СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Рахматуллина Э.Р. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проведение социально-педагогической профилактики конфликтности подростков социальными педагогами, специалистами по социальной работе, психологами на современном этапе приобретает актуальность. Профилактика необходима в связи с многочисленными фактами проявлений агрессивного поведения подрастающего поколения, что вызывает тревогу у специалистов. Согласно исследованию Института РАН в городах России исследованию на январь 2017 года 58 % из общего числа опрошенных подростков имеют опыт участия в уличных драках[3, с. 80 ].. Одним из следствий негативных социальных и экономических явлений становится повышение уровня конфликтности населения, в частности детей и подростков. Очевидно, что важно уделять большое внимание профилактике конфликтности подростков.

Для организации деятельности по профилактике конфликтности необходима законодательная база. Федеральными законами от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены права ребенка на уважение его человеческого достоинства, свободу совести, информации, на свободное выражение свих мнений и убеждений [2, с. 80 ]. Нормативный акт предупредительной направленности - Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет значимость профилактики конфликтности[1, с. 100 ].

В первую очередь для лучшего понимания социально-педагогической профилактики данной склонности подростков, уточним понятие «конфликтность» . Ученый Дмитриев А. Р. под конфликтностью подростков раскрывает склонность , выраженную в его депрессивном состоянии, проявляющегося в нарушении познавательных и коммуникативных способностях. Понятие позволяет выявить психологу социально-педагогическую деятельность по профилактике конфликтности , которая реализуется через:

  1. образовательно-воспитательную функцию, как целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие интеграции педагогических потенциалов школы, семьи, самой личности как субъекта воспитательного процесса;

  2. диагностическую функцию, как постановку социального диагноза через изучение конфликтов в школе;

  3. организационно-коммуникативную функцию, как включение всех субъектов образовательного сообщества в профилактический процесс;

  4. психотерапевтическую функцию, как оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов участникам образовательного процесса, снятие депрессивных состояний, оказание содействия в изменении отношения ребёнка (подростка), взрослого к жизни, к окружению, к самому себе [8, с. 111].

Психолог А.Б. Белинская под конфликтностью понимает социальное противоречие, возникающее вследствие несовпадения взглядов, мотивов и ценностей, согласно понятию профилактика конфликта-это совокупность мероприятий, направленных на преодоление социальных противоречий в целях сохранения и укрепления нормального состояния, порядка в определенной сфере или обществе в целом [4, с. 200 ].

Начало систематизированной социально-педагогической профилактической деятельности связывают с именем педагога А. В. Мудрика, который указал на то, что в профилактической работе необходимо учитывать индивидуальные особенности личности, обращать внимание на его сильные и слабые стороны [15, с. 150 ].

Конфликтолог Т.Н. Кильмашкина под социальной (профилактикой, предотвращением, превенцией) конфликта понимается процесс воздействия на него на предконфликтной (латентной) стадии в целях ликвидации источников возникновения противоречий либо их смягчения, локализации, пресечения и др. [11, с. 72 ].

Педагог Г.Г. Ищенко считает, что направлением социально-педагогической профилактики является просвещение, которое реализуется, главным образом, через обучение здоровому поведению, а именно через обучение навыкам самоанализа, а также через оказание подросткам психологической и социальной поддержки и помощи. Просветительская деятельность направлена на расширение компетенции подростков в таких важных областях, как:

- культура межличностных отношений,

- технология общения,

- способы преодоления стрессовых ситуаций,

- здоровый образ жизни,

- гуманистически ориентированные жизненные ценности [10, с. 169 ].

Необходима целенаправленная работа по социально-педагогической профилактике конфликтности подростков. Психолог А.Я.Анцупов предлагает алгоритм социально-педагогической деятельности по профилактике конфликтов, который включает своевременную диагностику конфликтной ситуации, определение вида конфликта, проведение коррекции поведения (комплекса приемов, методик и организационных форм работы с клиентом), определение причин конфликта, анализ структуры конфликта, планирование предложение моделей выхода из конфликтной ситуации[3, с. 300 ].

Обобщим алгоритм, используя дополнительные литературные источники.

1.Своевременная диагностика конфликтной ситуации.

Педагог М.Ю. Кондратьев считает, что одним из самых эффективным методом диагностики конфликта является наблюдение. Конфликт воспринимается непосредственно. При наблюдении сохраняется естественность условий, в которых протекает конф­ликт [12, с. 400 ].

2.Определение вида конфликта. По степени выраженности конфликтного противостояния профессор Дорохова A.B. выделяет скрытые и открытые конфликты. Если конфликт скрытого вида, необходимо выполнить третий пункт алгоритма. Необходимо научить подростков открыто выражать собственные мысли, не боятся отстаивать свою точку зрения[7, с. 190 ].

3.Психолог Иванов A.A. поясняет, что проведение коррекции (комплекс приемов, методик и организационных форм работы с клиентом или группой клиентов одного возраста, являющихся наиболее эффективными для достижения конкретных задач формирования личности [14, с. 13 ].

2.Определение причин конфликта.

По мнению В. М. Целуйко , нарушение семейного общения приводит к конфликтности несовершеннолетних [9, с. 211 ].

Также одним из причин конфликтности является школьная дезадаптация. Т.Н. Матанцева поясняет, что педагогические ошибки приводят к сопротивлению несовершеннолетнего педагогическому воздействию [14, с. 256].

3.Анализ структуры конфликта(объект, участники, среда).

Беличева С.А под объектом конфликта определяет ту ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта. Общественно - психологическая среда конфликта- это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт [4, с. 111 ].

4.Предложение моделей выхода из конфликтной ситуации.

Профессор Гришина Н.В. приводит модели выхода из конфликтной ситуации:

  • Первый - уход от разрешения возникшего противоречия путем перевода разговора в другое русло

  • Второй тип - компромисс. Под этим исходом понимается открытое обсуждение мнений и позиций, для того чтобы найти решение, приемлемое для обеих сторон конфликта.

  • Третий вариант - конфронтация. Это малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание мнение другого

  • Четвертый вариант исхода конфликта, еще более непродуктивный, чем конфронтация, - принуждение. Под этим исходом понимают прямолинейное навязывание такого варианта исхода конфликта, который устраивает инициатора [6, с. 356 ].

На основе проанализированной литературы нами были выявлены этапы урегулирования конфликтов.

1)Психологическая подготовка к урегулированию конфликта.

2)Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт.

3) Поиск возможных вариантов решения конфликта.

4) Разработка и выбор вариантов решения конфликта.

Нами было проведено практическое исследование среди учеников муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска "Средней школы № 61 в количестве 41 человек в возрасте 11-12 лет. Были диагностированы ученики 5 В класса -22 школьника.

С помощью методики "Два домика" , предложенная психологами И. Вандвиком, П. Экбладом в 1994 г. , разработанная доктором психологических наук Т.Д. Марцинковской определили круг значимого общения подростков, особенности взаимоотношений в школьном коллективе[13, с. 200 ].

В качестве основных индикаторов были выбраны следующие показатели:

-общее количество персонажей в двух домиках;

-количество персонажей в красном домике;

-количество персонажей, обведенных в кружок (одноклассники испытуемого) в красном домике;

-количество персонажей в черном домике;

-количество персонажей, обведенных в кружок (одноклассники испытуемого) в черном домике;

Рассмотрим результаты диагностики конфликтности 5 В класса .

Рис. 1 – Результаты методики выявления конфликтности подростков

Оценивая результат, обратили внимание на то, что большинство учеников поместили бы одноклассников в красный домик, в классе высокий уровень взаимной связи.

Далее было проведено нами разработанное анкетирование. На шестой вопрос «Часто ли конфликтуете с одноклассниками?» были получены следующие ответы, продемонстрированные на рисунке 2.

Доля испытуемых вступающих в конфликты

Рис. 2 – Результаты анкетирования конфликтности подростков

Исходя из анализа данных, выяснили , что у подростков, склонных к конфликтности,( которые на вопрос анкетирования «Часто ли конфликтуете с одноклассниками?» давали положительные ответы), прослеживаются одноклассники в черном домике. У испытуемых часто вступающих в конфликты также прослеживается следующая ситуация, что в черном больше одноклассников , чем в красном домике. В результате практического исследования выяснили, что большинство испытуемых редко вступают в конфликты, хотя испытывают неприязнь к одноклассникам. Однако в классе высокий уровень взаимосвязи, так как количество одноклассников в красном домике больше, чем в черном.

Для сплочения класса была проведена игра, которая включала упражнения: «Создание чудовищ», «Атом». «Зеркало», «Пусть пересядут те, у кого..» [12, с. 200 ]. Результат: у детей улучшилось настроение, в ходе игры проявлялась взаимоподдержка .

В заключение следует сказать, что минимизировать отрицательные последствия конфликтности подростков позволяет организованная, целенаправленная диагностика и профилактика.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. от 03.07.2016)"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изм . и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, 2007, №276.

  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм . от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм . и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, 2007, №276.

  3. Анцупов, А.Я. Конфликтология : учебник для высших учебных заведений / А.Я.Анцупов, А.И.Шипилов. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.

  4. Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: Учебное пособие / Белинская Александра Борисовна; Рец. С.А.Беличева, Н.Ф.Басов; Гл.ред. А.Е.Илларионова. - М.: Дашков и К, 2010, с. 179-204.

  5. Беличева С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. Свердловск: Сред. Урал. кн. Изд-во, 2009. — 129 с.

  6. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина, СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

  7. Дорохова A.B. Разрешение конфликта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия» 2008. — 192 с.

  8. Дмитриев, А. Р. Конфликтология : Учебное пособие для вузов. – М. : Гардарики, 2013-320с.

  9. Иванов A.A. Педагогические условия предупреждения конфликтов в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. пед. наук М.: 2009. — 16 с.

  10. Ищенко, Г.Г. Ребенок и взрослый: педагогика взаимопонимания / Г.Г. Ищенко. – М.: Эксмо, 2007. - 170 с.

  11. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты: Учебник для студентов вузов / Кильмашкина Татьяна Николаевна; Рец. С.В.Гущин и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009, с. 69-79.

  12. Кондратьев, М. Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев. - М.: ПЕРСЭ, 2007. - 464 с.

  13. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.

  14. Матанцева Т. Н. Личностная саморегуляция как фактор саморазвития подростков с задержкой психического развития // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - № 1 (1). - с. 255-265.

  15. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. пособие / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2013. - 300 с.

  16. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. - М. : Изд во ВЛАДОС. ПРЕСС, 2006. - 271 с.

Просмотров работы: 158