ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ШКОЛЬНИКОВ

Кашина А.В. 1, Патрикеев Г.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Мотивация - это побуждение человека к действию, комплекс мер для достижения какой-либо цели. Мотивация спортсмена играет одну из самых важных ролей в достижении результатов [6].

Важнейшая задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан социально активных, образованных, физически и психически здоровых.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков.

В наше время невозможно представить своей жизни без современных гаджетов – компьютеров, телефонов и планшетов. Современные школьники все больше времени тратят на компьютерные игры и просмотр комиксов и все меньше двигаются. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2016 г. 340 миллионов детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет страдали избыточным весом или ожирением. Все это дает нам повод глубоко задуматься и серьезно взглянуть на эту проблему [5].

Только в совокупности различных видов мотивации можно добиться высоких, как статистических данных, так и практически увидеть, как число здоровых, спортивных, социально активных школьников возрастает.

Именно поэтому мы и хотим рассмотреть различные пути формирования мотивации к занятиям физической культуры и спортом у школьников.

Цель исследования: определение эффективных средств и методов формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие мотивации;

  2. Изучить роль мотивации в сфере физической культуры;

  3. Проанализировать изменения методов и средств мотивации в историческом аспекте.

Для решения задач исследования использовался метод анализа научно-методических литературных источников, Интернет-ресурсы, обзор научных статей по тематике исследования.

Результаты исследования. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в своей статье, под названием «Четыре принципа достаточной причины». На сегодняшний день ученые по-разному объясняют данное понятие, как такого четкого и признанного понятия нет. Рассмотрим точку зрения некоторых авторов в определении мотивации. Сербиновский Б.Ю считал так: «Мотивация - это побуждение людей к деятельности» [14].

Все-таки, все определения мотивации, имеют схожесть в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – само побуждение. Следует отметить, что поведение человека мотивировано всегда. Мотивировать человека - значит затронуть его важные интересы, потребности в чем - либо [7].

Более подробное определение мотивации дает наш соотечественник В.Г. Золотарев.: побудительная причина, повод к какому-либо действию, активное состояние человека (его мозговых структур), побуждающее его совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (например, жажда, голод и др.) или групповых (забота о детях и др.) потребностей [4].

Понятие мотивации в психологии и биологии трактуется по-разному. С точки зрения психологии: мотивация – это действие любых стимулов (внешних и внутренних), которые способны вызвать или активизировать поведение. С точки зрения биологии: мотивация – это мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность.

Для всестороннего раскрытия понятия мотивации необходимо рассмотреть 3 аспекта этого явления:

  1. что в деятельности человека находится в зависимости от мотивационного воздействия;

  2. каково соотношение внутренних и внешних сил;

  3. как мотивация соотносится с результатами деятельности человека [8].

Для успешного рассмотрения этих аспектов необходимо разграничить следующие понятия, такие как потребности, мотив и мотивирование.

Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путём внешних воздействий на человека вызываются к действию определённые мотивы, которые побуждают человека осуществлять определённые действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определённой мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить желаемые для субъекта мотивирования мотивы действий человека и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком.

Анализ работ Комаровой, Н. В. по данной проблеме позволяет уточнить понятие мотивации как совокупности сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определённом уровне старания добросовестности, с определённой степенью настойчивости, в направлении достижения определённых целей [8].

Макаренко В.К указывает, что в физической культуре под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл. Мотивация создает устойчивость интереса к физической культуре, и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности [9].

Мотив - это осознанная побудительная причина активности человека, направленной на достижение цели [2].

По характеру направленности мотивы занятий физическими упражнениями подразделяются на процессуальные и результативные [2]. Процессуальные мотивы реализуются в процессе занятий физической культурой: школьник удовлетворяет потребность в движениях, получает наслаждение от процесса деятельности (азарт, соперничество, мышечные ощущения, приподнятость настроения, чувство удовлетворения от выполнения сложных упражнений и от победы). Формированию именно этой мотивации должно быть уделено постоянное внимание на уроках физической культуры.

Результативные мотивы направлены на результат деятельности. В процессе занятий, как физической культурой, так и спортом школьники стремятся к какому-то результату, достигнуть который можно в течение длительных и систематических тренировок. Мотивы, направленные на результат деятельности, возникают под влиянием внутренних факторов, таких как самооценки, убеждения, желания и др.

По степени осознанности мотивы занятий физической культурой и спортом могут быть осознаваемые и неосознаваемые. Школьники младших классов, занимаясь физической культурой, спортом, зачастую не осознают зачем им это нужно, то есть неосознаваемые мотивы. По мере взросления учащихся мотивы приобретают определенную осознанность [1].

Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследователей, являются: укрепления здоровья, получение удовольствия от занятий, общение, желание родителей [12].

Бахарева, Е. В., Иванова, Л. В., Коваленко, Е. А. и др. утверждают, что формирование мотива находится под воздействием внешних и внутренних факторов. В качестве первых выступают условия (ситуация) – мотивы избегания неприятностей и оценочные (отметочные) мотивы, материальные стимулы. В качестве внутренних мотивов выступают желания, влечения, интересы, убеждения, являющиеся потребностями личности: желания - это переживание, для которого характерна большая или меньшая осознанность того, к чему человек стремится; интересы представляют собой положительно эмоционально окрашенное стремление человека к познанию чего-то [2].

Убеждения - это социальные побудители активности человека, становящиеся принципами его поведения. Они отражают мировоззрение человека и придают поступкам особую (идейную) значимость и ясную направленность. Мотивационная сфера личности школьника характеризуется трудностью выбираемых им целей. Под целью понимают объекты и ситуации, которых нужно достигнуть для удовлетворения потребности. Уровень притязаний определяется ситуацией, но он может характеризовать и постоянную тенденцию человека выбирать для себя высокие или заниженные цели [2].

Таким образом, одним из путей решения данной проблемы является формирование мотивационно-ценностного отношения школьников к физической культуре, что позволяет исключить односторонность спортивного подхода в воспитании школьников, возродить массовую физическую культуру, укрепить здоровье, сформировать нравственное поведение и ценностные ориентации, облегчающие активное участие школьников в общественной жизни [16].

Мотивационная сфера школьника является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ученика к занятиям, его активное и осознанное отношение к осуществляемой деятельности, то есть к учебе. Поэтому так важно с началом обучения формировать у учащегося необходимые для рационализации его учебной деятельности и повышения эффективности педагогических воздействий мотивы, отличающиеся высокой степенью интереса к занятиям физической культурой и убежденностью в целесообразности этих занятий. При этом следует создавать соответствующие внешние условия для деятельности школьников [12].

Следовательно, поиск средств и методов формирования мотивации к занятиям физической культурой до сих пор остается актуальным.

К специальным средствам воспитания учебно-познавательных мотивов следует отнести наглядные пособия, учебные стенды и учебные карточки. К сожалению, эти самые эффективные средства в школах на уроках физической культуры практически не применяются [6]. В каждой школе следует иметь «Учебный стенд», на котором вывешиваются килограммы, схемы, рисунки изучаемых двигательных действий. Лучше делать их цветными. Под рисунками пишутся или печатаются теоретические сведения.

К сожалению, наглядных пособий по физической культуре в продаже нет, этим и объясняется, в основном, отсутствие их на уроках физической культуры. Но можно изготовить пособия с помощью старшеклассников. Такие рисунки - пособия используются при показе и объяснения техники упражнений на уроке в зале, затем они вывешиваются на стенд для самостоятельной работы учащихся.

Очень эффективны цветные учебные карточки. Большое значение в формировании учебно-познавательных мотивов имеет применение кинофильмов, кинокольцовок и, безусловно, яркие, убедительные разъяснения учителем всех затрагиваемых в процессе физического воспитания психофизиологических и биомеханических закономерностей.

В теории и методике физической культуры и спорта методы физического воспитания подразделяются на специфические и общепедагогические. Общепедагогические методы в свою очередь разделяют на словесные и наглядные методы [17].

В общепедагогические словесные методы входят: лекции, объяснения, они могут быть подробными, что хорошо складывается в пользу ученика усвоения им материала. Так же это может быть разбор, описание и т.д. Оно обычно применяется для изучения простых действий. А также беседы, в форме вопрос-ответ. На своей практике смело можем сказать, что это один из наилучших методов мотивации. Так, беседа помогает учащимся лучше усваивать теоретические знания в области физической культуры и спорта [15].

Специфические методы делятся на игровой и соревновательный метод. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков. Соревновательный метод – это способ выполнения упражнений в форме соревнований [17].

Так же мы бы хотели сюда отнести еще один метод. Это метод физических упражнений, как метод мотивации учащихся. Или как его еще называют в спортивной терминологии – это метод строго регламентированного упражнения. В них может входить, например, общие физические упражнения.

Каждый метод должен применяться учителем в школе, для достижения положительной мотивации у детей школьного возраста. Воздействие учителя на сознание и волю ученика может осуществ­ляться в форме проявления внимания к учащемуся, просьбы, требования и принуждения, убеждения, внушения и другие [6].

Одной из наших задач данной работы, является анализ изменения методов и средств мотивации в историческом аспекте. В научной литературе достаточно накоплено материала, раскрывающего обучающую деятельность современного учителя - новатора физической культуры. Например, ряд авторов акцентирует свое внимание на личностно-ориентированные, здоровьеформирующие технологии обучения. Теоретические занятия, лекции, беседы, то есть методы убеждения, которые повышают интерес к физической культуре [6,8,9,13 и др.].

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры – это полезный и интересный метод работы и для ученика, и для учителя. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме [2].

Рассмотрим одни из этих интересных новых методов, которые вытекают из специфических и методов строго регламентированного упражнения. В настоящее время в практике работы учителей физкультуры используют следующие варианты интерактивных уроков:

  • Урок-путешествие, построенный, как правило, на сказочной или реальной основе, где содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом (маршрутом путешествия);

  • Тренировочный урок, направленный на закрепление определённых видов движений;

  • Урок, построенный на одном движении (один из вариантов тренировочного урока);

  • Круговая тренировка, используемая преимущественно для развития физических качеств;

  • Урок, построенный на подвижных играх, направленный на закрепление движений в новых (меняющихся в процессе игры) условиях; урок, построенный на музыкально-ритмических движениях и так далее [3].

Безусловно интерактивный метод дает учащимся проявить творчество и инициативу. Так же не следует отрицать, что учебные стенды, карточки, пособия и другие средства, которые применялись ранее, обладают мотивационными действиями [6].

Матковская, И. Г. указывает, что интерес самих школьников и их родителей к занятиям физической культурой находится на очень низком уровне. Учащиеся во время уроков не приобретают необходимых знаний о физической культуре и ее влиянии на организм, об основных правилах самостоятельного развития двигательных способностей и самоконтроля при этих занятиях, что сказывается на состоянии здоровья и физической подготовленности [10].

Спорт не стоит на месте, а развивается. Для подтверждения данных слов приведем в пример новые виды спорта, такие как фрироуп, слэклайн и воркаут. Это еще одно средство воспитания через новые виды спорта. [11].

Фрироуп («висячие сады», «свободная веревка») - это вид двигательной активности с элементами спорта и экстрима. Он основан на необходимости преодоления участниками полосы препятствий. Слэклайн - хождение по натянутой стропе (стопохождение). Этот развивающийся вид спорта представляет собой особую практику в балансировании, которая заключается в хождении по специальным нейлоновым или полиэстровым стропам (лентам), натянутым между стационарными объектами, так называемыми станциями. Воркаут - одна из разновидностей массовых физкультурных занятий, включающая в себя выполнение различных упражнений на уличных спортплощадках: на турниках, брусьях, шведских стенках, горизонтальных лестницах и прочих конструкциях, или просто на земле. В воркауте существует множество элементов. Наиболее распространенные из них: «я» на перекладине, робостайл с утяжелителями, выходы на две руки на перекладине, отжимания от земли или пола, отжимания на брусьях, передний вис [11].

С целью выявить смогут ли новые виды спорта заинтересовать родителей и детей проводилась экспериментальная работа, волонтерами, г. Куйтуна Иркутской области. Результаты исследования показали высокий уровень заинтересованности, как школьников, так и родителей [2].

Таким образом, знакомство школьников и их родителей с новыми видами спорта - фрироуп, слэклайн и воркаут – позволило существенно повысить мотивацию школьников к занятиям физической культурой, что подтверждается результатами проведенного исследования. Основными мотивами, побуждающими учащихся к занятиям физической культурой на данном этапе исследования, являются желания осваивать новые виды спорта, заниматься спортивным совершенствованием и стремлением показать свои способности. Поэтому можно рекомендовать использовать в школьных программах по физической культуре эти новые средства физического воспитания, что позволит улучшить физическую подготовленность и сохранить здоровье школьников [2].

Выводы. В результате анализа научно-методической литературы выявили что, уровень положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников снижется. Популяризация телевидения и интернета, повышения объема учебной нагрузки снижают двигательную активность школьников. Важно с началом обучения формировать у обучающегося необходимые для рационализации его учебной деятельности мотивы и положительную мотивацию для ученика.

Одним из эффективных средств формировании мотивации у детей, является формировании мотивации у родителей.

Для формирования мотивации необходимо развитие и применение новых видов спорта, таких как фрироуп, слэклайн и воркаут.

Важность исследования методов мотивации подчеркивают слова доктора педагогических наук П.К Дуркина: «Можно после окончания школы не заниматься физикой, математикой, любым другим предметом, но нельзя бросать занятия физической культурой. Интерес к физической культуре является не только общественно необходимым, но и жизненно важным для каждого человека» [6, С. 4].

Список литературы.

1. Бабушкина, Г. Д., Смоленцева, В. Н. Психология физической культуры и спорта: Учебник для высших физкультурных учебных заведений. - Омск: СибГУФК, 2007. - 270 с.

2. Бахарева, Е. В., Иванова, Л. В., Коваленко, Е. А. «Формирование мотивации к занятиям физической культурой у школьников» // «Евразийский Научный Журнал». - 2015. - № 7. – С. 30 – 34; URL: http://journalpro.ru/articles/formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-u-shkolnikov/ (Дата обращения: 19.06.2017)

3. Голицына, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. - М.:«Издательство Скрипторий 2003», 2005г.- 72 с.

4. Гутгарц, Р. Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия / Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом- 2005. - № 5 – 36-45 с.

5. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]  Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs311/ru/ (дата обращения:29.01.2018).

6. Дуркин, П. К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: учеб. пособие. – Архангельск. гос. техн. ун-та, 2006. – 128 с. – ISBN 5-26100274-5

7. Зайцева, О. А. Основы менеджмента: учебное пособие / Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. - М.: ИНФРА, 2006. – 507 с.

8. Комарова, Н. В. Мотивация труда и повышение эффективности работы / Н. Комарова // Человек и труд. - 2009. - № 10. - С. 90.

9. Макаренко, В. К. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом // журнал «Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского». // – 2008. - № 6 (10). – С. 140 – 143; URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom (Дата обращения: 03.06.2017)

10. Матковская, И. Г. Роль мотива в достижении цели. // Учитель. – 2007. - № 5. – С. 70-72.

11. Мастер-классы: Street workout и slackline. // Северодонецк. – 2012; URL: http://vk.com/event41360019 (Дата обращения: 18.12.2017)

12. Отпущенникова, К. В., Фалалеева Г. А. «Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом» // Научно-методический журнал «Педразвитие». – 2017. - № 3. – С. 34 – 39; URL: http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=1555 (Дата обращения: 14.06.2017)

13. Рогалёва, Л.Н. Мотивационная стратегия управления деятельностью старшеклассников. // Физическая культура в школе. – 2008. - № 2. – С. 24-27.

14. Сербиновского, Б. Ю. Управление персоналом: учебное пособие / Сербиновского Б.Ю., Самыгина С.М. – М.: Приор, 2007. - с. 343

15. Скрипкин, И.Н. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса: научно-метод. изд. / И.П. Скрипкин. Липецк, 2010. – 243 с

16. Старков, С. В. Анализ подходов к сущности понятия «Мотивация» // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». – 2016. - № 1. – С. 78 – 80; URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28859114 (Дата обращения: 16.06.2017)

17. Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: «Академия», 2010. – 480 с.

Просмотров работы: 1835