Сохранение и продление сроков функционирования собственных зубов является одним из наиболее важных показателей состояния стоматологического здоровья [3]. По данным Всемирной организации здравоохранения у 35% пациентов обратившихся за стоматологической помощью к 18 годам отсутствуют один и более зубов [2].
Травма зубов является одной из причин экстренного обращения детей в стоматологическую поликлинику. Из-за анатомо-физиологических особенностей строения челюстно-лицевой области травме чаще подвергается фронтальная группа зубов. В 90% случаев отмечается травма центрального верхнего резца. Травма передней группы зубов весьма неприятна для детей подросткового возраста, так как помимо нарушений окклюзии, речи, эстетики, отмечается и нарушение личности – ребёнок стесняется, замыкается в себе, отказывается общаться со сверстниками. И если у взрослого человека такой дефект достаточно быстро можно заместить мостовидным протезом или дентальным имплантатом, то у детей использование этих методов неприемлемо из-за неоконченного роста скелета. Поэтому единственным выходом остаётся использование съёмного протеза. Но, к сожалению, не все дети добросовестно носят этот протез, кроме того, его необходимо менять по мере роста челюстных костей, он может ломаться. Все эти отрицательные моменты указывают на то, что лучше всего сохранить свой зуб, чем замещать дефект искусственным протезом. И такая возможность есть. Вывихнутый при травме постоянный зуб можно реплантировать – возвратить зуб в его альвеолу [7]. Успех этой манипуляции зависит не только от профессиональных навыков врача, но и от мероприятий по оказанию первой помощи при вывихе зуба. На положительный результат реплантации влияет время, в течение которого она была произведена, и условия хранения вывихнутого зуба [12].
Периодонтальный процесс заживления травмированного зуба практически не нарушается при хранении зуба в физиологическом растворе, и полностью нарушается при сухом хранении зуба [6].
По данным исследований, хорошей средой для хранения вывихнутого зуба является молоко за счёт низкой обсеменённости бактериями и наличия физиологической осмолярности. Конечно, оно уступает по своим свойствам физиологическому раствору, но является более доступным и легко применимым. Доказано, что воспалительная резорбция корня развивается в меньшей степени, если зуб хранили в молоке, а не в слюне, которая может обладать высокой степенью микробной обсеменённости. Если же зуб хранили в сухом виде, то уже через час после вывиха возникают необратимые изменения в тканях периодонта, которые стимулируют развитие анкилоза или резорбции.
Благоприятный исход реплантации заключается образованием соединительной ткани в пространстве между поверхностью альвеолы и корня, которая затем трансформируется в здоровый периодонт. Весь этот процесс занимает 5 месяцев [7].
Но пациенты очень часто обращаются к стоматологу очень поздно, практически все приносят вывихнутый зуб в сухом виде, поэтому результаты реплантации не всегда бывают успешными.
Цель: Изучить осведомленность подростков г. Саратов о правилах оказания первой помощи при полном вывихе постоянного зуба.
Задачи: 1. Изучить и проанализировать научную литературу, научные статьи, стоматологические журналы, диссертации по травмам зубов у детей и подростков.
2. Составить анкету для определения осведомленности школьников о тактике поведения при полном травматическом вывихе постоянного зуба.
3. Составить памятку «Оказание первой помощи при травме зуба» и распространить её в социальных сетях.
Материалы и методы: Для достижения поставленных задач мы провели анкетирование среди 100 человек в возрасте 8-18 лет с помощью сервиса google, где задавались вопросы:
1. Пол;
2. Возраст;
3. Была ли у вас травма постоянного зуба (полный вывих - выпадение зуба из лунки);
4. Куда нужно обратиться в случае полного выпадения постоянного зуба при травме: (в травмпункт; в стоматологическую поликлинику);
5. Нужно ли найти выпавший в результате травмы постоянный зуб: (да; нет);
6. Знаете ли вы как нужно хранить выпавший в результате травмы зуб до обращения к врачу: (да; нет).
Статистическая обработка данных проводилась в программе Microsoft Excel.
Была составлена памятка “Алгоритм действий при полном вывихе зуба” и размещена на сайте школьников.
Результаты и обсуждения:
Анализ данных анкетирования среди подростков 8-18 лет отражает следующее:
В анкетировании приняли участие 39% респондентов мужского пола, 61% респондентов женского пола. 5 % опрошенных отмечали у себя наличие травмы постоянного зуба. Большинство опрошенных школьников (88%) знают к какому специалисту нужно обращаться при травме зуба. Тем не менее, достаточно большой процент подростков (37%), не знают о том, что вывихнутый зуб можно вернуть на место в лунку. Анализ полученных данных свидетельствует об отсутствие знаний у 94% опрошенных школьников по поводу хранения и транспортировки вывихнутого зуба. Данная статистика говорит о низком уровне информированности школьников по поводу оказания первой помощи при травме постоянного зуба. Поэтому нами была разработана и опубликована в социальной сети «ВКонтакте» памятка «Оказание первой помощи при травме зуба»:
1. Найдите зуб, аккуратно возьмите его за коронку, бережно промойте без мыла под проточной водой – ничем не трите зуб!
2. Как можно быстрей положите зуб в чистый контейнер (баночку) с холодным молоком, физиологическим раствором (0,9% раствор натрия хлорида).
В крайнем случае – используйте водопроводную воду.
Не допускайте высыхания зуба!
Нельзя хранить зуб в растворе перекиси водорода или спирта!
3. В сопровождении родителей как можно быстрее обратитесь в детскую стоматологическую поликлинику.
Профилактика травм зубов:
1. Пользуйтесь защитной каппой для зубов во время активного спорта или игр, которые могут включать падения, контакта с твердыми предметами и поверхностями.
2. Индивидуальную защитную каппу можно изготовить у стоматолога.
Выводы:
1. Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство подростков г. Саратова 92% не знают о принципах оказании первой помощи при полном травматическом вывихе постоянного зуба.
2. Учитывая, что большинство школьников много времени проводят в социальных сетях, с целью повышения у них стоматологической грамотности была разработана и размещена на сайтах памятка «оказание первой помощи при травме зуба».
Литература:
1. Закиров Т. В., Мягкова Н. В., Шадрина У. Е. и др. // Проблемы стоматологии. – 2011. – № 1. –С. 50–54.
2. Галеева З.Р. Морфофункциональная характеристика реплантированных зубов: дис. канд. мед. наук: 14.00.21/ Галеева Земфира Раифовна.-М.,2002.-с 1-3
3. Иващенко А.В., Курышова Е.С., Родикова Н.А. // Клиническая стоматология.-2017.-№3- С. 54-55
4. Макеева И. М., Сарапульцева М. В. // Стоматология. – 2011. – Т. 90, № 3. – С. 72–79.
5. Терехова Т. Н., Горбачева К. А. // Современная стоматология. – 2006. – № 1. – С. 22–28.
6. Фоменко И. В., Филимонова Е. В., Касаткина А. Л. // Актуальные вопросы экспериментальной, клинической и профилактической стоматологии. –Волгоград, 2009. – С. 107–109.
7. Богатов А.И. Модифицированный способ реплантации зубов / А.И. Богатое // Сборник статей I международного конгресса по проблемам зубной трансплантологии. Уфа, 1994. - С. 40 – 42.
8. Казанцева И.А., Дмитриенко С.В., Рукавишникова Л.И., Фурсик Т.И., Фурсик Д.И. Травма постоянных и молочных зубов: учебно-методическое пособие/ Казанцева И.А. – ВМА.: Волгоград, 2001.-С. 2-8
9. Виноградова Т.Ф. Винниченко А.В. Травмы фронтальных зубов у детей М. 1989 - 33 с.
10. Antunes L. A., Risso P. de A., Freire M. V., et al. //Braz. Oral. Res. – 2010. – Vol. 24, № 1. – P. 89–94.
11. Maslak E., Yanovskaya M., Vlasova D., et al. //11th Congress of the European Academy of Pediatric Dentistry. – Strasbourg, 2012. – P. 25.
12. Oral health surveys: basic methods. – 5th ed. –Geneva: WHO, 2013. – 137 p.