Целью настоящей публикации является выделение особенностей предпринимательской деятельности в торгово-развлекательных центрах.
Торгово-развлекательный центр (ТРЦ) - это совокупность предприятий торговли, услуг, общественного питания и развлечений, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.
Миссией торгово-развлекательных центров, как правило, является торговля товарами разных категорий и предоставление различных услуг, начиная от бытовых и заканчивая развлекательными, для удовлетворения потребностей потребителей в одном месте.
Конкретным примером миссии торгово-развлекательного центра можно взять миссию Торгово-Развлекательного центра «АЙСБЕРГ», г. Самара: «Мы предлагаем вам широкий спектр товаров и услуг, дающих уверенность и обеспечивающих комфорт вашей жизни. Мы развиваемся вместе с вами. Мы стараемся опережать ваши требования и запросы, постоянно увеличивая ассортимент товаров, привлекая в наши комплексы наиболее популярные марки, как товаров народного потребления, так и услуг и развлечений для всей семьи. Кроме того, мы ежедневно заботимся о том, чтобы предложить вам минимальные цены за качественный товар. Мы хотим, чтобы образ действий нашей компании вызывал доверие, уважение и симпатию общества, партнеров по бизнесу и каждого клиента» [2].
Выбор дислокации торгово-развлекательного центра основывается на выявлении коммерческой активности выбранного местоположения. Коммерческая активность зависит от таких факторов как:
потенциальные покупатели — их число, возрастной состав, уровень доходов, социальная структура и его особенности (студенческий городок, воинская часть, предприятия с женским составом работников);
близость к центру города;
близость к крупным дорожным развязкам или автомагистралям;
количество магазинов либо развлекательных точек в шаговой доступности от выбранного места, наличия или отсутствия конкурентов;
территория, возможность организации парковки, удобный подъездной путь.
На сегодняшний день, если взять конкретно город Екатеринбург, можно выявить два основных типа торгово-развлекательных центров:
Районные ТРЦ («Парк Хаус», «Карнавал», «Фан-Фан», «Академический», «Радуга-парк», «Алатырь» и др.);
Торговые артерии (Гринвич, Мега).
Районные ТРЦ значительно меньше и менее известны в обществе, чем ТРЦ группы торговые артерии. Целевая аудитория районных ТРЦ – жители близлежащих районов, в то время как торговые артерии притягивают жителей не только всех районов города Екатеринбурга, но и жителей области.
Миссия районных ТРЦ – возможности удовлетворения потребностей потребителей в шаговой доступности от места жительства, учебы, работы. Таким образом, услуги районных ТРЦ – это услуги первой необходимости и бытовые услуги, такие как: химчистка, ателье, ремонт, копировальные услуги, продуктовый магазин. Развлекательные услуги, как правило, самые основные – фудкорт и кинотеатр, но в связи с тенденцией к здоровому образу жизни в ТРЦ районного формата стали открывать фитнес-клубы («Академический», «Алатырь», «Краснолесье», «Глобус»), а также в некоторых случаях батутные парки («Академический», «Алатырь», «Глобус»).
В торговых артериях спектр услуг намного шире. На сегодняшний день огромной популярностью пользуются услуги красоты – парикмахерские услуги, ногтевой сервис, оформление бровей; также весьма популярны развлекательные услуги для детей – анимация, аттракционы, парки развлечений, батутные парки. Что касается фудкортов в данном типе, заведения варьируются от фаст-фуда или бара-мороженого до ресторанов высокого класса.
Можно сделать вывод, что посещение торгового центра сегодня – это особая форма досуга. На сегодняшний день в торгово-развлекательные центры в основном приходят не за покупками, а скорее для совместного времяпрепровождения. Таким образом наличие места, где можно посидеть, отдохнуть и перекусить в ТРЦ обязательно и неотъемлемо.
«Food court» - «ресторанный дворик» - как правило, объединяет в общем обеденном зале несколько операторов быстрого питания, которые относятся к категории якорных арендаторов. Их присутствие означает, что покупатели будут дольше задерживаться в торговом центре, более высока вероятность посещения магазинов, расположенных на пути к точке питания. Повышенный траффик и выгоды получают как владельцы кафе, так и ритейлеры в торговом центре. Помещения рядом с фудкортами пользуются высоким спросом у арендаторов, так как в них чаще повышается уровень продаж. Именно поэтому, фудкорт является неотъемлемой частью грамотно выстроенной маркетинговой стратегии управляющей компании ТРЦ.
Существуют определенные критерии, по которым в современных торговых центрах организовываются зоны питания.
Концепция размещения. Так, фудкорты располагаются, чаще всего, на верхних этажах, подальше от лифтов и лестниц. Логика понятна: чтобы дойти до точки питания, посетитель пройдет максимальное количество других магазинов, совершая целевые или спонтанные покупки. Размещение на последнем этаже объясняется еще и технической составляющей: здесь проще обеспечить специальную вентиляцию. Рядом с «ресторанным двориком» может быть расположен кинотеатр, детская игровая зона, прочие центры развлечений.
Удачная планировка. Фудкорт должен быть организован таким образом, чтобы потоки посетителей распределялись правильным образом, не образовывались очереди и заторы, и не приходилось слишком долго ждать заказа. Важно также обеспечить хороший обзор всех представленных в зоне фудкорта брендов.
«Правильный» дизайн. Дизайн интерьера общей зоны питания также имеет значение: задача фудкорта – дать посетителю возможность отдохнуть от обилия витрин и товаров, одновременно создать легкое и бодрое настроение, для чего в оформлении используются позитивные цвета, хорошее освещение, приятная музыка.
Выбор блюд. Должен быть разнообразным, потому фудкорт часто объединяет операторов быстрого питания, пиццерии, суши, кафетерии, домашнюю кухню, иногда нестандартные концепции – блюда восточной или азиатской кухни и т.п. Здесь представлены как сильные сетевые игроки рынка общепита, федеральные бренды, так и отдельные розничные операторы [3].
Именно из последнего пункта вытекает вывод, что наиболее благоприятное место для начала предпринимательской деятельности в сфере общепита –торгово-развлекательный центр районного формата, в связи с более низкой арендной платой, чем у торговых артерий. Возникает следующий вопрос – вопрос конкуренции. Для решения данного вопроса предпринимательское предложение должно быть уникальным и актуальным.
К примеру, если взять ТРЦ города Екатеринбурга, не трудно выявить, что на фудкортах редко бывают представлены заведения, позиционирующееся как заведения здорового питания, хотя на сегодняшний день во всем мире прослеживается тенденция вести здоровый образ жизни, в том числе ярко выражен тренд правильного питания. Подтверждением этого является открытие большого количества фитнес-центров и спортивных клубов; появление таких услуг как составление программы тренировок и программы питания; появление услуг по доставке готового здорового питания на несколько дней вперед, а также детокс-программ для очистки организма. Россия также не стала исключением, и последние несколько лет, как и у населения всей страны, так и у жителей Екатеринбурга возрастает спрос на здоровый образ жизни.
Кроме того, проанализировав возможные целевые группы заведения здорового питания, можно сделать выводы что целевой предприятия будут являться:
1) Молодежь от 25 до 35 лет
Именно у этой возрастной группы самый высокий интерес к правильному питанию, причём уже при наличии определенной платёжеспособности. Следует сказать, что из анкетирования данной группы было выявлено, что порядка 90% знают о пользе употребления здоровых продуктов питания, но при этом почти 100% респондентов посещают фаст-фуд хотя бы раз в неделю, а более 2/3 опрошенных посещают фаст-фуд ежедневно [4]. Представители данной группы отметили, что охотно приобретали бы не вредный фаст-фуд, если бы такой существовал и продавался в кафе и на фуд-кортах, поскольку для них посещение таких заведений не только еда, но и общение.
2) Также на основе данных общероссийских опросов [5] было выявлено, что соблюдение основных практик ЗОЖ присуще женской аудитории разных возрастов. В том числе:
• Школьницы от 14 до 18 лет;
• Студентки от 18 до 25 лет;
• Молодые мамы;
• Деловые женщины от 25 до 45 лет.
Таким образом выявлено, что:
Во-первых, особенности предпринимательской деятельности в ТРЦ зависят от его типа (районный или торговая артерия);
Во-вторых, предприниматель должен предложить уникальную бизнес-концепцию;
В-третьих, востребованность услуг развлечения и питания, в частности, здорового питания.
Литература
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.
Официальная страница торгово-развлекательного центра «Айсберг» https://www.facebook.com/TrcAjsberg/posts/437084236360450
Статья «Фудкорт – обязательный элемент современного ТРЦ» https://calpton.ru/stati/fudkort-obyazatelnyy-element-sovremennogo-trts/
Тренд на здоровый образ жизни и правильное питание в молодежной среде https://e-koncept.ru/2016/46163.htm
Ермолаева П. О., Носкова Е. П. Основные тенденции здорового образа жизни россиян // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 120-129 http://socis.isras.ru/article.html?id=5199