ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Леус Э.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа психологии и педагогического образования, Кафедра психологии, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Создание психологической службы и разработка программ психологического сопровождения - это качественно новый этап в развитии УИС России. Он предполагает отход от карательного к исправительно-восстановительному воздействию на осужденных. Необходимо концептуальное переоснащение всей системы ИУ новыми, принципиально иными подходами к проблеме «исправления» преступников. Основным положением современной концепции деятельности психологической службы выступает принцип опоры на внутренний потенциал развития субъекта, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. На нем основывается и дальнейший алгоритм деятельности по индивидуальному сопровождению лиц, находящихся в МЛС.

Понятие психологического сопровождения активно используется исследователями. Впервые термин появился в книге Бардиер Г. и соавт. в сочетании со словом «развитие» - «сопровождение развития» [1]. В настоящее время – это одно из активно разрабатываемых научных понятий в психологическом знании. И, как любое новое понятие в науке, оно не получило еще единого устойчивого определения. Основной вклад в изучение данной категории внесли исследователи, занимающиеся проблемами образования и развития ребенка. Различные точки зрения на определение понятия «сопровождение» целесообразно представить в сравнительной таблице (табл. 1).

Таблица 1 – Сравнение подходов к определению понятия «сопровождение»

Определяющее понятие

Объект сопровождения

Цель сопровождения

Совместное движение взрослого и ребенка и помощь взрослого

Ребенок

Ориентация ребенка в окружающем мире, умение понимать и принимать себя

Система профессиональной деятельности педагога-психолога

Отношение детей и взрослых, психическое развитие ребенка

Создание условий для позитивного развития с ориентацией на зону ближайшего развития

Психолого-педагогические технологии

Ребенок

Оказание помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем и их предупреждении

Недирективная форма оказания психологической помощи

Здоровые люди

Развитие и саморазвитие самосознания личности, активизация собственных ресурсов

Поддержка на определенном этапе развития

Психически здоровые люди

Преодоление личностных трудностей

Система мероприятий (организационных, диагностических, обучающих и развивающих)

Педагоги, учащиеся, администрация, родители

Создание оптимальных условий для обучения и развития

Метод

Субъект развития

Создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора

Исходным теоретическим положением для формирования теории и методологии сопровождения является системно-ориентированный подход, в логике которого развитие понимается, как выбор и освоение субъектом тех или иных инноваций. Сопровождение в этом контексте рассматривается, как поддержка человека в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам. Таким образом, сопровождение становится важным условием развития субъектных свойств человека.

Понятие «сопровождение» применяют для описания личностно ориентированного, дифференцированного подхода оказания психологической помощи психически здоровым людям, нацеленной на формирование и саморазвитие сознания и самосознания личности, что способствует ее саморазвитию и активизирует внутренние ресурсы человека. Кроме того, сопровождение понимается как поддержка человека в трудных жизненных ситуациях, а также как системно-интегративный подход оказания социально-психологической помощи и одна из форм социального патронажа. Сопровождение рассматривается, как метод, обеспечивающий создание условий и помощь субъекту для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и множественных проблемных ситуациях, разрешение которых способствует формированию нового пути развития личности.

Обобщая рассмотренные подходы, во-первых, психологическое сопровождение рассматривается как один из видов патронажа и компонент комплексной целостной системы психологической поддержки и помощи, во-вторых, интегративная технология, предназначенная для создания условий восстановления личностного потенциала развития и самореализации человека, в-третьих, процесс взаимодействия и определенного рода взаимоотношений между человеком, который нуждается в помощи и лицами, ее оказывающими. Содержание психологического сопровождения составляет формирование условий для актуализации способности личности к самопомощи, оказание необходимой и достаточной поддержки для перехода из беспомощного состояния в деятельное, при котором человек в состоянии самостоятельно справляться со своими жизненными трудностями.

Направлениями работы по психологическому сопровождению являются профилактика, индивидуальная и групповая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, индивидуальная и групповая развивающая работа, индивидуальная и групповая коррекционная работа, психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры и развитие психологической компетентности.

При этом обязательными принципами психологического сопровождения являются гуманное отношение к личности и вера в ее силы; квалифицированная помощь и поддержка естественного развития; непрерывность (обеспечение сопровождения на всем периоде нахождения личности «под присмотром» психолога) и преемственность в работе всех специалистов, взаимодействующих с сопровождаемым; комплексность взаимодействия различных специалистов; активная позиция личности: главным становится не решить проблемы за сопровождаемого, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности личности к саморазвитию; автономность, для осуществления которой специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность, как особую практику, - со своими ценностями и целями.

Основными характеристиками психологического сопровождения являются процессуальность, пролонгированность, недирективность, погруженность в реальную жизнь человека. Результат психологического сопровождения личности - формирование нового жизненного качества – адаптивности, способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими в различных жизненных ситуациях.

Психологическое сопровождение спецконтингента предполагает изучение осужденных еще в карантине ИУ, разработку рекомендаций для индивидуализации процесса социальной реабилитации, выявление лиц группы повышенного риска – имеющих психические отклонения, склонность к суициду и самоповреждающему поведению, проведение психопрофилактических и коррекционных мероприятий. Также необходима разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, создание при учреждениях УИС отделений социально-психологической реабилитации с целью оказания профильной психологической помощи осужденным, имеющим алкогольную или наркотическую зависимость, психические аномалии.

Знание и учет психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия с ними, для определения наиболее целесообразного пути позитивных изменений, выбора оптимальных методов воздействия для достижения целей их исправления. Для правильного построения воспитательного процесса и постановки задач ресоциализации осужденных разрабатывается психологическое сопровождение, которое базируется на углубленной и разносторонней психодиагностике и составлении по ее результатам индивидуальных программ сопровождения [3].

Методологическими основами построения программ психологического сопровождения с опорой, прежде всего, на его развитие в системе образования выступают:

- личностно-ориентированный подход, определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности при построении системы психологического сопровождения исправительного процесса, максимальный учет личностных особенностей каждого; сопровождение должно опираться на потребности и интересы конкретного человека, а не на заданные извне задачи;

- антропологический подход, предполагающий комплексное всестороннее воздействие на человека, смещение акцентов с отдельных психических процессов, свойств и состояний на изучение целостной ситуации развития личности с учетом его связей и отношений с людьми;

- система развивающего образования, утверждающая необходимость создания такого способа развития личности, развития личности, которая не только учит знаниям и умениям, но обеспечивает развитие фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств;

- концепция педагогической поддержки, обосновывающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество и совместное творчество [5].

Парадигма гуманистического, развивающего, личностно-ориентированного подходов определяет требования к принципам и методам психологического сопровождения воспитательно-исправительного процесса в ИУ:

- система сопровождения не должна работать только с последствиями «несовершенной» организации общества или семейного воспитания;

- не достаточным оказывается принцип работы системы «по запросу» администрации; современная уголовно-исполнительная политика направлена на смягчение кары и создание гуманной среды отбывания наказания;

- новые подходы к организации диагностической, коррекционной и развивающей работы в рамках программ психологического сопровождения, обоснованные в отечественной психологии методологические принципы «прогностичности диагностики» и единства диагностики и коррекции развития [3].

В системе сопровождения присутствует особый предмет диагностики: условия и ситуация развития личности осужденного, отношения, возникающие между участниками воспитательного процесса и исправительных воздействий, процесс сотрудничества его с работниками ИУ и с другими осужденными. Такой подход полностью отражает все принципы психологического сопровождения: право человека, обратившегося за помощью, на свободный выбор своего пути развития; индивидуальный подход; запрет на проектирование результата; принцип реальности, предполагающий принятие жизни во всей полноте; ответственность субъекта за принятие решения, когда сопровождающий обладает только совещательными правами; приоритет интересов сопровождаемого; непрерывность сопровождения; принцип реалистичности, когда психолог не берет на себя задачи переделать клиента, а лишь содействует, создает условия для смысловой переработки проблемы и поиска ресурсов личности [2].

Программа сопровождения должна проектироваться по следующим этапам [6]:

- мотивационный - установление эмоционального контакта между психологом и клиентом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение ожиданий от совместной работы;

- концептуальный - раскрытие содержания предстоящей работы, определение роли, статуса и общей позиции клиента и психолога относительно друг друга, распределение функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смысла сотрудничества;

- проектный - разработка проекта программы сопровождения, на основании ориентировочной диагностики; ознакомление с проектом программы других участников процесса сопровождения,

- реализация проекта - практическая реализация программы психологического сопровождения; одновременно проводится текущая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях - дополнительная психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений;

- рефлексивно-диагностический - завершение процесса, итоговая диагностика, совместный анализ результатов, внесение предложений по переходу на следующий этап развития личности.

К этапам осуществления программ психологического сопровождения относятся:

1. Диагностика. В зависимости от позиции специалиста для диагностики проблем может использоваться экспертиза, совместное исследование и поддержка. В системе ИУ психологами наиболее часто используется экспертиза, так как в данном случае клиент – человек, подлежащий исправлению, но не всегда желающий такового. Совместное исследование может проводиться с осужденными, осознавшими свою вину и направленными на исправление своих антиправовых установок; как правило, такая диагностика осуществляется на более поздних этапах сопровождения или при подготовке к освобождению. «Поддержка» целесообразна при недирективной работе с достаточно опытными клиентами. Диагностическая работа должна быть направлена на стимулирование у осужденного мотивации самопознания и самосовершенствования, выявление имеющихся у личности ресурсов развития и самопомощи; при этом не следует акцентироваться на наращивании арсенала психодиагностических методик, а сосредоточить основное внимание именно на разработке и применении программ психологического сопровождения.

2. Определение образа желательного будущего путем квалифицированного вмешательства, на основе помощи, сотрудничества и взаимопомощи и поддержки.Соответственно избранному подходу распределяется ответственность между клиентом и психологом за результаты помощи и даже за судьбу самого клиента. Для работы в рамках психологического сопровождения осужденных будут использоваться наиболее директивные стратегии воздействия, прежде всего это «квалифицированное вмешательство».

3. Отбор и применение методических средств - основной этап сопровождения, на котором специалисты изучают результаты диагностики и на их основе определяют условия, необходимые и достаточные для позитивного развития личности в рамках ИУ и объективно существующей в нем среды и полноценной последующей адаптации в социуме. Психологи разрабатывают и реализуют гибкие индивидуальные и групповые программы сопровождения и поддержки. Для реализации сопровождения по мере необходимости используются методики, разработанные специалистами по практической психологии и психотерапии. Однако психологическое сопровождение должно опираться на особую форму взаимоотношений в системе «психолог-клиент», которая создает условия для переживания, рефлексии и реконструкции образа мира и его отдельных фрагментов в период консультаций и групповых занятий [4].

Сопровождение – это особая форма осуществления длительной психологической помощи, которая предполагает не исправление недостатков и «перекраивание» личности, а поиск и раскрытие скрытых ресурсов развития человека с опорой на его собственный потенциал и создание на этой основе психологических условий для восстановления межличностных контактов. В основе психологического сопровождения лежит максимум свободы субъекта и ответственности его за выбор варианта решения актуальной проблемы.

Для наибольшей эффективности исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы, в сопровождении необходимо учитывать индивидуальные особенности личности при построении воспитательного процесса и постановке задач их ресоциализации. Для этого разрабатывается психологическое сопровождение, которое должно базироваться на углубленной и разносторонней психодиагностике и составлении по ее результатам индивидуальных программ сопровождения.

Деятельность психолога ИУ в рамках программы сопровождения предполагает анализ среды учреждения и ресурсов осужденного с точки зрения тех возможностей, которые они предоставляет для его развития, и требований, предъявляемых к его психологическим возможностям; определение психологических критериев эффективного исправления и саморазвития; разработку и внедрение мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного развития и исправления осужденных; приведение этих создаваемых условий в систему постоянной работы, дающую максимальный результат [6].

Таким образом, приоритетная задача изучения личности осужденных – подбор эффективных методов индивидуального психологического воздействия, с помощью которых можно достичь изменения их криминальной направленности, не допустить рецидива преступных деяний, снизить степень негативного влияния криминальной среды на конкретного человека, тем самым повысив эффективность исправления. Исходя из этого, сопровождение представляется чрезвычайно перспективным теоретическим принципом и с точки зрения осмысления целей и задач психологической практики, и с точки зрения разработки конкретной модели деятельности психолога, которая может быть внедрена и успешно реализована, как массовая технология работы.

Разработка обязательных программ психологической коррекции личности для лиц, осужденных за различные виды преступлений (преступления экстремистской и террористической направленности, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, корыстные преступления и др.), формирования социальной направленности осужденных, профилактики деструктивных проявлений, их ресоциализации и дальнейшей интеграции в общество является в настоящее время одним из ведущих и наиболее сложных для психолога видов деятельности. Программы психологического сопровождения осужденных являются не просто суммой методов коррекционно-развивающей работы, но выступают, как комплексные технологии, особая культура поддержки и помощи осужденным в решении жизненных задач. Специалист, осуществляющий психологическое сопровождение, не только владеет методиками диагностики, консультирования и коррекции, но и имеет способности и навыки системного анализа проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, направленной на их разрешение, объединение участников исправительно-воспитательного процесса.

Список литературы:

1. Бардиер Г., Ромазан Н., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – Кишинев: ВИРТ; СПб.: ДОРВАЛЬ, 1993. – 96 с.

2. Котиев А.В. Технология психологического сопровождения // Электронный журнал «Человеческие ресурсы». – 2001. – № 3. – С. 15-26.

3. Леус Э.В. Пенитенциарная психология / Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2016. – 168 с.

4. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации. // Школьный психолог: Еженедельное приложение к газете «1 сентября». – 2001. - №31. - С. 1-16.

5. Петрова Н.Ф. Теоретическое обоснование комплексного сопровождения развития ребенка в образовательной среде учреждений оздоровительного типа: дисс. ... д-ра пед. наук - Ставрополь, 2006. – 500 с.

6. Психология трудных подростков: учебно-методическое пособие / Э.В. Леус; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2013. – 118 с.

Просмотров работы: 883