Цель: Выявить уровни и особенности эмоционального интеллекта у спортивных тренеров.
Для изучения уровня эмоционального интеллекта (ЭИ) у тренеров, была использована психодиагностическая методика «ЭмИн» Д.В. Люсина [2].
В исследовании приняли участие 20 тренеров (10 мужчин и 10 женщин).
Результаты и их обсуждение: по результатам данных, представленных на рисунке 1 выявлено, что 40% тренеров имеют средний уровень ЭИ, 35% тренеров очень высокий уровень, 25% высокий уровень, низкий уровень не выявлен.
Рис. 1 Выявленные уровни эмоционального интеллекта у тренеров, %
Большинство тренеров имеют средний уровень эмоционального интеллекта, что означает, что они могут произвольно осуществлять деятельность, но в условиях неблагоприятного эмоционального состояния их профессиональная эффективность снижается, как и эффективность взаимодействия с другими людьми.
Тренеры, обладающие очень высоким уровнем эмоционального интеллекта, отличаются хорошо развитым самоконтролем, интуицией. У представителей данной группы хорошо развиты проницательность, управленческие навыки. Эти специалисты способны обучить самоконтролю своих подопечных, а так же сами отлично управляют своим поведением в стресс-соревновательных ситуациях.
Высокий уровень эмоционального интеллекта свидетельствует о способности организовывать успешное взаимодействие с окружающими, такие тренеры способны практически точно интерпретировать чувства, эмоции, установки и желания свои и окружающих их людей, а так же управлять собственными эмоциями и эмоциями других.
Следует отметить выявленные гендерные различия. Установлено, что женщины-тренеры обладают более высоким уровнем эмоционального интеллекта, средний уровень составляет 93,5 балла что является высоким показателем общего уровня эмоционального интеллекта. Это связано с тем, что женщины по своей природе более эмоциональны, и обладают хорошо развитым чувством эмпатии. У мужчин средний балл составил 83,1 — это показатель среднего общего уровня эмоционального интеллекта.
Полученные данные дают основание для проведения дальнейших исследований изучения эмоционального интеллекта тренеров.
Список литературы:
Илясова Н.В., Агавелян Р.О. Особенности эмоционального интеллекта спортсменов индивидуальных и командных видов спорта // Илясова Н.В., Агавелян Р.О. Проблемы современной науки и образования. – 2014. – № 11 (29). – С. 105–108
Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. – С. 29–39.
Ahmed S, Khan KS, & Ahmed S. A study on emotional intelligence among male and female volleyball players. Golden Research. Thoughts, 2011;1(3):1-4.
Eraslan M. Evaluation of emotional intelligence aspects of physical education and sports academy students based on various parameters, Nigde University School of Physical Education and Sports Science Journal Volume 9, Number 3, 2015
Nikbakhsh R. Nourollahi H. Mirzaei A. Rahimi M. Comparison of emotional intelligence on sport coaches, Pelagia Research Library, European Journal of Experimental Biology, 2014, 4(3):98-101