ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМА ДОСТУПНОСТИ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Бондарева Е.В. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Занятия спортом для детей младшего школьного возраста непременно должны быть доступны. В настоящий момент детско-юношеский спорт, да и в принципе спорт в большей мере становится коммерческим объектом деятельности. Занятия в спортивных секциях, школах и кружках становятся все более финансово накладнее, особенно в крупных населенных пунктах и городах, для учащихся из бедных и малообеспеченных семей, но в наши дни в связи с экономической ситуацией в Российской Федерации даже для семей с достатком чуть выше среднего. Это, соответственно, приводит к сокращению возможностей для родителей при выборе видов деятельности в свободное от учебы время, способствующих разностороннему развитию личности ребенка.

Итак, отсутствие доступной и эффективной системы развития детско-юношеского и подросткового спорта, это не только снижение здоровья подрастающего поколения, но и ухудшение ее безопасности.

Объект исследованиядоступность занятия ФК и спортом для детей и подростков.

Предмет исследования - проблема доступности занятия физической культурой и спортом для детей и подростков.

Цель исследованияизучить проблему доступности занятия ФК и спортом у детей и подростков.

Задачи исследования: 1) определить причины проблемы доступности занятия ФК и спортом у детей и подростков.

2) изучить проблему доступности занятия ФК и спортом у детей и подростков.

3)рассмотреть программы по развитию доступности занятия ФК и спортом у детей и подростков.

Качество и эффективность физического воспитания во многом определяется состоянием и уровнем использования материально-технической основы, которой составляют разнообразные спортивные сооружения – залы, площадки, спорткомплексы и т.д.. Одной из самых важных задач дальнейшего развития физической культуры и спорта является повышение эффективности и целесообразность использования спортивных объектов. Обычный рядовой житель города не всегда может найти спортивный объект для занятий тем или иным видом спорта в пределах своего района. Но чаще всего случается, что услуги, предлагаемые коммерческими организациями, оказываются вне финансовых возможностей человека, тем более ребенка или подростка, который зависит от своих родителей, а те зачастую не могут позволить себе отдать ребенка в тот или иной вид спорта. Хоккей с шайбой, большой теннис, гольф, бобслей, скелетон – вот лишь небольшой перечень видов спорта, которые требуют немалых финансовых вложений.

В последние годы количество спортивных сооружений в Российской Федерации на порядок увеличилось [1] из-за понятия проблем отставания физического развития российской нации от западных стран, а также вследствие проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Но к огромному сожалению ускоренные темпы развития и строительства коснулись в основном только крупных спортивных объектов и многофункциональных спорткомплексов, направленных, в большинстве своем, на тренировку профессиональных спортсменов и атлетов, в то время как обыкновенный гражданин, тем более ребенок, порой вообще не имеет возможностей для занятия спортом. По данным статистики, процент населения Свердловской области, вовлеченный в ту или иную спортивную активность, в 2006 году составлял всего 13 %, в 2010 – 16 %; целью к 2015 году, по данным Программы социально-экономического развития Свердловской области, являются 30% [2].

Разбирая ситуацию в нашей стране, можно наблюдать, насколько беден потенциал спортивных сооружений применительно к каждому микрорайону. Большая часть спортивных объектов сосредоточена в центральных районах, так как это области наивысшей экономической выгоды, тогда как некоторые районы вообще не имеют ни одного спортивного комплекса или спортивного зала. Естественно, не стоит забывать о разнообразных фитнес-центрах различного размера и направленности и танцевальных школах, которые составляют значительный сектор физкультурных объектов местного значения. За последние 2 года их число выросло на 20%, однако количество клиентов почти не изменилось. Этот тип учреждений является сугубо коммерческим, хотя, безусловно, играет немаловажную роль в оздоровлении россиян.

Безусловно, коммерциализация спортивной инфраструктуры замедляет развитие массового спорта. Но сводить проблему только лишь к доступности спортивных сооружений в корни неверно. Необходимо вести борьбу с гиподинамией всеми возможными способами, такими как уроки физкультуры в школе, физкульт-минуты на производстве, утреннюю гимнастику, пешие прогулки, походы и другие формы, доступные для массового использования. Прежде всего, нужно преодолеть бездействие муниципальных органов по делам молодежи и по физической культуре и спорту, которые в силах организовать, развить и вести эту работу. Сельские и школьные стадионы, дворовые спортивные площадки, другие примитивные спортивные сооружения могут стать местами обучения населения, в частности детей и молодежи, основам физической культуры. Важную роль в этом плане должны выполнять летние оздоровительные учреждения (лагеря, площадки, курорты), которые в настоящее время эксплуатируются больше как средство обеспечения занятости детей, чем как средство формирования здорового образа жизни.

Огромную роль в оздоровлении детей и подростков выполняет совместный отдых с родителями. Задача учителя - убедить родителей, что наиболее универсальным видом активного отдыха для всей семьи является туризм. Так же во многих районах страны, где нет спортивных комплексов и площадок, удовлетворяющих требования граждан, туризм служит отличной альтернативой занятиям ФК и спортом. Он служит надежным методом укрепления и восстановления сил, израсходованных в процессе работы и учебы за неделю. Совокупность всех основных составляющих полноценного отдыха (двигательная активность, благотворное воздействие факторов, познавательность, разнообразие впечатлений, общение с новыми людьми и т.д.) делает туризм одной из самых эффективных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.

Так же одной из основных причин, сдерживающих развитие паралимпийского спорта среди инвалидов является труднодоступность спортивных сооружений. Эта проблема связана с тем, что работа спортивных организаций инвалидов, некоторых территориальных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта сводится лишь к проведению состязаний по паралимпийским видам спорта и участию сильнейших спортсменов-инвалидов во всероссийских и международных соревнованиях. В тоже время не проводится достаточно усиленной работы по созданию условий и предпосылок для занятий инвалидов паралимпийским спортом, его популяризации, созданию нормативной правовой базы.

Что касается программ по доступности занятий ФК и спорта, то президент РФ В.В.Путин в рамках выступления на заседании Совета по развитию физической культуры и спорта озвучил наиболее важные пункты, которые лягут в основу Федеральной целевой программы физической культуры и спорта на ближайшие пять лет (2015-2020 г.) [3]

По итогам этой программы количество людей, которые регулярно занимаются физической культурой и спортом, к 2020 году должно значительно вырасти и составить не менее 40 процентов населения Российской Федерации. Сейчас этот показатель значительно ниже – только 27,5 процента. Безусловно, эти показатели у нас заметно подросли, но всё-таки пока этого недостаточно.

Концепция программы уже утверждена Правительством в начале этого года, определены и её финансовые параметры. Предварительно на ФЦП до 2020 года запланированы бюджетные ассигнования в размере 73,9 миллиарда рублей в ценах соответствующих лет, соответствующего периода.

Предлагаю сегодня рассмотреть ход работы над этим документом, в том числе уточнить, что планируется в части создания малобюджетных объектов спорта шаговой доступности, необходимость которых мы с вами уже не однажды отмечали. Убеждён, именно на такой инфраструктуре «на местах» важно сконцентрировать ресурсы и усилия – усилия государства, муниципалитетов, общественных организаций.

Так же Владимир Владимирович отметил, что малобюджетность не должна достигаться за счёт качества. Сократить расходы можно, например, на проектировании, на целом ряде других составляющих. И если посмотреть — это безусловно, достижимая задача.

И, кроме того, важно продумать все аспекты для привлечения в эту сферу крупного и среднего бизнеса, который мог бы содержать и эксплуатировать подобные объекты, конечно, как социальные объекты прежде всего.

Новая программа должна в том числе, помочь уменьшить разрыв в уровне обеспеченности спортивными объектами в разных регионах страны. Кстати говоря, от обеспеченности этими объектами зависит и количество занимающихся спортом. Чем больше объектов – тем больше занимающихся массовым спортом в регионах Российской Федерации, чем меньше – тем меньше людей систематически занимаются спортом.

Соответственно, прежде чем приступить к новой программе, нужно полностью закрыть все «долги» предыдущего периода и сделать соответствующие выводы, почему они возникали. Например, есть серьёзные вопросы по срокам ввода в эксплуатацию спортивных объектов. Обеспечение условий для занятий физической культурой и спортом, особенно по месту жительства, крайне важно для охвата всех категорий групп населения.

Следует отметить, что наиболее активная его часть – граждане до 30 лет. Из следующей возрастной группы – от 30 до 60 – систематически занимаются спортом лишь 11 процентов, а дальше и того меньше – до 3 процентов.

Конечно, за последние годы эти показатели немного улучшились, выросли, но в целом очень скромны, отстают от уровня других стран. И если мы намерены к 2020 году вовлечь в регулярные занятия спортом и физической культурой, как я уже говорила, 40 процентов населения, то именно здесь заложен серьёзный потенциал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Программа социально-экономического развития Свердловской области на 2011 — 2015 годы. Приложение от 17 мая 2011 года к № 36-ОЗ.

2. Электронный источник:

http://spamanagement.su/practice/resear4/87-sports-facilities-russia/

3. Электронный источник:

http://olympic.ru/news/news-russia/main/vladimir-putin-neobhodimo-znachitelno-uvelichit-kolichestvo-lyudey-kotorie-sistematicheski/

Просмотров работы: 2941