Актуальность реферата обуславливается тем, что развитие в России рыночной экономики сопровождалось отрицательными последствиями в социальной сфере, что привело к негативным последствиям в функционировании системы пенсионного обеспечения населения страны. Ведь уровень пенсионного обеспечения является показателем экономического и социального положения населения в целом. Низкий уровень заработных плат и высокая инфляция привели к резкому уменьшению реального размера пенсий, возникло несоответствие уровня пенсий человека по возрасту, его вкладу на протяжении всего трудового стажа.
При реформировании системы пенсионного обеспечения возникла потребность в формировании многоуровневой пенсионной системы, которая состоит из обязательного государственного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения путем применения накопительных механизмов и формировании негосударственных пенсионных фондов.
Предметом исследования в данной курсовой работе являются современные особенности пенсионного обеспечения в России, а объектом выступает - деятельность Пенсионного Фонда РФ в современной пенсионной системе.
Целью данного реферата является изучение процесса функционирования Пенсионного Фонда РФ на современном этапе, выявление его проблем и их устранение с помощью различных экономических реформ.
Основными задачами работы является:
- рассмотрение задач и принципов деятельности Пенсионного фонда РФ
- характеристика структуры Пенсионного Фонда РФ и деятельность ее элементов
- анализ современной модели пенсионного обеспечения в России
- анализ доходов и расходов Пенсионного фонда РФ
- исследование трудностей новой модели пенсионного обеспечения в России в ходе пенсионной реформы
- рассмотрение проблемы сбалансированности бюджета Пенсионного Фонда РФ
Основной задачей реферата является оказание воздействия на улучшение процесса функционирования пенсионного обеспечения в будущем.
Основная частьПенсионный фонд Российской федерации был образован 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
Пенсионный фонд Российской Федерации реализует единую стратегию управления пенсионной системой России. Пенсионный Фонд РФ представлен во всех республиканских, краевых и областных центрах, городах и большинстве районов субъектов РФ. Структура включает в себя Правление пенсионного фонда, которому подчиняется Исполнительная дирекция, Ревизионная комиссия и Информационный центр персонифицированного учета.
Координацию деятельности Пенсионного фонда осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Задачи правления Пенсионного фонда РФ:
отвечает за выполнение функций, относящихся к его компетенции
определяет перспективные и текущие задачи развития
формирует бюджет и сметы расходов, утверждает отчеты об их исполнении, а также структуру и штаты;
издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности Пенсионного фонда РФ
Ревизионная комиссия была создана в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. Функции Ревизионной комиссии включают общую организационную и методологическую поддержку внутреннего финансового контроля.
Ревизионная комиссия Пенсионного фонда РФ организует и контролирует работу подчиненных ей отделов.
Пенсионный фонд своими средствами предусматривает выплату ежемесячных пособий, пенсий достаточно многим слоям населения, которые в силу сложившихся жизненных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание. Так, средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсий инвалидам, военным, компенсации пенсионерам и на многие другие социальные цели. В основные задачи Пенсионного фонда РФ входят:
- сбор и накопление страховых премий, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц
- капитализация ресурсов фонда
- контроль за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд РФ страховых взносов, а также за надлежащим и рациональным расходованием его средств
- назначение и выплата пенсий
- организация работы по сбору с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности по причине трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца
- исследовательские работы в области государственного пенсионного страхования
- ознакомительные работы среди населения и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенции Пенсионного фонда РФ
В Российской Федерации в течение последних лет проводятся различные мероприятия, направленные на усовершенствование существующей пенсионной системы, по итогам которых были достигнуты результаты:
- установление гарантированного минимального уровня оплаты пенсий, не ниже величины прожиточного минимума пенсионера
- восстановление пенсионных прав, которые были утрачены в ходе рыночных реформ
- увеличения размера трудовой пенсии
Главными задачами развития пенсионной системы на сегодняшний день являются:
- обеспечение социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения
- гарантирование долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы
- установление уровня страховой нагрузки, который был бы приемлемым для субъектов экономической деятельности, с единым тарифом страховых премий для всех категорий работодателей
- гарантирование функционирования гибкой пенсионной системы, которая сможет адаптироваться к меняющимся условиям существования путем создания постоянно действующего механизма
- создание и совершенствование трехуровневой пенсионной системы для групп с различными доходами.
Характеристика трехуровневой пенсионной системы для групп с различными доходами:
1 уровень – трудовое обеспечение (государственная пенсия) в рамках государственной концепции обязательного пенсионного страхования, которое формируется за счет страховых взносов работодателей и работников, как в солидарную, так и в обязательную накопительную составляющую, а также межбюджетных трансфертов федерального бюджета. Для граждан, которые не выполнили основные условия пенсионного страхования, сохраняются социальные пенсии, финансируемые за счет средств федерального бюджета.
2 уровень - корпоративная пенсия, право на которую приобретается в следствие дополнительных страховых взносов, которые уплачиваются на основании индивидуального трудового или коллективного договоров;
3 уровень - индивидуальная (добровольная) пенсия, образованная за счет вкладов, производимых физическим лицом в добровольном порядке.
Для обеспечения социально приемлемого уровня пенсий предполагается установить разумный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также способствовать формированию достойных пенсий средне- и высокодоходным категориям граждан в рамках создания полноценной системы добровольного пенсионного страхования. Главным принципом реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы считается увеличение ее эффективности в целях совершенствования пенсионного обеспечения граждан за счет создания и инвестирования средств пенсионных накоплений. Усовершенствование системы формирования пенсионных прав является предоставление гражданам дифференцированного пенсионного обеспечения с учетом их непосредственного участия в государственной пенсионной системе солидарного характера. Функционирующий сейчас принцип исчисления размера трудовых пенсий приводит к неэквивалентности пенсионных прав и обязательств. Необходимо решить следующие проблемы, которые не могут быть правильно разрешены в рамках действующей пенсионной системы:
- постоянное регулирование индексации пенсий
- увеличение длительности трудового стажа, необходимого для назначения пенсий и установление размера пенсии с учетом трудового вклада работника
- гарантирование стабильного поступления в течение длительного периода в распределительную составляющую пенсионной системы страховых премий в объеме, необходимом для текущих выплат трудовых пенсий
- формирование страховых обязательств, обеспеченных государством по объему будущих пенсионных выплат
- поддержание приемлемого соотношения между средним уровнем пенсий и заработных плат
В этой связи с появилась необходимость в изменении действующей системы формирования пенсионных прав с тем, чтобы она позволяла адекватно корректировать все основные составляющие пенсионного обеспечения граждан и решать выявленные недостатки. Подразумевается, что обязательства пенсионной системы должны регулярно соотноситься с ее текущими доходами.
В существующих обстоятельствах, когда возрастает процесс глобализации, ускоряется интернационализация экономики, развивается межрегиональная интеграция, формируется международный рынок труда, открываются границы и, соответственно, усиливается межгосударственная миграция, полноценная возможность реализации гражданами пенсионных прав, полученных в какой-либо стране, независимо от места жительства имеет громадное значение. Учитывая разнообразные условия получения права на пенсию в различных странах, человек, переехавший в другую страну, без принятия государствами мер, направленных на сохранение пенсионных прав при переселении, не может реализовать право на пенсионное обеспечение в полном объеме, что влечет снижение уровня его жизни. Интернациональное сотрудничество является основной формой создания эффективного механизма сохранения пенсионных прав граждан при их переселении на постоянное или временное место жительство в другое государство.
В области увеличения эффективности демографической программы необходимо осуществить стратегические задачи по сокращению смертности в детском и трудоспособном возрастах, увеличить качество здравоохранения и профилактику заболеваемости.
К одним из острых проблем Пенсионного фонда можно отнести дефицит бюджета. Очевидно, что с каждым годом, доходов Пенсионного фонда от страховых платежей не хватает на покрытие его расходов, поэтому для выплаты пенсий гражданам бюджету Фонда необходимы дотации из государственной казны. В 2016 году дефицит бюджета составляет около 0,8 триллионов рублей. При увеличении страховых взносов на 5.5%, по прогнозам главы Пенсионного фонда России, дефицит будет увеличиваться, это связано с понижением фонда оплаты труда, поскольку фонд зарплаты будет расти по минимальному значению инфляции, а значит, роста практически не будет. Так, к 2017 году, дефицит может увеличится к 1,1 триллионов рублей. Это огромная цифра для Пенсионного фонда, такой дефицит обусловлен недостаточным тарифом страховых взносов, отсутствием финансового источника системы досрочных пенсий и отвлечением 6 % на финансирование накопительного компонента. Проблему дефицита средств, в Пенсионном фонде предполагается решить за счёт денег фонда национального благосостояния. Кроме того, предполагается повысить порог зарплат, облагаемых страховыми взносами. На сегодняшний день бюджет Пенсионного Фонда РФ находится в сильной зависимости от федерального бюджета, получая порядка половины всех своих финансов в виде трансфертов на пенсионное обеспечение. Это указывает на недостаточность формирования пенсионного обеспечения только за счет взносов, хотя показатели страховых взносов в пенсионный фонд ежегодно повышаются. Так же проблему можно решить за счет, увеличения пенсионного возраста. Сегодня в России пенсионный возраст наступает для мужчин 60 для женщин 55, по сравнению с европейскими странами можно сказать что, это настоящая роскошь, для наших пенсионеров. Для сравнения пенсионного возраста в разных странах можно исследовать таблицу 1.
Таблица 1 – Пенсионный возраст в разных странах
Наименование страны |
Пенсионный возраст мужчины |
Пенсионный возраст женщины |
Япония |
70 |
70 |
Дания |
67 |
67 |
Норвегия |
67 |
67 |
Великобритания |
65 |
60 |
Германия |
67 |
67 |
Канада |
65 |
65 |
Австрия |
65 |
65 |
Бельгия |
65 |
62 |
Греция |
65 |
60 |
США |
65 |
65 |
Франция |
65 |
60 |
Исследовав таблицу 1, мы видим, что в большинстве развитых стран пенсионный возраст гораздо выше, чем в России. Это оказывает влияние на размер пенсий. Такой низкий пенсионный порог, который, был установлен больше восьмидесяти лет назад, и который ни разу не менялся, сегодня доставляет большие неудобства правительству. Обязательства, данные государством в прежнее время уже невозможно выполнить.
В РФ необходимо постепенно изменение условий выхода на пенсию, с повышением качество социального обслуживания и другими реформами. Способствовать этому могут следующие меры: введение стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, предоставление налоговых льгот для добровольных пенсионных программ, создание персонального пенсионного счета в этих программах для самостоятельного накопления пенсий. Несмотря на то, что ставка пенсионных взносов у нас намного выше, чем в развитых странах, проблема низкого размера пенсий является одной из главных. Для наглядности в таблице 2 приведены данные средней пенсии и ставки пенсионных взносов в разных странах.
Таблица 2 - Размеры пенсий и ставки пенсионных взносов в разных странах
Страна |
Средний размер пенсии |
Ставка |
США |
1500 долларов |
15% |
Израиль |
1500 долларов |
Около 12% |
Франция |
1000 евро |
16,35% |
Германия |
1400 долларов |
8,7% |
Россия |
Около 200 долларов |
22% |
Таким образом, мы можем наблюдать существенную, разницу между средней пенсией в России и в остальных странах, хотя ставка у нас выше, чем у остальных стран.
Так, накопительная часть пенсионной системы требует существенной модернизации, в том числе в составляющей, которая касается гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и созданных пенсионных прав, а также создания эффективной системы контроля над инвестированием, и расширения списка финансовых институтов и инструментов.
По предварительным прогнозам, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации будет все больше нуждаться в поддержке от государства, и его дефицит будет набирать обороты. Такой неблагоприятный прогноз обусловлен ухудшением экономической обстановки в стране, снижения стоимости рубля, созданием новой пенсионной реформы и другими факторами.
Государство пытается усиленно стимулировать граждан к добровольному и самостоятельному увеличению пенсионного возраста, взамен предлагая увеличение накопительной и страховой пенсии и возможность государственного софинансирования накопительной пенсии, на выгодных для гражданина условиях.
Политика государства в ежегодном сбалансировании бюджета Пенсионного фонда эффективно помогает избежать большего уровня дефицита и предугадывает возможные неблагоприятные ситуации.
Для решения многих вышеперечисленных проблем, связанных с дефицитами бюджета Пенсионного Фонда РФ, финансирования пенсионных премий, возраста выхода на пенсию и др. необходимо принять определенные меры, направленные на решения этих проблем. Вот некоторые из них:
- учреждение специальной системы страхования пенсионных накоплений, подобной страхованию банковских вкладов
- стимулирования самостоятельного накопления пенсий, путем введения дополнительных налоговых привилегий
- регулирование механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования
- расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений
- содействие развитию добровольных пенсионных систем
- работа над повышением финансовой грамотности граждан
Говоря подробнее о последнем пункте решения этих проблем, стоит упомянуть, что невысокий уровень пенсионной грамотности населения является одной из главных причин низких пенсий. Многие люди считают , что пенсия является заботой государства и соглашаются на получение серых зарплат, что увеличивает долю работодателей, которые укрываются от выплат страховых премий в пенсионный фонд.
Помимо решения вышеперечисленных проблем, необходимо также позаботиться о проблемах накопительной составляющей пенсионной системы, важными из которых являются:
- создание механизма возвратности пенсионных накоплений и незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании
- совершенствование законодательства контроля над пенсионными накоплениями, требования которого не соответствует объему накоплений и уровню рисков
- сильное обесценивание всех пенсионных накоплений
- увеличение рисков по мере увеличения объема пенсионных накоплений, с учетом отсутствия инвестиционных инструментов
Государство стремится создать все условия для решения данных проблем, и разрабатывает все новые методы борьбы с ними.
ЗаключениеТаким образом, можно сделать вывод, что в нашей стране просто необходимо провести пенсионную реформу. Действующая пенсионная система не удовлетворяет многих. В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием весьма крупного числа проблем, которые требуют неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики нашей страны и в то же время не обеспечивает в полной мере потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:
- очень слабая дифференциация пенсий в зависимости от трудового вклада
- слишком большая доля льготных пенсий
- нехватка справедливого механизма распределения пенсий
В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется для того, чтобы ее сбалансировать и привести в равновесие. В нашей стране незамедлительно требуется заострить внимание на социальной сфере и проблемах её должного обеспечения.
Также можно сделать вывод о том, что современный при активном включении государства, а также самих работников и работодателей, в решение всех этих проблем, ситуацию можно исправить.
Список использованной литературы:
Нешитой, А. С. Финансы и кредит: Учебник / А. С. Нешитой. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 576 с. - ISBN 978-5-394-02006-3. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=414993
Финансы и кредит: Учебник / В.П. Герасименко, Е.Н. Рудская. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Академцентр, 2013. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). [Электронный ресурс].- Режим доступа:: http://znanium.com/bookread.php?book=389872
Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / В.А. Галанов. - 2-e изд. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 416 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=420172
Финансы: учебник/коллектив авторов под ред. Е.В. Маркиной.- М.: КОНОРУС, 2014-432с. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=225418
Финансы: Учебник/В.А.Слепов, А.Ф.Арсланов, В.К.Бурлачков и др., 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=486501
Финансы организаций (предприятий): Учебник / Т.Ю. Мазурина, Л.Г. Скамай, В.С. Гроссу. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 528 с.: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=468531
Балихина Н.В., Косов М.Е. Финансы и кредит: учебное пособие .-2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-Дана, 2013.-303с.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник для бакалавров в вопросах и ответах / Б.И. Соколов, В.В. Иванов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 288 с [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=538106
Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 393. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=639041
Самылин А.И. Корпоративные финансы. Финансовые расчеты: учебник / А.И. Самылин. — Изд. испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017.— 472 с. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=639050
Финансы: Учебник / Дадашева А.З. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.http://znanium.com/bookread2.php?book=515974
Финансы: Учебное пособие/Лупей Н.А./ЛупейН.А., СоболевВ.И., 3-е изд. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 448 с.: [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=548305