СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юсупова М.А. 1
1ФГБОУ ВО филиал КубГУ в г.Тихорецке
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Данная статья даёт определение социальной поддержки населения. Приведены некоторые нормативные правовые акты, обеспечивающие установление и достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития, а также государственная статистика результатов данной деятельности.

Социальная поддержка населения — это всевозможные мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики в России. Такие мероприятия ориентированы на предоставление помощи отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке. Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны [1]. Одним из них является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Основным направлением данной концепции является развитие человеческого потенциала России.

Данной концепцией предполагается, что с одной стороны будут создаваться благоприятные условия в целях развития у каждого человека способностей, его условий жизни и качества социальной среды, а с другой предполагается повысить конкурентоспособность человеческого капитала, для обеспечения социальных секторов экономики. Предполагается достижение следующих результатов:

– преодоление негативных демографических тенденций, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, повышение качества жизни населения;

– формирование условий для устойчивого повышения заработной платы, соответствующего темпам роста производительности труда и качеству рабочей силы, создание эффективных механизмов регулирования рынка труда, обеспечивающих сочетание конкуренции на рынке труда с партнерскими отношениями работников, работодателей и государства;

– повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;

– обеспечение возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы;

– переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности;

– обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной городской среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства;

– создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;

– создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей российского народа;

– обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта;

– улучшение качества окружающей среды и экологических условий жизни человека;

– обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности [2].

В приведённых таблицах 1-3 представлены предполагаемые результаты данной Концепции и множества программ социальной помощи.

Таблица 1 – Динамика численности населения [3].

Годы

Все население, млн. человек

В том числе

В общей численности населения, %

городское

сельское

городское

сельское

2015

146,3

108,3

38,0

74

26

2016

146,5

108,6

37,9

74

26

2017

146,8

109,0

37,8

74

26

Показатели таблицы 1 показывают рост общей численности населения, преимущественно городского. Отток сельского населения незначителен и, вероятно, связан с трудовой миграцией.

Таблица 2 – Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и

коммунальных услуг [4]

Показатели

2012

2013

2014

2015

2016

Число служб субсидий

2766

2791

2769

2543

2492

Получили субсидии, млн. семей

3,76

3,55

3,39

3,35

3,38

Удельный вес семей, пользующихся субсидиями, в общем числе семей, %

6,9

6,4

6,1

6,0

6,0

Сумма начисленных субсидий, млрд. руб.

56,6

59,1

59,66

62,72

68,76

Среднемесячный размер субсидий на семью, руб.

1013

1096

1157

1241

1372

Таблица 2 указывает на значительное повышение объёма субсидий, учитывая сокращение служб субсидий и семей, пользующихся данным видом социальной помощи.

Таблица 3 – Основные показатели пенсионного обеспечения в Российской Федерации [5]

Показатели

2014

2015

2016

Средний размер назначенных пенсий, в среднем за год, руб.

10786,0

11986,0

12391,1

Величина прожиточного минимума пенсионера, руб.

6617

7965

8081

в процентах к предыдущему году

110,3

120,4

101,5

Соотношение среднего размера назначенных пенсий, %:

     

- с величиной прожиточного минимума пенсионера

163,0

150,5

153,3

- со средним размером начисленной заработной платы

33,2

35,2

33,7

Реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году

100,9

96,2

96,6

В таблице 3 наблюдается небольшое увеличение среднего размера назначенных пенсий с 2014 по 2016 год на 1605,1, а также повышение прожиточного минимума пенсионера в тот же период на 1464.

Стоит также отметить успешное выполнение государственной программы РФ «Развитие здравоохранения», утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации №294 от 15 апреля 2014 года. Целью данной программы выступает повышение доступности и качества оказания медицинской помощи. Сроки реализации – 2013-2020гг.[6]

Отдельного внимания достоин тот факт, что многие подпрограммы были успешно реализованы ранее установленного срока, такие как:

– профилактика заболеваний и формирование ЗОЖ. Развитие первичной медико-санитарной помощи;

– развитие скорой медицинской помощи;

– развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;

– оказание паллиативной медицинской помощи, в т.ч. детям;

– кадровое обеспечение системы здравоохранения и тд.

Ежеквартальный мониторинг, исполнение контрольных событий накопленным итогом с начала года представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Государственная программа «Развитие здравоохранения». Ежеквартальный мониторинг, исполнение контрольных событий накопленным итогом с начала года [7]

Рисунок 1 указывает на успешную реализацию программы с выраженным положительным эффектом.

Правительством Российской Федерации планируется некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года. Рассмотрим некоторые из них.

Первое направление связано с модернизацией рынка труда. По статистическим данным показатель безработицы относительно низок. Однако, требуются задействование более эффективными мерами всех имеющихся трудовых ресурсов, и дальнейшее их распределение по точкам экономического роста. Однако для этого необходимо сократить расходы на проезд к новым рабочим местам, а также сделать доступной социальную инфраструктуру на всей территории страны.

Вторым направлением является дальнейшее развитие отраслей человеческого капитала, путем создания новых возможностей в здравоохранении и образовании.

Еще одним направлением является поддержка семей с детьми. Одним из примером такой поддержки является выплата материнского капитала, который явился одним из инструментом социальной политики государства. Правительством было принято решение о продлении срока реализации данной программы, а также были расширены сферы и направления его применения.

Четвертым направлением определено выплата ежемесячных пособий для многодетных семей, в том числе дотации на жилищно-коммунальные услуги.

Еще одним направлением для оказания помощи для многодетных семей является последовательная ликвидация очередей на земельные участки, а также предоставление им жилья. Данное направление планируется выполнить Правительством за три года.

Не обошло стороной Правительство и пожилых людей. В рамках программы предполагается разработка комплексной программы по следующим направлениям: адекватная медицинская помощь; обновление системы поддержки, которая бы соответствовала запросам и развитию современного общества.

Модернизация системы здравоохранения, является седьмым направлением по повышению эффективности социальной помощи населению, так как степень его развития характеризует качество жизни человека. Достижение этой задачи требует больших затрат, поэтому исполнение ее очень сложно. К примеру, вложение денежных средств в покупку современного медицинского оборудования, за последние несколько лет, превышает по масштабности то, что делалось ранее.

В развитие системы здравоохранения следует выделить и четкая формулировка государственных гарантий в области бесплатного оказания медицинской помощи. Приоритетными направлениями были выделены такие как: телемедицина, внедрение единой электронной карты пациента.

Доступность и качество лекарственных препаратов является девятым направлением повышения эффективности социальной помощи населению. Под доступностью понимается то, способность малообеспеченных граждан воспользоваться предлагаемыми лекарственными препаратами.

Качество лекарственных препаратов предполагается повысить за счет повышения эффективности системы контроля производимых препаратов, медикаментов и медицинской техники.

Следует также отметить, что 6 июня 2016 года вышел «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года», в котором были определены пять приоритетных целей, направленных на решение задач, поставленных перед государством:

1 Достойный труд, справедливая зарплата

2 Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд

3 Улучшение демографической ситуации

4 Социальная защита приблизится к человеку

5 Государственная гражданская служба должна стать открытой и профессиональной.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: несмотря на кажущиеся пока незначительными достижения в сфере социальной поддержки, идёт активная работа в этой области. И хотя работа государственных органов на сегодняшний день сталкивается с жёсткой критикой и неудовлетворительной оценкой, факты, приведенные в статье, могут доказать, что данная критика неконструктивна.

Список литературы

1 Постановление от 15 апреля 2014 года № 296 «О социальной поддержке населения» (Электронный ресурс). – Режим доступа: – http://www.gks.ru/ (дата обращения 14.12.2017).

2 Постановление Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (Электронный ресурс). – Режим доступа: – http://www.gks.ru/ (дата обращения 14.12.2017).

3 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Электронный ресурс). – Режим доступа: – http://www.gks.ru/ (дата обращения 14.12.2017).

4 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Электронный ресурс). – Режим доступа: – http://www.gks.ru/ (дата обращения 14.12.2017).

5 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Электронный ресурс). – Режим доступа: – http://www.gks.ru/ (дата обращения 14.12.2017).

7 Портал госпрограмм РФ (Электронный ресурс). – Режим доступа: – http://programs.gov.ru/Portal/programs/ (дата обращения 22.12.2017).

6 Информационно-правовой портал Гарант. Ру (Электронный ресурс). – Режим доступа:– http://base.garant.ru/70643470/ (дата обращения 22.12.2017).

8 Официальный сайт Правительства России: (Электронный ресурс). — Режим доступа: — http://government.ru/ (дата обращения: 22.12.2017).

Email: [email protected]

Просмотров работы: 258