ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Сарибекян Т.А. 1
1Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Тихороецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется реализации региональными органами власти, возложенных на них обязанностей по обеспечению стабильности экономики, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Региональные органы власти строят свою собственную экономическую политику с учетом общегосударственных целей.

В экономике Краснодарского края в 2016 г., как и России в целом, происходят разные кризисными явления. Однако кризисные явления в экономике не помешали улучшить результаты финансовой деятельности предприятий края. Положительная динамика прослеживается в секторе сельского хозяйства [1].

Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края выросли, сократилась задолженность по оплате труда и снизился уровень безработицы, что говорит о динамично развивающейся социально-экономической ситуации в регионе в 2016 г. [2].

В конце 2016 г. общий объём инвестиций в основной капитал снизился на 27,9% и составил 255,2 млрд. руб. В Краснодарском крае за последний год происходит резкое падение объёмов инвестиций вызвано приостановкой реализации ряда проектов федерального значения, реализуемых на территории региона субъектами естественных монополий. В Краснодарском крае в 2016 г. реализовано на общую сумму 79,3 млрд. руб. около 85 крупных инвестиционных проектов. Объём выполненных работ в строительстве составил 226,8 млрд. руб.

Спад в строительной сфере объясняется:

1 снижением инвестиционного спроса;

2 сокращением потребительского спроса.

Численность экономически активного населения в 2016 г. составила 2 757,8 тыс. чел. (2 599 тыс. чел. заняты в экономике). Уровень безработицы по итогам 2016 г. составил 5,8%, что ниже на 0,2% по сравнению с прошлым годом. Реальные располагаемые доходы населения находиться на уровне 97,6% к предыдущему году. В расчете на душу населения доходы составляют около 32 550 руб. в месяц.

Среднемесячная заработная плата работников организаций в 2016 г. оценивается в 28 541 руб., что на 6,9% больше 2015 г.. При этом наблюдается сокращение уровня заработной платы в лесном хозяйстве, производстве стройматериалов, в сфере научных исследований и разработок. По итогам года реальная заработная плата не достигла уровня 2015 г. и составила 99,8% [3].

В таблице 1 представлен состав доходов бюджета Краснодарского края в 2014-2016 гг.

Таблица 1 - Состав доходов бюджета Краснодарского края в 2014-2016 гг.,

млн. руб. (составлена автором)

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Доходы бюджета - Всего

202896,0

210409,6

234226,8

Налоговые и неналоговые доходы, в т.ч.:

178865,3

181557,1

207272,1

Налоговые доходы

165047,3

168415,0

189675,9

налог на прибыль организации

39160,1

34832,1

42834,9

налог на доходы физических лиц

61577,5

63255,5

66906,1

акцизы

16197,6

15805,9

22371,1

налог на имущество физических лиц

1078,5

1309,9

1360,5

налог на имущество организации

19442,6

22426,5

24525,3

транспортный налог

4416,5

5680,4

4723,3

земельный налог

7186,8

7145,0

6397,3

прочие налоговые доходы

15987,6

17959,7

20,557,5

неналоговые доходы

13817,9

13142,1

17596,1

Безвозмездные поступления, в т.ч.:

24030,7

28852,4

26954,7

дотации

10357,8

6939,8

8996,9

субсидии

7019,9

7498,4

5715,2

субвенции

8127,2

8827,1

9732,1

иные безвозмездные поступления

-1617,9

5259,2

2426,1

Приведённые в таблице данные показывают, что налоги составляют основную долю доходов бюджета. За исследуемый период по всем показателям наблюдается положительная динамика. Перечисления из других бюджетов являются основными источником пополнения бюджета.

В структуре регионального бюджета преобладают такие источники доходов, как трансферты, субсидии, субвенции лишены стимулирующих свойств и создают у региональных властей иждивенческое настроение, снижают их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшают на этой основе возможности перевыполнения доходной части бюджетов, ослабляя финансовый контроль. На фоне этого необходимо воспользоваться помощью из федерального бюджета не как средства для осуществления текущих расходов, а как источники финансирования целевых программ, позволяющих обеспечить стабильность в регионе [2].

Особо важным вопросом является вопрос об оценке возможностей бюджетов всех уровней по сбору налогов и иных бюджетов сразных уровней в осуществлении расходов. Результаты оценки необходимы в целях межрегиональной структуры распределения федеральной финансовой помощи бюджетам субъектов России и повышения эффективности системы распределения такой помощи [4].

В результате повышения эффективности использования налогового потенциала региональными властями можно обеспечить финансирование первоочередных расходов через увеличения доходов регионального бюджета.

Важную задачу для увеличения налогового потенциала края, так же является его расширение. На данный момент финансовые пото­ки между федеральным бюджетом и бюджетом Краснодарским краем далеки от оптимальных и требуют рационализации. Хотя собственные доходы бюджета края растут, доля безвозмездных поступлений из федерально­го бюджета остаётся.

Следовательно, Краснодарский край характеризует противоречие, сло­жившееся в бюджетной системе страны, характеризующееся большой центра­лизацией средств в центре и нехваткой их в регионах. Динамика доходов регионального бюджета отражает тот факт, что Правительство пытается разрешить данное противоречие в основном путем перераспределения средств, собирае­мых в регионах, в виде межбюджетных трансфертов. Тогда более эффек­тивно, было бы решать эту проблему путем увеличения соб­ственных доходов краевого бюджета за счет введения весомых по величине, реальных и удобных по величине, реальных и удобных по мобилизации региональных налогов или распределения уже имеющихся доходов на постоянной нормативной основе. Данное направление рационализации финансовых потоков предполагает простое сокращение встречных таких потоков, путём роста доли средств, остающихся в регионе, которое для федерального бюджета будет приравниваться к снижением расходов по линии межбюджетных трансфертов [1].

Перераспределение объе­ма нисходящих потоков в пользу прямых расходов федерации за счет сокращения безвозмездных перечислений является еще одним направлением рационализации финансовых потоков между федеральным бюджетом и бюджетом Краснодарского края. Данное направление способствует более эффективному расходованию средств, повыше­нию прозрачности региональных финансов. Это объясняется тем, что безвозмездные перечисления в отличие от программных расходов не имеют целевой характер и расходуются краевыми органами власти по своему усмотрению.

Таким образом, основными проблемами эффективности использования доходов бюджетов Краснодарского края является отсутствие критериев эффективности использования бюджетных средств, ежегодный рост расходов бюджета при одновременном сокращении финансирования социально значимых статей, так же высокая зависимость бюджета области от федеральных источников и неудовлетворительная структура расходов бюджета края.

Литература:

1 Оценка социально-экономического развития региональной экономической системы Краснодарского края: подходы, проблемы и приоритеты: монография / Е.В. Королюк, А.В.Алексеев, О.В. Вандрикова; под ред. Е.В. Королюк. – Краснодар: Краснодарский ЦНТИ-филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2017. – 182 с.

2 Официальный сайт министерства иностранных дел РФ http://www.mid.ru – 20.04.2017.

3 Савина С.А. Региональная политика: проблемы и перспективы // Концепт. – 2015. ­№21. – С.1-5.

4 Родионова Е. В. Актуализация региональной экономической политики в новых условиях // Известия ВолгГТУ. – 2015. – №3 (158). – С.119-126.

№3 (158). С.119-126

Просмотров работы: 198