ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ахтямов Л.Р. 1
1Ульяновский государственный университет им И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день остро стоит проблема правильного выбора профессии студентов в вузе и как следствие низкий уровень профессионально-ценностных ориентаций в силу следующих причин: во-первых, абитуриент после зачисления становится представителем особой социальной группы - студенчества, но далеко не всеми студентами осознается значимость данной социальной роли. Во-вторых, студенту необходимо актуализировать готовность к перестройке своей учебной деятельности по сравнению с обучением в школе, но в большинстве случаев это сложно для тех студентов, которые в общеобразовательной школе не могли продемонстрировать умения учиться, размышлять, строить отношения с преподавателями и т.д. В-третьих, вузовское обучение имеет более выраженную профессиональную направленность по сравнению со школьным обучением, что требует проявления активности и вовлеченности в учебный процесс со стороны студентов. Кроме того, процесс профессионального обучения осложняется такими факторами, как наличие большого количества свободного времени, не контролируемого ни преподавателями, ни родителями; возможность самостоятельно выбирать и посещать спецкурсы (по выбору); «пестрота» и многоплановость студенческой жизни и т.д. Прежде чем выявить проблемы, касающиеся формирования профессионально-ценностных ориентаций, уточним понятие «профессионально-ценностные ориентации» [4].

Профессионально-ценностные ориентации являются необходимой составляющей профессионализма будущих специалистов социальной работы. Поэтому в статье акцент ставится именно на формировании у будущих социальных работников профессионально-ценностных ориентаций.

Понятие «профессионально-ценностные ориентации» является производным от категории «ценностные ориентации», которые определяются как устойчивые установки личности, система ее отношений к окружающему миру. Профессиональные ценностные ориентации - это интериоризированные личностью специфические определения объектов или субъектов профессиональной сферы как значимых относительно профессиональных потребностей. Они выступают регулятором ее деятельности (выполняют нормативную функцию) посредством воздействия на систему профессиональных мотивов[1].

Согласно «Кодексу этики социального работника и социального педагога» специалисты социальной работы призваны ориентироваться на ценности гуманизма, нравственности, добра и справедливости, толерантности, сострадания, эмпатии — базовых ценностей человека[2, с. 7].

Изучив теоретическую базу формирования профессионально-ценностных ориентаций, проведя анализ опыта формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовке в России и Ульяновской области, мы ставим целью исследования - проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению и повышению уровней профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста. Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что профессионально-ценностные ориентации будущего специалиста будут успешно сформированы при соблюдении следующих условий:

- определение уровня терминальных ценностей, таких как активность, альтруизм, познание и уровня инструментальных ценностей – честность, терпимость, ответственность ;

- разработка комплекса мероприятий по формированию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки;

Исследование проводилось в Федеральном Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова». Методическим обеспечением послужили: методика " Исследование ценностных ориентаций "(автор М. Рокич) [3] и авторская анкета.

Разработанная авторская анкета была использована при контрольной диагностике. Анкета состоит из 12 вопросов, посвященных обучению студентов в вузе и проявлению их социальной активности. Анкетирование носило конфиденциальный характер, по времени занимало от 5 до 10 минут.

В исследовании по диагностике профессионально-ценностных ориентаций участвовали 29 человек: студенты 1-2 курса направления подготовки «Социальная работа» ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова».

Рассмотрим полученные результаты в ходе опроса по методике "Исследование ценностных ориентаций" М. Рокича. В качестве индикативных показателей было выделено две группы: терминальные ценности – активность, альтруизм (счастье других), познание и инструментальные ценности – честность, терпимость, ответственность.

Задачей первичной диагностики являлось определение уровня данных показателей, их положение в системе ценностей студентов.

Студентам предъявлялись два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке. В данных списках испытуемый присваивает каждой ценности определённый ранговый номер.

Далее было посчитано среднее арифметическое ранга каждой ценности.

Результаты по терминальным ценностям указаны в таблице 1.

Таблица 1

Рейтинг терминальных ценностей будущих специалистов социальной работы (первичная диагностика)

Ценностные ориентации

Показатели

(ср. ар.)

1) Здоровье (физическое и психическое)

8,91

2) наличие друзей (хороших и верных)

7,75

3) счастливая семейная жизнь

9,5

4) активность

13,25

5) любовь (духовная близость с любимым человеком)

8,5

6) уверенность в себе (свобода от сомнений)

11,08

7) свобода (самостоятельность, суждениях)

10,33

8) материально обеспеченная жизнь

9,25

9) интересная работа

5,5

10) развитие (работа над собой)

9,16

11) продуктивная жизнь (полное использование своих сил)

10,08

12) счастье других (альтруизм)

12,25

13) жизненная мудрость (зрелость суждений)

12,5

14) познание (расширение своего образования)

7,08

15) развлечения (свободное времяпрепровождение)

8,33

16) красота природы и искусства

10,08

17) общественное признание (уважение окружающих)

9

18) творчество (возможность творческой деятельности)

10,83

По таблице видно, что главными терминальными ценностями студентов на момент проведения констатирующей диагностики являются такие как интересная работа, познание, наличие друзей и развлечения. Конечно, для каждого человека важно иметь интересную профессию, от которой можно получать удовольствие. Но при выборе профессии специалиста по социальной работе человек должен руководствоваться совсем иными ценностями такими как, активность в работе, альтруизм (счастье других) и познание (расширение своего образования). Данные ценности согласно результатам тестирования немного уступают другим ценностям. Необходимо проводить мероприятия по повышению вовлеченности студентов в процесс профессиональной подготовки в направлении данных ценностных ориентаций.

В таблице 2 показаны результаты по основным индикативным показателям. Активность студенты в среднем ставят на 13,25 место; альтруизм – на 12,25; познание – 7,08. Итак, чем ниже среднее арифметическое число, тем выше рейтинг ценности.

Показатели профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы (первичная диагностика).

Таблица 2

Показатели профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы (первичная диагностика)

Название ценности

Кол-во

оценок

Ср.

показатель

1

Активность

29

13,25

2

Альтруизм (счастье других)

29

12,25

3

Познание

29

7,08

Дальше мы перешли к исследованию инструментальных ценностей студентов. Инструментальные ценности можно изобразить как способы для достижения терминальных, как пути, используемые личностью для достижения поставленных целей, черт своего характера, формирование которых приводит к достижению самореализации и успеху. Результаты исследования показаны в таблице 3.

Таблица 3

Рейтинг инструментальных ценностей будущих специалистов социальной работы (первичная диагностика)

Ценностные ориентации

Показатели

(ср. ар.)

1) Образованность (высокая общая культура)

10,25

2) Честность (правдивость, искренность)

12

3) жизнерадостность (чувство юмора)

5,33

4) независимость (самостоятельность)

10,09

5) воспитанность (хорошие манеры)

5,91

6) ответственность (чувство долга, умение держать слово)

11,08

7) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения)

12,58

8) терпимость (к взглядам и мнениям других)

10,25

9) аккуратность (чистоплотность)

3,25

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить)

11,4

11) чуткость

13,16

12) твердая воля (умение настоять на своем)

10,75

13)смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

10,83

14) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

9,83

15) эффективность в делах (трудолюбие)

10,75

16) исполнительность (дисциплинированность)

8,5

17) высокие запросы (высокие требования к жизни)

7,75

18) нетерпимость к недостаткам (в себе и других)

5,58

Инструментальными ценностями наиболее ценными для студентов согласно результатам исследования является аккуратность, жизнерадостность, воспитанность, нетерпимость к недостаткам. Данные ценности занимают высокие позиции. В частности, аккуратность -3,25 место, жизнерадостность-5,33 место, нетерпимость к недостаткам -5,58 и воспитанность – 5,91 место. Это обоснованно тем, что студенты не достаточно серьезно воспринимают процесс профессионального обучения, также не до конца уверенны в выборе профессии. Нам необходимо повысить уровень и значимость таких ценностей как честность, терпимость, ответственность. По данным ценностным ориентациям были получены следующие результаты: терпимость занимает 10,25 место, ответственность - 11, 08 место, честность – 12 место. В таблице 4 показаны результаты по основным индикативным показателям.

Показатели профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы (первичная диагностика)

Таблица 4

Название ценности

Кол-во

оценок

Ср.

Показатель

1

Честность

29

12

2

Терпимость

29

10,25

3

Ответственность

29

11,08

Первичная диагностика позволила определить уровень значимости терминальных ценностей: активность, альтруизм, познание, и уровень инструментальных ценностей: честность, терпимость, ответственность. Можем сказать, что данные показатели находятся на среднем и низких уровнях. Необходимо проводить мероприятия по повышения значимости данных ценностных ориентаций для будущих специалистов социальной работы. Специалист по социальной работе должен обладать комплексом профессионально-ценностных ориентаций, которые в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности должны повышаться.

Результаты исследования подтверждают необходимость внедрения разработанной нами комплекса мероприятий по формированию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки.

Комплекс мероприятий по формированию профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки включает в себя два блока:

1. Блок А «Терминальные ценности». Данный блок мероприятий направлен на повышение уровня терминальных ценностей – активности, альтруизма, познания. Включает в себя такие мероприятия: беседа о важности образования и способах поощрения за отличную учебу, привлечение студентов для участия в митингах, посвященных 1 и 9 мая, игра «Что? Где? Когда?» на темы по социальной работе, рассказ о местах практики, рассказ о благотворительности в России.

2. Блок Б «Инструментальные ценности». Данный блок включает мероприятия направленные на повышение уровня инструментальных ценностей – честности, терпимости, ответственности. Мероприятия: «Кодекс этики», организация конкурса эссе «Почему я выбрал профессию специалист по социальной работе?», конкурс стенгазеты о профессии специалист по социальной работе, рассказ о профессии специалист по социальной работе, тренинг «Сплочение», тренинг социально-психологической адаптации

В результате проведения данных мероприятий со студентами планируется повышение уровня профессионально-ценностных ориентаций у будущих специалистов по социальной работе. Ожидается повышение мотивации к учебной деятельности, повышение социальной активности, развитие качеств личности, необходимых для специалиста.

Библиографический список:

  1. Сластёнин В. А. Педагогическая аксиология: монография. – Красноярск: СибГТУ. 2008. – 293 с.

  2. Кодекс этики социального работника и социального педагога — членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». M. -2003.- 20 c.

  3. Методика М.Рокича «Ценностные ориентации»: шкалы, ключи, интерпретация, пример – URL: http://dip-psi.ru/psikhologicheskiye-testy/post/metodika-m-rokicha-tsennostnyye-oriyentatsii (Дата обращения 18.01.2018)

  4. Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр./ под ред. М.В. Григорьевой. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2011. – Вып. 4. – 320 с..

  5. Анурин В.Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей // Социология высшей школы. - Сборник науч. трудов. - Горький, 2007. - С. 116-129.

Просмотров работы: 290