ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКСКУРСИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наш век информационных технологий человек все больше углубляется в технику и интернет и совершенно забывает, в каком прекрасном мире он живет. Каждый из нас любит проводить время на природе, но задуматься о том, как сохранить ее и принести какую-то пользу своей деятельностью – только единицы. Я считаю, что прививать любовь к окружающей среде нужно с самого детства. Овладение краеведческими знаниями является важным моментом духовного, экологического воспитания подрастающего поколения, способствует развитию познавательных способностей, приобщает к творческой деятельности, расширяет кругозор, формирует чувство причастности к культуре родного края [1], и поэтому тему экологического воспитания считаю актуальной.

Понятие «Краеведение» зародилось в 1761 году, когда М. В. Ломоносов пытался проводить краевые исследования с участием местного населения, в том числе и детей. Краеведение - это научное знание о своих родных местах, о своем крае. Изучать свой родной край очень важно, ведь многие передовые педагоги и общественные деятели России — Н. И. Новиков, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов — отмечали огромную роль «родиноведения», «отечествоведения» в образовании и воспитании подрастающего поколения [2].

В современных школах нет такого предмета как «Краеведение» - он включен в более обширный курс «Окружающий мир». На уроках дети изучают данный предмет преимущественно в классах: занимаются по учебникам, в рабочих тетрадях, используют различный дидактический материал. В школах города Каменска Уральского, где я работаю учителем, на уроках Окружающего мира в рамках регионального компонента ученики узнают о природе Урала, но на мой взгляд, недостаточно предусмотрено программных экскурсий, чтобы познакомить учащихся со всем многобразием родного края и его достопримечательностями. В данном случае на помощь приходят внепрограммные экскурсии, котрые учитель имеет право организовать самостоятельно. Как доказано методистами и психологами теорию без практики дети запоминают плохо. То есть методы словесные обязательно должны сопровождаться в учебном процессе не только демонстрацией, но и непосредственным созерцанием и практикой. Во время таких экскурсий учащиеся видят и изучают различные территории и ландшафты родного края, знакомятся с методами ориентирования на местности по местным признакам и с помощью специальных приборов, расширяют свой кругозор в области краеведения. Одновременно осуществляется нравственное, экологичексое и эстетическое воспитание детей. Я в данной работе хочу остановитья на описание памятников природы Урала, которые, на мой взгляд, обязательны для посещения и изучения детьми начальной школы.

Каменск-Уральский – небольшой городок на юге Свердловской области. Первое поселение на месте современного города возникло в 1682 году. Статус города Каменск-Уральский получил только в 1940 году. Город стоит на месте, где сливаются воедино две реки Каменка и Исеть. Население Каменска составляет около 170 тыс. человек. Площадь города – 144 кв.м. Несмотря на такие небольшие размеры, на территории города расположено множество природных чудес и памятников архитектуры. Ни один турист не останется равнодушным, увидев, как в одном городе переплетаются искусство, сделанное руками человека и природы. Однако далеко не каждый житель назовет вам эти памятники[3]. Самые популярные и знаменитые памятники природы в городе, это:

  1. Скала «Каменные ворота».

Сооружение находится примерно в 5 км от города на самом берегу реки Исеть. Многие жители города считают, что это мощное сооружение более 20 м в высоту, имеет магическую силу. И действительно, глядя на эту скалу, не верится, что это творение было создано природой. Правильные формы и линий скалы действительно впечатляют, а тишина и умиротворенная обстановка вокруг так и располагают к мыслям о вечном.

  1. Порог Ревун

Этот порог находится на скалистом участке реки Исеть близ деревни Бекленищево. Порог назван так из-за того, что весной и летом река разливается и несется в этих местах с такой неимоверной скоростью, что просто захватывает дух. А шум, который получается в итоге — очень похож на рев. Местные жители же называют это место – Бурканы.

  1. Смолинская пещера

Это необыкновенное место привлекает толпы туристов своей мистикой и загадочностью. В скале множество переплетений дорог, среди них есть «дорога в рай» и «дорога в ад». Также в пещере имеется несколько гротов, длина которых достигает 25 метров. В советские времена в скале обитало множество летучих мышей, со временем их стало меньше, но и по сей день они являются главными хозяевами этой пещеры.

  1. Три пещеры
По левой стороне реки Исеть находится исторический памятник живой природы. Скала с тремя ходами. В народе именуется как «Три Пещеры». Это место очень загадочное, с ним связана не одна легенда. По одной из них в скале спрятано оружие, а по другой — одна из пещер вела в женскую обитель Преображенского монастыря.

Кроме этих памятников природы есть еще и другие, но чуть менее популярные - скалы Мамонт, Семь братьев, Филин, Динозавр, Чертов палец, Токарев (Лобастый) камень и много иных достопримечательностей.

Так же в городе, кроме природных памятников, есть и архитектурные достопримечательности[4]. Это:

  1. Памятник «Пушка»

Этот памятник считается главной достопримечательностью города. Он был воздвигнут в 1967 году, архитектором выступил Пермяков. Памятник был создан, чтобы подчеркнуть труд рабочих, работавших на Каменском чугунолитейном заводе. В давние времена мастера этого завода славились своею профессиональностью и изобретательностью. Пушки и другой арсенал завода использовали в военные времена. Именно поэтому было решено воздвигнуть такой памятник. Памятник находится на высоком подиуме, что делает его заметным практически с каждой точки города. Территориально он расположен в Синарском районе города, недалеко от плотины, на левом берегу реки Каменка.

  1. Церковь Покрова Божьей Матери

В уединенном тихом месте находится церковь Покрова Божьей Матери. Она была возведена в конце 19 века. В военные годы эта церковь, как и многие другие, сначала была разграблена, а позже использовалась в качестве склада. В конце прошлого столетия церковь отреставрировали и теперь тут снова идут службы. В церковь можно прийти всей семьей. На ее территории есть детская площадка, а в саду растут невероятной красоты цветы и работают фонтаны. В самой церкви находятся старинные фрески и иконы. Самая известная икона – икона целителя и святого мученика Пантелеимона.

  1. Завод по производству колоколов «Пятков и Ко»

Недалеко от церкви расположился завод по производству колоколов «Пятков и Ко». Главным совладельцем завода является Николай Пятков, он и основал завод в 1991 году. Этот завод – гордость города, ведь его колокола украшают церкви и храмы не только в России, но и других странах мира. Один раз в год, в начале июля, в городе проводится фестиваль колоколов. На нем собираются звонари со всей страны для того, чтобы поделиться своим опытом. Так же на фестивале выступают различные коллективы, народные умельцы демонстрируют свои таланты. Атмосфера, царящая в воздухе, располагает к общению и хорошему настроению.

  1. Кафедральный Собор Святой Троицы

Этот собор является еще одной гордостью города. Он был построен исключительно из камня в начале 19 века. Как и остальные церкви в период массовых восстаний начала 20 века, собор был разграблен, но уже в конце прошлого века в его стенах стали снова проводить службы. В соборе собрано множество икон великих художников 19 века. Собор интересен туристам еще и потому, что на прилегающей к собору территории находится капсула времени будущим поколениям. Капсулу необходимо вскрыть в день 350-летия города Каменск-Уральского, ну а пока все желающие могут ей полюбоваться.

  1. Краеведческий музей

Это музей находится в исторической части города, в здании некогда чугунолитейного завода. Музей был основан в 1924 году И.Я. Стяжкиным. Экспонаты музея разнообразны: в нем представлены предметы старинного обихода, и части раскопок древнейших поселений находящихся раньше на территории современного города.

После экскурсий по родному краю, ученикам можно предложить написать короткое эссе о своих впечатлениях, составить памятку об охране природных и архитектурных объектов, сделать небольшую презентацию, предложить творческое задание – рисунок, стихотворение, рассказ, поделку. Если хотя бы один человек из класса задумается о сохранении окружающей его природы, то будущее не только нашего края, но и природы всей планеты будет не таким плачевным, как прогнозируют ученые-экологи.

Список литературы.

  1. Зиганшин, И. И. Краеведение: учеб. Пособие / И. И. Заганшин, Б. Г. Кадыров ; Институт экономики, управления и права (г. Казань). – 2-е изд., доп. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2014. – 216 с.

  2. Н644 Краеведение : учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / М. А. Никонова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.

  3. http://dostoprimechatelnosti-m.ru/kamensk-uralskij-dostoprimechatelnosti-i-interesnye-mesta-s-foto/

  4. http://sorokovayaclassv.blogspot.ru/2015/02/blog-post_8.html

Просмотров работы: 144