КУЛЬТУРНАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

КУЛЬТУРНАЯ ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Никифорова Н.Г. 1
1Улья́новский госуда́рственный педагоги́ческий университе́т и́мени И. Н. Улья́нова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последнее время перед Россией остро стоит проблема социальной работы культурно досуговой деятельности детей, брошенных родителями, отказавшихся жить в семье, сирот, оставшихся без попечения родителей.

Закрытые учреждения, где дети воспитываются подростки имеют достаточно мало возможностей формировать для себя модели противостояния негативным социальным факторам, социализации и социальной адаптации. При этом, подростковый возраст сам по себе является проблемным и определяет для специалистов дополнительные аспекты работы в направлении социализации и социальной адаптации в условиях закрытых воспитательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако, не взирая на всю важность и значимость ситуации работ и практических исследований российских авторов, посвященных данной тематике, присутствует ограниченное количество и в свете развития и расширения проблемных составляющих вопроса требуется организация и анализ новых теорий, подходов, практических результатов работы, что обусловливает и актуальность выбранной темы данной курсовой работы, а также ее социальную значимость.

Изучением проблем социальной адаптации у детей – сирот, занимались такие авторы, как В.Г. Краснова, Е.В. Кулебякин, А.В. Ипатов, Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников, Э.И. Тюрина, В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина и др

Сирота – ребенок лишившийся попечения родителей в силу различных причин. В России существуют два основных понятия сиротства – сиротство биологическое и социальное. Биологическое сиротство возникает в случае смерти родителей ребенка и является необратимым процессом. Сиротство социальное возникают в силу того, что родители не могут или целенаправленно не выполняют своих родительских обязанностей, создают угрозу жизни и здоровья ребенка, что становится поводом изъятия ребенка из семьи и помещение его в специализированное учреждение – детский дом [4. с.115].

На современном этапе существует общепринятое понятие «сирота», регламентированное законодательством и используемое множеством авторов, в том числе Е.Г. Красновой, Е. В. Кулебякиным, Э.И. Тюриной и др.

Сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель [3].

Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем [4].

Дети, оставшиеся без попечения родителей по причине биологического или социального сиротства определяются на воспитание в детские дома. Детский дом становится тем учреждением, где ребенок получает необходимую помощь в процессе взросления и где частичные родительские обязанности перекладываются на персонал. Однако, данная форма пребывания и социализации детей является далеко не идеальной и наиболее успешной формой развития и социализации ребенка продолжает оставаться семья. Именно в семье он наиболее полноценно получает необходимые для самостоятельной жизни навыки.

Н.М. Платонова под социальной адаптацией при рассмотрении групп социальных расстройств детей сирот наиболее актуально понимать специально организованный образовательный процесс, способствующий данному включению. При этом рассматривать адаптацию исключительно как процесс приспособления неперспективно, так как он всегда будет сочетаться с факторами индивидуализации, сопротивления среды, осмысленной активности и т.д. Хотя здесь и возникает некоторая конкуренция понятий социальная адаптация и социализация, не углубляясь в методологическое исследование, остановимся на опыте употребления термина «социальная адаптация» в социально-педагогической практике [33,с. 64].

Т.П. Войтенко в качестве причин, определяющих неблагоприятные особенности в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, выделяет:

- неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях;

- непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей;

- недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;

- бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая из чрезвычайной сужености окружающей среды;

- недостаточная психолого-педагогичеcкая подготовленность воспитателей детских домов, их безучастное отношение к детям;

- недостатки программ обучения, не компенсирующих дефекты развития, вызванные отсутствием семьи;

- недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу [с.118-120].

Таким образом, основной проблемой является проблема организации верного направления по стимулированию социальной адаптации для разных групп подростков в соответствие с их потребностями. Наличие разнообразных групп проблем становится причиной возникновения асоциального поведения, невозможности полноценного включения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в жизнь общества.

Таким образом, содействие адаптации подростков - сирот в условиях учреждений базируется на определении значимости группы, в которой воспитываются дети, как базовой социальной среды, заменяющей семью. Благоприятный эмоциональный и социальный климат в данной группе является приоритетом работы воспитателя и социального педагога. Однако, учреждение не может в полной мере заменить семью и социальную среду, что становится дополнительной проблемой, вызывающей необходимость разработки программ и методик работы по стимулированию адаптационных процессов.

Помещение подростка в социальную среду закрытого учреждения, особенно если до этого он воспитывался в семье, является не просто стрессовой ситуацией, а катастрофой. При отсутствие стимулирования социальной адаптации данный процесс будет протекать более длительный период и способствовать формированию у подростка различных форм девиантного поведения, отсутствие желания принимать свой новый статус и устремления адаптироваться и развиваться согласно новым условиям.

Работа по адаптации в данном процессе ориентирована именно на технологии, связанные с организацией досуга подростка в условиях социально – реабилитационного центра.

Понятия досуга весьма многообразны, но каждое из них ориентируется на досуг, как способ проведения личного времени, не связанного с трудовым либо учебным процессом.

На современном этапе развития общества сфера досуга весьма разнообразна, в том числе и для детей. В частности, среди приоритетных для подросткового возраста возможно назвать дополнительное образование, секции, культурно – развлекательные мероприятия и пр. Однако, не все они целенаправленно осуществляют процесс адаптации, который весьма важен.

Для социально – реабилитационного центра возможности организации досуга для подростка ограничены. Ограниченность связана с рядом проблемных составляющих, одной из которых является отсутствие возможности организовать на базе одного учреждения весь комплекс возможных досуговых мероприятий, что приводит к ограниченности выбора для подростка оптимального для себя занятия. Проблемной составляющей также является и поиск подростком занятия, которое может его заинтересовать, особенно если ранее он не проявлял склонности к творческой деятельности.

Сегодня идет активная перестройка режима работы учреждений интернатного типа, направленная на решение задачи социализации каждого ребенка. Основными признаками этой перестройки являются демократизация и гуманизация всей жизни. Однако нужно подчеркнуть, что гуманизация режима жизни детей – это не попустительство и вседозволенность, а такое устройство правил, которое позволяет каждому ребенку наиболее полноценно жить, чувствовать себя защищенным, быть здоровым и развитым.

Таким образом, процессы адаптации подростков в социально – реабилитационных центрах во многом ориентированы на организацию процесса успешной социализации культурно досуговой деятельности. Приоритетными сферами, способствующими конструктивной социализации являются организации, обеспечивающие творческий досуг при непосредственном руководстве квалифицированного педагога, ориентирующего ребенка на принятие норм и правил поведения, принятых в воспитательном учреждении.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный Закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред.от 01.05.20-17)) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей»

  2. Байтингер Е. Меры защиты воспитанников детского дома// Директор школы.- 2014 - №4 - С.115-125.

  3. Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах//Вопросы психологии – 2014 - №2 - С. 118-120.

  4. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - СПб.: Питер, 2010.- 352 с.

  5. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

Просмотров работы: 232