Суицид – умышленное лишение себя жизни. В психологическом смысле это чаще всего реакция на аффект, снятие эмоционального напряжения, попытка ухода подростка от неприятной для него ситуации [2].
Изучением психологических аспектов суицида, суицидального поведения занимались учёные и мыслители с древнейших времён. Этот вопрос волновал таких мыслителей, как Платон, Цицерон, Аристотель, Кант и другие [3-5,6]. Итальянский учёный-психолог Г.Дэзе в 1947 году вводит понятие «суицид» [5].
Также эта проблема освящается и в Российской психологии. Так, например, А.Г.Абрумова говорит, что «суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого её микросоциального конфликта» [1]
По данным ВОЗ около 20% самоубийств в мире приходится на подростковый возраст. В психологии подростковый период рассматривается как кризисный период, который характеризуется не только внутренними конфликтами, но и множеством конфликтов с окружающим миром. Возникает множество проблем, которые подросток не может решить сам, и не может объяснить окружающим.
Основной причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуации, нарушения взаимодействия личности с её ближайшим окружением. Однако для детей и подростков это чаще всего не тотальная дезадаптация, а нарушение общения с близкими, с семьёй.
Считается, что суицидом личность пытается изменить обстоятельства своей жизни: избавиться от невыносимых желаний уйти из травмирующих условий, вызвать жалость, сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидальное поведение может ограничиваться чувством мести обидчикам, в нём могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.
Предпосылками ауто-деструктивного поведения и суицида являются: апатия, неверие в личностные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.
Психологический смысл подросткового суицида это, прежде всего привлечение внимания к себе, свои проблемам. Представление о смерти у них инфантильно, при этом чаще всего настоящего желания умереть нет. Смерть для подростков представляется возможностью уйти от проблем или наказать обидчиков. Поводом для совершения суицида у подростков являются: проблемы в учёбе, публичные унижения, предательства друзей и близких.
Э. Шнейдман считает, что общими чертами всех подростков суицидников являются:
общая цель всех суицидентов – поиск решения
общим стимулом при суициде является невыносимая психическая боль
общей суицидальной эмоцией является беспомощность
общим внутренним отношением к суициду является двойственность
общим действием при суициде является бегство
общей закономерностью является соответствие общему стилю поведения в жизни [7]
Проблема суицида среди подростков рассматривается не только психологами и психиатрами, но и правоохранительными и специализированными органами.
Совершённый суицид в Ювенальной юстиции рассматривается как проблема семьи, законных представителей подростка, которые не смогли предотвратить самоубийство. Иными словами ответственность за суицидальные действия подростков законодатель связывает с законными представителями ребёнка (родители, опекуны) и с представителями государственных органов, которые несут ответственность при выполнении своих служебных обязанностей. Семья попадает в разряд семьи находящейся в социально опасном положении.
Одной из причин детского и подросткового суицида может являться ситуация доведения до самоубийства, которая может сложиться в детском коллективе, школы, как со стороны учащихся, так и преподавателей и педагогов. В случае доведения до самоубийства ответственность за суицид будет нести физическое лицо, чьи действия привели к суициду. Согласно статье 110 Уголовного кодекса РФ «Доведение до самоубийства»: Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего – наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Часто в СМИ, Интернете и происходит осознанная или неосознанная пропаганда суицида, как «модного явления». Ответственность за распространение в СМИ информации о суициде и популяризацию суицида возложена на Роспотребнадзор. В настоящее время с 1 ноября 2012 года создан Единый реестр сайтов и веб-страниц, которые содержат запрещенную к распространению информацию. Данный реестр был создан в соответствии с законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Изучение психологических и юридических аспектов самоубийств среди подростков необходимо для выработки продуктивных мер для борьбы с этим социально-опасным явлением.
Библиографический список
1.Абрумова А.Г. Возрастные аспекты суицидального поведения // В сб.: Сравнительно-возрастные исследования в суицидологи. — М., 1989. с 8-24.
2.Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014-100 с.
3. Гроллман Э. Суицид: превенция, интервенция, поственция / Э. Гроллман // Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. — М. : Когито-Центр, 2001. — С. 270-352.
4. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм. — М. : Мысль, 1994. — 399 с.
5. Епанчинцева Г.А. Ретроспектива социально-психологической природы суицидального поведения [Электронный ресурс] / Г.А. Епанчинцева, Т.В. Марченко, Т.Н. Козловская // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — Режим доступа: www.science-education.ru/113-11381.
6. Нечипоренко В.В. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики / В.В. Нечипоренко, В.К. Шам-рей. — СПб. : Воен.-мед. акад., 2007. — 528 с.
7.Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М., 2001. – 320с.