ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Бабанов С.А. 1, Мишагина О.М. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблеме агрессивного поведения личности вообще и подростков в частности посвящено большое количество работ, как в отечественной, так и зарубежной психологии: Z. Berkowits, A. Buss, Lorens К.,1967; Г.М. Андреева, Т.В. Драгунова, В.И. Жельвис, Ф.С. Сафуанов, Л.М. Семенюк, а также исследованию агрессивности уделяется место в научных трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как А. Бандура, К. Лоренц, А. Басс, Г.М. Андреева, В.В. Знаков, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева и других.

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В толковом словаре русского языка агрессия определяется как «открытая неприязнь, вызывающая враждебность». В психологическом словаре агрессия рассматривается как «противонаправленное применение силы в межличностных отношениях».

В педагогике и психологии агрессию рассматривают как «стремление к наступательным или насильственным действиям, направленным на нанесение ущерба или на уничтожение объекта наступления». Также отмечается, что агрессия – это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)».

К настоящему времени различными авторами предложено много определений агрессии.

Так, Л.П. Буева под агрессией понимает акты и реакции враждебности, атаки, разрушения, проявления силы в попытке нанести вред или ущерб другому человеку, объекту или обществу.

Ряд авторов (А.Д. Гонеев, Е.В. Змановская, Р.В. Овчарова, М.В. Шакурова и др.) агрессию рассматривают как форму отклоняющегося поведения. Так, Е.В. Змановская отмечает, что «различные формы отклоняющегося поведения имеют общие свойства», к числу таких свойств относится деструктивность, то есть разрушительность.

Не менее важно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние, выделяя познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Как отмечает М.М. Бабаева, агрессивные проявления могут являться: 1) способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности, 2) средством достижения определенной цели, 3) самоцелью, 4) способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [1, С. 105-106].

X. Дельгадо отмечает, что агрессивность человека неоднородна, варьирует от слабой до крайней степени, различна по своей модальности и назначению. Автор выделяет параметры агрессивности различной модальности, отличающиеся: 1) интенсивностью агрессии, ее жестокостью, 2) направленностью на конкретное лицо или на всех людей, 3) ситуативностью или устойчивостью агрессивных тенденций личности.

Любое агрессивное или не соответствующее нормам поведение подростка имеет свою причину. Любое агрессивное поведение подростка – это сигнал внутреннего дискомфорта, и задача педагога-психолога и родителей разобраться в причинах и помочь подростку справиться с ситуацией социально приемлемым образом. Агрессивное поведение – это наиболее распространённый способ реагирования на срыв какой-то деятельности, на непреодолимые трудности, ограничения или запреты. В обществе такое поведение называется неадекватным, его цель – устранение препятствия. Подростковая агрессия делится на физическую и вербальную, т. е. подросток может нападать на сверстников, ломать и портить вещи или оскорблять окружающих, ругаться. Согласно определению, предложенному А.Х. Бассом, агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или приносящее ущерб другим.

Новый закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) (далее – Закон об образовании), федеральные государственные стандарты определили психолого-педагогические условия в качестве необходимых составляющих качества современного образования. В условиях реализации ФГОС, психолого-педагогическая поддержка – содействие субъекту в раскрытии его внутренних резервов, достижении успеха в любом деле благодаря изменению состояния. Это система действий педагога и психолога, которая состоит в последовательном совместном решении проблем, возникающих у учащихся, склонных к агрессивному поведению.

Изучение, своевременная диагностика и психолого-педагогическая поддержка подростков, склонных к агрессивному поведению, позволят избежать ряда трудностей в становлении личности ребёнка. Таким образом, назревшая практическая необходимость, с одной стороны, и её недостаточная теоретическая разработанность, с другой стороны, обусловили актуальность выбранной темы: «Психолого-педагогическая поддержка подростков, склонных к агрессивному поведению».

Библиография

1. Бабаева, М. М. Социальные нормы и регуляция поведения./М.М. Бабаева. - М.: "Просвещение", 1978

Просмотров работы: 128