Контроль безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, осуществляемый Роспотребнадзором, обеспечивает высокие показатели соответствия поступающей на рынок продукции санитарным требованиям.
Мы проанализировали 4 основных этапа проверки организаций, осуществляющих производство и реализацию алкогольной продукции:
- организация и проведение плановой, внеплановой проверки;
- контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами ограничений, установленных законодательными актами;
- контроль за оборотом в отношении непосредственно алкогольной продукции;
- проведение мероприятия при регистрации отравлений алкогольной продукцией.
Рассмотрим подробнее третий этап проверки.
При проверке в рамках плановых и внеплановых мероприятий по контролю, при административных расследованиях в первую очередь необходимо обращать внимание на внешние признаки некачественной алкогольной продукции.
Существуют первичные признаки фальсификации алкогольной продукции:
а) неплотная укупорка: колпачок с винтовой резьбой не должен крутиться вокруг своей оси, иметь следов механического зажима; на заводе-изготовителе такие бутылки бракуются;
б) неотчетливая, блеклая, матовая этикетка на некачественной бумаге с неполной информацией о наименовании и местонахождении производителя, о наименовании продукции, обозначение ГОСТ Р (кроме импортной продукции), емкость тары, крепость, информация о противопоказаниях к применению и вреде употребления, если это водка, то состав продукта и т.д.;
в) наличие легко читаемой и четкой даты розлива;
г) наличие осадка и посторонних включений: хлопьев, пузырьков, плотных включений (за исключением осадка в коллекционных и молодых винах);
д) наличие взвесей, «колец жесткости» на внутренней поверхности бутылки, свидетельствующих о фальсификации водки с применением обычной воды в процессе изготовления водки в непроизводственных условиях;
е) наличие акцизных марок на импортной продукции и федеральных, специальных – на отечественной. Марки должны быть целыми и без повреждений и быть наклеены на алкогольную продукцию крепостью свыше 9 %. Информация, содержащаяся на марке, должна совпадать с информацией на этикетке;
ж) черный мажущий налет на внешней поверхности дна бутылки водки, образующийся при движении бутылки по транспортеру – косвенный признак подлинности;
з) на этикетку в непроизводственных условиях клей наносится кисточкой, поэтому мазки имеют неровную структуру; на заводской этикетке с обратной стороны есть несколько ровных полосок клея или клей образует ровное сплошное покрытие.
По итогам проверки составляется акт мероприятий по контролю, состоящий из вводной и описательной частей. Вводная часть акта должна включать информацию о проверяемой организации: наименование, юридический адрес, фактический адрес, телефон, факс, Свидетельство о регистрации, дата регистрации, Свидетельство ИНН, информация о последней проверке и т.д.
Описательная часть акта должна включать сведения:
- санитарно-эпидемиологическое состояние прилегающей территории, расстояние до жилых зданий, наличие автостоянок, урн, организация ливнестоков, состояние витрин, наличие договора на вывоз мусора;
- обеспеченность предприятия системами водоснабжения и канализации, вентиляции, отоплением, естественным и искусственным освещением;
- санитарно-техническое состояние организации торговли;
- планировка и размещение помещений;
- оснащенность организации торговли оборудованием, инвентарем, тарой упаковочными материалами;
- осуществление контроля температурно-влажностного режима, наличие приборов для контроля;
- наличие документов, подтверждающих качество и безопасность реализуемой продукции, источник поступления;
- наличие продукции, запрещенной к реализации санитарным законодательством;
- наличие условий в организации торговли для санитарной обработки оборудования и инвентаря;
- наличие условий в организации торговли моющих и дезинфицирующих средств;
- наличие в организации условий для соблюдения правил личной гигиены персоналом;
- соблюдение сотрудниками предприятия правил личной гигиены;
- организация и проведение на предприятии производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий.
Акт подписывается должностными лицами, проводившими проверку, и сотрудниками проверяемого учреждения, присутствовавшими при проведении проверки.
Требования к маркировке алкогольной продукции установлены в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».
Алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории РФ должна сопровождаться информацией на русском языке, содержащей следующие сведения:
- наименование алкогольной продукции,
- состав,
- срок годности продукции,
- объем алкогольной продукции в потребительской таре;
- условия хранения пищевой продукции,
- наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции,
- наименование и местонахождение изготовителя, уполномоченного изготовителем лица,
- наименование и местонахождение уполномоченного изготовителем лица,
- наименование и местонахождение организации-импортера,
- рекомендации и (или) ограничения по использованию,
- сертификация алкогольной продукции или декларирование ее соответствия;
- показатели пищевой ценности пищевой продукции,
- единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза;
- о содержании вредных для здоровья веществ с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказания к ее применению;
- о цене алкогольной продукции;
- государственные стандарты, требованиям которых должна соответствовать алкогольная продукция;
- дата, место изготовления и розлива алкогольной продукции.
Для алкогольной продукции обязательным требованием является нанесение на единицу товара акцизных марок. Акцизная марка на алкоголь, как и федеральные специальные марки, являются документами строгой государственной отчетности, удостоверяющими легальность оборота алкогольной продукции на территории РФ.
Акцизные наклейки во избежание подделок печатаются с применением всевозможных инновационных технологий: бандероли изготавливаются на специальной бумаге, имеют разные системы защиты. Подлинность бандероли проверяется с помощью сканера.
Приведем перечень основных нарушений, выявляемых Роспотребнадзором при проведении проверки организаций, осуществляющих производство и реализацию алкогольной продукции:
- несоблюдение требований в части неполной информации для потребителей о товаре и продавце на ценниках и в прейскурантах на алкогольную продукцию;
-оборот алкогольной продукции без товарно-сопроводительных документов;
- реализация алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах, а также несоблюдению ограничений относительно расположения торговых объектов в непосредственной близости от образовательных учреждений;
- реализация алкогольной продукции с поддельными федеральными акцизными марками;
- нарушения требований технических регламентов;
- неудовлетворительное санитарное состоянии предприятий торговли и общепита, факты введения в заблуждение покупателей относительно потребительских свойств алкогольной продукции.
Для освобождения рынка от некачественной и опасной продукции, по всем указанным фактам необходимо принять меры по пресечению правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции, привлечь виновных к ответственности.