективности спортсменов / Ю. Э. Мамедова // Журнал Олимп: Физическая культура, спорт, туризм. 2014. № 1 (1). С. 9 – 12.

3. Самооценка личности: определение и виды, как формируется [Электронный ресурс]. URL: http://psyup.ru/vidyi-samootsenki-v-psihologii/ (дата обращения: 18.11.2017).

Просмотров работы: 798