На распространение информационных технологий в образовательной сфере влияют различные факторы, как внешние, так и внутренние:
глобальная информатизация общества
потребность в соответствующей подготовке специалистов, увеличение компьютерной и мультимедийной техника в высших учебных заведениях.
государственные программы информатизации образования.
Перечисленные факторы делают данные формы незаменимыми по той причине, что в современном обществе информация оказывает динамические воздействия, которые заключаются в постоянном изменении ее структуры. И Дабы обеспечить для современных специалистов компетентный подход к той деятельности, осуществляемой ими, необходимо использовать современные источники информации, позволяющие вырабатывать определенные методы воздействия.
Внедрение новых технологий, в образование будет целесообразным, по моему мнению, если удастся сохранить преимущества устоявшихся форм обучения, устранив при этом их недостатки. В совокупности с этим, были внедрены в учебный процесс электронные учебники. Этот вид электронного информационного ресурса представляет собой программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или большего раздела. Другим языком Электронный учебник является современным средством обучения, который существенно повышает качество и эффективность обучения, мотивацию обучающихся и оптимизирует деятельность преподавателя. Являясь компьютерным, педагогическим средством, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащие для группового, индивидуального обучения и позволяющее контролировать полученные знания и умения обучаемых путем дистанционного контроля преподавателя, вносить корректировки в план учебного процесса.
Как показывает практика, функциональная характеристика электронных учебников богата и разнообразна. Они применимы не только в качестве средства обучения, совершенствующий процесс преподавания, безусловно повышающего его эффективность и результативность, но и прекрасно успели зарекомендовать себя в качестве:
инструмента познания окружающей действительности и самопознания;
средства развития личности обучаемого;
объекта изучения;
средства информационно-методического обеспечения;
средства коммуникации в целях распространения передовых педагогических технологий;
Касаемо функций, электронный учебник должен содержать только минимум текстовой информации, в связи с тем, что длительное чтение текста с экрана приводит к значительному утомлению и как следствие к снижению восприятия у обучаемых. Наряду с этим использование видеофрагментов позволяет передать в динамике процессы и явления. Несмотря на большие размеры файлов, применять их целесообразно, так как восприятие и заинтересованность обучаемых повышаются и как следствие, улучшается качество знаний.
К основным плюсам электронного учебника, по сравнению с традиционным, как средства предоставления учебной, научной и других видов информации можно отнести:
Архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя.
Возможность к дистанционному обучению как и самостоятельно, с помощью стандартных поисково-информационных ресурсов, а также с помощью учебной программы, предоставляемой обучаемому ВУЗом, имеющий право на предоставление дистанционного изучения.
Способность к адаптации под индивидуальный подход каждого обучающегося.
Использование дополнительных возможностей, так как электронный учебник в своей схеме организации имеет несколько частей: текстовую (аудио) часть, графическую часть (рисунки, схемы, чертежи, таблицы), анимацию, видео и аудиозаписи. Наряду с этим, использование компьютерной графики, схемы и явления различных процессов.
Простая и удобная поисковая система, позволяющая в минимальное время получать доступ к интересующему материалу.
Сам материал, изложенный в электронном учебнике структурирован несколько иначе, нежели его предшественник – он расположен нелинейно в виду уровневой структуры. В верхнем уровне, основой являются понятия и концепции изучаемой дисциплины, а на последующих, низших, детально рассмотрены основные определения. Данная структура позволяет обучаемому усвоить дисциплину с различной степенью глубины.
Но наряду с преимуществом, электронные носители информации и работа с ними имеют ряд недостатков:
Не обеспечивают активное участие обучаемого в ходе всего занятия
Контроль со стороны компьютера в максимальной степени не всегда объективен
Тестовая проверка не способствует глубокому усвоению материала
Не обладает самодостаточностью и полнотой
Не сопровождается печатным изданием
Необходимостью использования специального оборудования и программ для работы с электронными пособиями. Не смотря на повсеместное использование компьютера и других различных гаджетов, к сожалению, не всех есть возможность их приобрести.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что электронный учебник действительно позволяет эффективнее усваивать информацию, по сравнению с печатным изданием. Также электронный учебник способен предоставлять материал в разнообразной форме, что дает существенное преимущество в понимании и усвоении материала.
Практическое использование электронных учебников, начиная с 01.09.16 года, обозначило ряд существенных преимуществ в образовательном процессе ВУНЦ ВВС ВВА г. Воронеж такими как:
Повышение эффективности качественного усвоения материалов курсантами в специальной деятельносити.
Повышение качества знания естественных и прикладных наук.
Систематизированное совершенствование учебной базы на каждом факультете, которая направленна на освоении на достойном уровне необходимой специализированной подготовки курсантских кадров.
Эффективное использование электронного учебника требует небольшого предварительного обучения курсантов работе с ним. Во время самоподготовки, преподаватели, ведущие данную дисциплину и уже ознакомившиеся с содержанием данного электронного издания, представили курсантам его структуру и взаимосвязь между параграфами.
Электронный учебник используется преподавателем при проведении практического занятия – демонстрируются слайды, при этом преподаватель пользуется уже разработанным Методическим изданием.
В системе профессионального образования категория «инновации» тесно связана с процессами обучения и воспитания. В соответствии с положениями ФЗ «О мерах по реализации отдельных положений» Приказа Министра обороны №670 преподаватели используют электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные и телекоммуникационные технологии, комплексы технических средств обучения, обеспечивающие освоение обучающимися (студентами, курсантами и слушателями) образовательных программ в гражданских и военных учебных заведениях.
О структуре влияния внедрения электронных учебников и в общем – систематизацию и компьютеризированных учебных и документационных данных в Вооруженных Силах Российской Федерации, на пресс-конференции РИА-Новости, высказал свое мнение Министр Обороны Российской Федерации Шойгу Сергей Кожугетович: «Работа рассчитана на несколько лет, в 2015 году мы начали, а планируем завершить в 2016-2017 годах».
Также было им добавлено что происходит не только оцифровка изданных учебников, но и разработка новых, которые предусматривают визуализацию материала, дополняются мультимедийными приложениями, 3d – съемками, возможностями работать с текстами, делать пометки. Всего планируется разработать 13 тысяч новых электронных учебников и оцифровать почти 11 тысяч уже изданных.
В итоге стоит отметить, что данная политика объединит не только электронные библиотеки наших вузов, но и научно-исследовательские организации.
Литература:
Евдокимова М.Г. Проблемы теории и практики информационно-коммуникационных технологий обучения иностранным языкам: Монография - М: МИЭТ, 2004 - 312с.
Информатизация образования как фактор совершенствования учебного процесса в профессионально- технических училищах: Методическое пособие. - Д.: НИИ профтехобразования АПН СССР, 1992. - 72 с.
Кабанов А.М.. Электронный учебник как средство повышения качества обучения иностранному языку в техническом университете. Диссертация к-та пед. наук – Е., 2009.
Электронные учебники в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://competentum.ru/articles/academic/2017.