ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.

Универсальные учебные действия – согласно ФГОС – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению [3].

Универсальные учебные действия бывают коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.

К познавательным универсальным учебным действиям относятся[5]:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• поиск и выделение необходимой информации, применение методов ин формационного поиска, в том числе строение речевого высказывания в помощью компьютерных средств, устной и письменной форме;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• рефлексия способов и условий контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• выбор наиболее эффективных задач в зависимости от конкретных условий;

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий; умение выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, классифицировать, моделировать, проводить элементарный анализ, синтез, интерпретацию текста относится к познавательным УУД [4].

Как показывает анализ педагогической и методической литературы одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Вариативные формулировки учебных заданий, по мнению Н.Б. Истоминой являются основным средством формирования универсальных учебных действий и нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью [2].

Основа развития познавательных универсальных учебных действий — системно-деятельностный подход:

• знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности;

• задания должны быть непосредственно связанны с проблемами реальной жизни;

• взаимодействие обучающегося с учителем и одноклассниками принимает характер сотрудничества;

• ученики активно участвуют в выборе методов обучения.

Основные психологические условия, механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности обучающихся были раскрыты в рамках научной школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В.В. Давыдова.

Выготский Л.С., рассматривая механизмы процесса усвоения знаний в развитии ребенка, отмечал, что учебные задания побуждают обучающихся пятого класса анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам устанавливать причинно-следственные связи [1].

В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько направлений:

- задания на развитие внимания;

- задания на развитие памяти;

- задания на совершенствование воображения;

- задания на развитие логического мышления.

В результате использования системы упражнений развивающего характера совершенствуется мышление учащихся, они вовлекаются в общий путь учения.

Под системой развивающих упражнений понимается последовательное включение творческих заданий: от простого к сложному.

Рассмотрим систему упражнений, способствующих формированию познавательных действий на уроках математики:

1. развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и навыки поиска, анализа информации;

2. формирование у обучающихся мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию;

3. элементы исследовательской деятельности учащихся.

В постоянно меняющемся мире, чтобы быть успешным, необходимо уметь работать с информацией, воспринимать ее, обрабатывать и передавать.

Использование различных способов развития универсальных учебных действий на уроках математики, представленных на схеме 1, способствует разнообразию деятельности учащихся при обучении решению задач, а также формирует умения решать задачи и переводить один вид информации в другой.

Таким образом, нами были рассмотрены определение понятия универсальные учебные действия, определение, направления и способы понятия познавательные учебные действия.

Схема 1.

Список используемой литературы:

1. Выготский, Л.С./ Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии : двенадцатый год издания / Ред. В.Н. Колбановский, Ф.А. Сохин. – 1966.

2. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1985.

3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ от 17.12.2010 № 1897 // Вестник образования. - 2011. - № 4. - С.10-77. - // Администратор образования. 2011.

4. Секретарева, Л.С. Место универсальных учебных действий в структуре основной образовательной программы начальной школы (на примере учебного предмета «Математика») / Л.С. Секретарева // журнал «Учитель» - 2012, № 11

5. Шегаев И. С., Шегаева А. В. Способы формирования универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС (начальная школа) // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 550-552.

Просмотров работы: 147