Не смотря на то, что государство оказывает содействие в решение проблем инвалидов, проблема социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, тем не менее, остается актуальной [5].
Социализация – это сложный процесс, эффективность которого зависит от его реализации, еще на раннем этапе, в детстве. К сожалению, статистика показывает, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья, составляет значительную долю числа инвалидов. Число детей, имеющих ограничения здоровья, за последние 5 лет, увеличилось на 95 тыс.человек. (В 2012 году составляло -541 тыс.чел, 2017- 636 тыс чел.) По данным Всемирной организации здравоохранения, у 32 миллионов детей, причина ограничений связана с депривацией функций слуха. Глухота и тугоухость – являются одними наиболее часто встречающихся нарушений здоровья.
Дети являются важным социально активным и экономическим потенциалом России, поэтому проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и такой значимой группы детей с инвалидизирующей потерей слуха, является приоритетной. Это так же доказывает сложная экономическая и социально – культурная ситуация в стране.
Степень социализации ребенка зависит как от внутренних, так и от внешних факторов. На процесс социализации оказывает большое влияние семья, в которой воспитывается ребенок, где происходит формирование ценностей и именно от этого этапа зависит дальнейшая социализация ребенка. Нельзя не учитывать значение школы, как внешнего фактора социализации ребенка – инвалида[3]. В настоящее время, государственное законодательство урегулировало вопрос образования слабослышащих детей. Часть 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает создание органами государственной власти субъектов РФ отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих детей[1].
Современное общество требует от ребенка становления социально активной, автономной личности, адаптированной к сложным жизненным ситуациям и в то же время с высоким уровнем нравственного воспитания. Поэтому необходимо повышать уровень социализированности личности.
Значительное влияние на социализацию оказывает не только образовательное учреждение, но и получение образования в целом. В современной экономической ситуации, необходимо увеличение квалифицированных кадров. По данным федеральной службы государственной статистики, 46% инвалидов собираются продолжить образование после окончания школы. Количество инвалидов, обучающихся в средних образовательных учреждениях и высших учебных заведениях не так велико, но оно увеличивается. Вместе с тем, большое количество детей с ОВЗ замотивировано в продолжение образования, но не планируют дальнейшее трудоустройство. Способствовать решению данной проблемы может эффективная социализация детей – инвалидов в школе посредством профориентационной работы[4].
Профориентационное самоопределение детей – инвалидов осложненно рядом факторов таких как : характер дефекта, уровень оценки дефекта, уровень и качество подготовки, низкий уровень информированности о профессии , невозможность раскрыть свой интерес к выбранной профессии. Эффективная профориетационная работа способствует успешной социализации ребенка, поможет ребенку с ОВЗ выбрать правильный профессиональный маршрут и в будущем реализовать себя. Таким образом, при социализации детей – инвалидов, необходимо учитывать уровень профессиональной готовности личности к выбору профессии[2].
Для исследования проблемы социализации слабослышащих детей и необходимости использования методов профориентационной работы, нами было проведено исследование на базе ОГКУ «Школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья № 92» г.Ульяновска. В исследовании участвовали дети с нарушением слуха в количестве 15 человек.
В качестве диагностического инструмента уровня социализированности слабослышащих детей была выбрана методика М.И. Рожкова «Методика изучения социализированности личности».
Методика изучения социализированности личности позволяет определить степень социальной зрелости выпускников, их готовности к самостоятельной «взрослой» жизни.
Методика представлена в виде традиционного опросника, состоящего из 20 утверждений, и предлагается оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 — всегда;
3 — почти всегда;
2 — иногда;
1 — очень редко;
0 — никогда.
Участники выбирают ответ, который в наибольшей степени соответствует их собственному поведению в аналогичной ситуации. Главным преимуществом данной методики является то, что она занимает немного времени, а утверждения понятные и несложные для детей.
Результаты диагностики уровня социализированности представлены графически (рис.1.)
Рис.1. Диагностика социализированности детей с нарушением слуха (экспериментальная группа)
В результате диагностики уровня социализированности были получены следующие результаты.
У 11 человек из экспериментальной группы определился низкий уровень социализированности. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.
У 3 человек (40%) из экспериментальной группы уровень социализированности оказался средним. Обучающиеся данной группы, полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что для слабослышащих детей характерен низкий уровень социализированности.
Следующим диагностическим показателем был выбран уровень готовности к выбору профессии. Для измерения данного показателя использовалась «Опросник для определения готовности к выбору профессии», автор которого В.Б. Успенский .Опросник представлен в 20 утверждениях, учащимся предлагается выразить своё согласие или несогласие с утверждением ответами «да» или «нет». Цель опросника: выявить уровень профессионального самоопределения подростков: готовности назвать выбираемую профессию, умению определить соответствие профессии его возможностям, умению обосновать свой выбор.
Результаты диагностики уровня готовности к выбору профессии представлены ниже (рис. 2)
Рис. 2 Диагностика уровня готовности к выбору профессии у слабослышащих детей
Результаты диагностики показали, что уровень готовности к выбору профессии у 10 человек из экспериментальной группы –«неготовность»(менее 6 баллов). Учащиеся, с данным уровнем готовности выбора профессии не задумывались ранее о будущей профессии и не имеют представления о навыках ,которые необходимо совершенствовать для получения этой профессии.
У 3 человек из экспериментальной группы уровень готовности к выбору профессии низкий (6-10 баллов). Учащиеся с низким уровнем готовности к выбору профессии ,ранее задумывались о выборе профессии ,но не отождествляют себе ни с одной из профессий известных им.
Только 2 человека из экспериментальной группы имеют средний уровень готовности к выбору профессии и набрал от 11 до 15 баллов. Они предрасположены к нескольким профессиям, но не определились до конца. Это связанно с недостаточным количеством информации о данных профессиях, о навыках, необходимых для них .Также у учащихся нет чёткой цели и задач ,которые необходимо решить, чтобы получить эту профессию.
Таким образом, результаты исследования показывают необходимость реализации социальной программы по социализации слабослышащих детей, через профориентационные мероприятия.
Программа по социализации детей с нарушениями слуха направлена на профориентационную работу и работу по усвоению ребенком модели поведения в обществе, повышение готовности к самостоятельной жизни.
Мероприятия, реализуемые в рамках программы, направлены на получение следующих результатов:
сформированность у учащихся представления о профессиях и особенностях труда людей;
сформированность у учащихся интереса к выбору будущей профессии, потребности в самоопределении;
повышение уровня социализированности, социальной зрелости ,готовности к самостоятельной жизни, уверенности в себе;
получение учащимися навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми.
В рамках программы по социализации, посредством профориентации, были реализованы следующие профориентационные мероприятия.
Мероприятие |
Описание |
Дифференциально диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климов |
предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий. |
Профориентационная игра «Ассоциативный эксперимент» |
процедура группового прфориентационного тренинга, в ходе которой участники выясняют, с какими эмоциями ассоциируется та или иная профессия. |
Групповой тренинг «Обогащение профессий» |
предназначен расширить знания о мире профессий; побудить участников профориентационного тренинга к осознанному выбору профессии, |
Профориентационная игра «Один день из жизни» |
повысить уровень осознания участниками типического и специфического в профессиональной деятельности того или иного специалиста |
Для выявления эффективности программы социализации слабослышащих детей посредством профориентации, после реализации мероприятий программы, проведена повторная диагностика уровня социализированности учащихся, с использованием методики М.И. Рожкова «Методика изучения социализированности личности».
Результаты диагностики уровня социализированности представлены графически (рис. 3)
Рис.3. Диагностика социализированности детей с нарушением слуха (экспериментальная группа, повторная диагностика)
В результате повторной диагностики уровня социализированности были получены следующие результаты:
У 3 человек (20%) из экспериментальной группы определился низкий уровень социализированности. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.
У 5 человек (33%) из экспериментальной группы уровень социализированности оказался средним. Обучающиеся данной группы, полагают, что не в полной мере готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому успех в жизни связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.
У 7 человек (47%) из экспериментальной группы уровень социализированности оказался высоким. Обучающиеся данной группы, определяют высокий уровень своей готовности к самостоятельной жизни, уверенны в том,что их успешность зависит от правильности выбранной ими траектории, они чувствуют предрасположенность к взаимодействию с социумом и выбрали свой профессиональный путь.
Положительная динамика уровня социализированности является основанием для подтверждения эффективности программы посредством профориентационных мероприятий.
Литература
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" Консультант Плюс. Профессиональная версия. URL: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2670870/. (дата обращения 10.12.2017).
Васильева, Л.П. Профориентационное направление в социальной реабилитации подростков-инвалидов //Социальная работа . – 2012. – № 6. – С. 14-19.
Кошелева, Е.А. Психологические особенности глухих и их проявления в общении// Известия Самарского научного центра Российской академии наук .- 2012.- №2(3.- С. 672-675
Славгородская, М.В. Профессиональное определение и занятость лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы //Социальная работа . – 2014. – № 2. – С. 13-17.
Романенкова, Д.Ф. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях : учебное пособие / Д.Ф. Романенкова, Н.А. Романович. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. – 166 с.