РУССКАЯ МАЙОЛИКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РУССКАЯ МАЙОЛИКА

Румянцева Е.В. 1, Поровская Г.А. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Институт непрерывного педагогического образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Когда появились первые глиняные изделия, никто точно не знает. Но уже в глубокой древности свойства пластичной глины, которая после обжига становится крепче камня, были хорошо известны и оценены по достоинству. Всё, что сделано из глины называется «керамика».

Люди разных стран и времен, экспериментируя с разнообразными видами глины и многочисленными добавками, создали несколько видов керамики – фарфор, фаянс, терракота, майолика.

Майолика (от итал. Maiolica — Мальорка) - из­де­лия из цвет­ной обож­жён­ной гли­ны с круп­но­по­рис­тым че­реп­ком (ке­ра­мической ос­но­вы), по­кры­тые гла­зу­рью; им свой­ст­вен­ны мас­сив­ность форм, яр­кий блеск и кон­тра­ст­ные со­че­та­ния цве­тов.

Такие изделия использовались людьми уже несколько тысячелетий назад в Древнем Египте и в Вавилоне.

В средние века майолика начала распространение по Европе, начиная с мавританской части Испании в Италию через остров Мальорка. От названия острова и произошёл термин «майолика».

В Киевской Руси IX—XII вв. производство глиняных изделий достигало очень высокого уровня. Изготовлялась разнообразная бытовая посуда и архитектурная керамика.

В Рос­сии майолика дос­тиг­ла рас­цве­та в XVII - XVIII веках, после того, как в эпоху правления Петра I ее завезли в страну итальянцы и голландцы.

В 1747 году выпуск тонкой майолики освоил московский купец Афанасий Гребенщиков. Он основал первый завод по производству майоликовых изделий (посуды, изразцов, мелкой пластики), украшенных многоцветной росписью. Славу гребенщиковской посуде принесли майоликовые изделия голубоватой поверхности с прекрасными синими рисунками. Формы их были выдержанны в стиле барокко и заимствовались с фарфоровой и серебряной посуды.

Роспись посуды на заводе Гребенщикова ориентировалась на образцы фаянса из Голландии. Голландский (дельфтский) фаянс был эстетическим идеалом своего времени.

Преобладали орнаментальные мотивы, исполненные синей краской. Они составлялись из элементов, характерных для росписей эпохи: имитация морских раковин, причудливые растения, стилизованные корзины с цветами. Орнаменты покрывали крупные суповые чаши (терины), блюда, лотки. В основе лежал принцип крупного декоративного рисунка на светлом фоне.

Завод Гребенщикова оказал влияние на всё дальнейшее развитие русской художественной керамики. В частности, огромное значение имел опыт этого завода для крупнейшего гончарного района России – Гжель.

Гжель занимает особое место в истории русской керамики. Именно Гжель стала центром развития народного керамического искусства в России.

Гжель — старинный гончарный район в 60 км от Москвы, объединявший более 20 деревень. Глинозём в Гжели не позволял крестьянам заниматься сельским хозяйством, и здесь открываются гончарные артели, в которых крестьяне делали посуду, игрушки, изразцы. Первое упоминание о гжельских гончарах относится к XIV веку, и хотя к этому моменту промысел был уже достаточно известен, 1320 год считается официальной датой его основания — в этом году Иван Калита упомянул гжельский промысел в своем завещании сыну.

Документально известно, что на заводе Гребенщикова работало много гжельских мастеров по контракту. Они создавали удивительные по красоте изделия. Каждую вещь гончар делал от начала до конца сам. Красно – коричневый черепок покрывал белой эмалью, по которой наносил контурный рисунок. Затем рисунок заполнял красками: зелёной, жёлтой, коричневой и синей. В огне горна глина, эмаль и краски сплавлялись в единое целое. Отработав «урочные» годы, гжельцы возвращались в свои деревни, унося тайны производства майолики.

Со второй половины XVIII века майолику производила вся Гжель. Постепенно развиваясь, Гжель выработала своеобразный облик, где всё: ассортимент, формы, сюжеты, композиционные приёмы и манера росписи оригинальны, самостоятельны. Гжельская майолика разнообразна по ассортименту, формам и декоративному убранству.

Она создавалась для крестьян, духовных людей, мещан, небогатых дворян. Это были изделия утилитарного назначения, такие как, столовые и чайные сервизы, миски, блюда, кувшины, чернильницы, супницы, соусники, цветочные горшки, детские игрушки и многое другое.

Гжельская майоликовая роспись наносилась кистью свободным рисунком, была нарядной, красочной по цвету. Гамма росписи состояла из пяти цветов — жёлтого, зеленого, коричневого, вишневого и синего по белому фону. Многообразны мотивы росписи. В гжельских рисунках оживали сказочные города, фантастические птицы, живописные цветы и травы, иногда человеческие фигуры.

Формы большинства майоликовых сосудов сложились на основе традиционных форм чернолощеной и поливной керамики XVII — начала XVIII в. Отсюда - вместительные шаровидные кувшины, братины, высокие, стройные, с дисковидным туловом квасники и кумганы. В то же время в гжельской майолике заметно влияние господствовавшего стиля барокко. Сдержанная статичная форма сосудов XVII в. как бы ожила, наполнилась движением, на квасниках и кумганах появились изогнутые носики, ручки в виде округленного стебля, рельефные рокайльные завитки и раковины украшали боковые стенки сосудов. Часто на плечах сосудов для кваса и браги располагались мелкие фигурки крестьян в народной одежде, городских модников, влюблённых и музыкантов.

Майоликовая мелкая пластика выполнялась и отдельно от сосудов. Она отличалась разнообразием сюжетов и образов. Например, такие как солдат на посту; франт на дрожках; слепой с поводырём; кулачный бой; поп, служащий молебен; крестьянка, везущая ребёнка на санях; жена, стаскивающая сапог с ноги мужа; мальчик, бегущий с собачкой и др. Глядя на них, можно представить как бы ожившие сценки из жизни деревни и города того времени.

80—90-е годы XVIII в. явились временем расцвета гжельской майолики. Изделия этого периода отличаются отточенностью форм, уверенной сочной росписью. Но к концу XVIII в. значение Гжели стало падать, мелкие крестьянские заводы и мастерские не выдерживали конкуренции с привозным дешевым английским фаянсом, заполнившим почти весь европейский рынок, в том числе и Россию. С каждым годом резко сокращался спрос на майолику. Гжельские мастера были вынуждены ускорять процесс изготовления изделий, которые становились грубее, а роспись суше, небрежнее.

Второй пик интереса к майолике пришёлся на «серебряный век» и тесно связан со знаменитым кружком Мамонтова в Абрамцево. Майоликой занимались известнейшие русские живописцы того времени: М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин и С. В Малютин.

История Гжели знает разные периоды подъёма и упадка. Сохраняя самобытность, её мастера прошли несколько этапов развития – выпускали майолику, полуфаянс, затем фаянс, и наконец, фарфор. В результате сложился национальный характер русской керамики. Ныне Гжель переживает период расцвета. И одним из направлений в развитии гжельского промысла является возрождение майолики.

Основную задачу художники видят не только в сохранении майолики как части русского народного искусства, но и в дальнейшем развитии, поиске новых пластических форм и колористических решений.

Список литературы

  1. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века.- Москва, Планета,1982.

  2. Императорский фарфоровый завод. Диалог эпох. Изд. ООО «Русская коллекция СПб». 2014 г., 256 стр.Искусство Гжели. Альбом./Автор-сост. Н.А.Якимчук. - М., «Советская Россия»,1985.

  3. Лихолад К. В., Роденко А. И. В творческой мастерской Ваулина П. К. Изд.: Дом «Коло» 2013 г., 144 стр.

  4. Мусина Р.Р. Искусство Гжели.1985Т.Я.

  5. Попов О.С. Русская народная керамика. - М., 1957.

  6. Салтыков А.Б. Художественная керамика Гжели. Ч. 1, Майолика XVIII века. - М., 1946.

  7. Салтыков А. Б. Майолика Гжели. Москва, 1956.

  8. Шпикалова Т.Я.. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Гжельская керамика. - Выпуск 2.- Москва, 1992.

https://www.russian-mayolica.ru/page/italian-renaissance-majolica/

Итальянская майолика эпохи Возрождения.

http://ramenskoye.ru/?action=culture&submenu=publish&id=171

Майолика: из деревни Трошково. Автор: Сарычева Светлана

http://masters.donntu.org/2013/feht/tyshchenko/library/article8/article8.htm

Майолика Гжели. Автор: C. Некулин

3

Просмотров работы: 240