ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пестова А.А. 1
1ФГБОУ ВО Шадринский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно - гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.[1]

Обучая детей, взрослые должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Поэтому именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям младшего дошкольного возраста, которым "самостоятельное" умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Благодаря образованию навыка сознание ребенка освобождается от необходимости контролировать выполнение отдельных движений, составляющих действие, и переключается на его цели и условия выполнения. Ребенок, овладевший навыком мытья рук, уже не задумывается над тем, как выполнить отдельные движения. При образовании навыка ряд частных движений сливается в одно сложное. Устраняются лишние, ненужные движения, убыстряется темп. Переход от одного движения к другому происходит как бы сам собой, без специального планирования. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. Г.Г.Григорьева отмечает, что с первых дней жизни при формировании культурно - гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых.[2]

Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно - гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Культурно - гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". В программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой формирование прочных культурно-гигиенических навыков является одной из задач физического и нравственного воспитания. Под их воспитанием подразумевается воспитание в детях потребности к чистоте, опрятности, умения выполнять элементарные требования гигиены и ухода за собой. Для правильного развития ребенка большое значение имеют внешние условия и среда, в которой он растет и воспитывается. Взрослые должны создать наиболее оптимальные санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка. Путем систематической работы можно достичь хороших результатов по воспитанию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков[3].

В воспитании культурно-гигиенических навыков огромную роль играет оценка, т. е. положительное иди отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Чаще всего необходимо пользоваться положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Если дети ошибаются при выполнении тех или иных правил, можно напомнить им, что и как надо сделать, не торопится с замечанием или осуждением. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. Практика показывает, что дети, у которых в соответствии с возрастом сформированы культурно - гигиенические навыки, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, успешно развиваются умственно и нравственно, растут крепкими и здоровыми.

Список литературы:

  1. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986.-96с.

  2. Григорьева Г.Г. КРОХА: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений/[Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева и др.]. - М.: Просвещение, 2007.-80с.

  3. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под.ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2007.-240с.

Просмотров работы: 141