В России, как и во всем мире, растут потенциальные предпосылки террористической деятельности, существует тенденция увеличения террористических актов, при этом акции становятся более безжалостными, например, взрывы в публичных местах, поездах, на вокзалах. Достаточно вспомнить недавний террористический акт в Петербургском метрополитене (2017 год), когда была взорвана бомба в вагоне поезда метро. Как отмечено в Концепции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 20 ноября 2013 г., высокий уровень террористических угроз в России продолжает свое существование, масштабы последствий террористических актов значительны.2
Причина увеличения угрозы терроризма кроется в том, что в руках нынешних организаторов и исполнителей террористических акций оказываются современные технологии в области идеологического, информационного и экономического воздействия, что делает терроризм в особенности опасным для общества.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.3 указано, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе путем постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма и других преступных посягательств (п. 35 и 36 Стратегии).
На данном этапе эволюции терроризма, меняется не столько количественный показатель преступлений террористического характера, сколько их качественные характеристики. В 2016 г. в России было зарегистрировано преступлений террористического характера 661, что по сравнению с 2015 г. больше на 3,8%. Террористических актов в 2015 г. было зарегистрировано 31 (рост почти на 30%). Раскрываемость же снизилась на 38,9%.
В рейтинге Института экономики и мира: стран мира по уровню терроризма 2014 года Россия заняла 11 место4. Анализ статистических данных, характеризующих состояние совершения террористических преступлений, затруднено из-за отсутствия нормативно-правового закрепления понятия признака терроризма. В то же время, сегодня не существует официальной статистики, которая бы обобщенно фиксировала преступления террористической направленности.
Совершенствование уголовного законодательства и практики его применения, выступает одной из основных мер по реализации задач в сфере борьбы с преступлениями террористического характера. Те изменения, которые постоянно вносятся в уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, в правоохранительную систему РФ, также подчеркивают важность борьбы с террористическими преступлениями.
Понятие «терроризм» в его международном значении было введено в оборот в 70-е годы XX в., а начиная с 1996 г. данный термин начал широко употребляться в официальных международно-правовых документах ООН.
В юридической литературе есть несколько подходов к пониманию терроризма. Одним из распространенных является подход, при котором терроризм рассматривается как собирательный термин, включающий в себя ряд самостоятельных преступлений насильственного характера.
А. В. Бриллиантов и В. А. Бурковская придерживаются мнения, что терроризм является сложным социальным явлением, деяние, предусмотренное ст.205 УК РФ, является лишь одним из его возможных проявлений наряду, например, с деяниями, предусмотренными ст.206 и 277 УК РФ5.
А. И. Моисеенко говорил о том, что терроризм – «комплексное, родовое по отношению к целому ряду общеопасных однохарактерных деяний»6.
По мнению А. Кибальник терроризм является социальным явлением (таким, как фашизм или коммунизм)7 а по Т. Боголюбову - социально-политическим явлением8.
Наиболее исчерпывающее и краткое определение терроризма было дано американским историком Дж. Хардманом в статье «Терроризм», опубликованной в четырнадцатом томе «Энциклопедии социальных наук» в 1934 году. «Терроризм, - писал Хардман, — это термин, используемый для описания метода или теории, обосновывающей метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Террористические акты направляются против людей, которые как личности, агенты или представители власти мешают достижению целей такой группы»9.
Юридическое закрепление, данное понятие получило в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006г. «О противодействии терроризму», в котором сказано, что «терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий»10.
Данная статья свидетельствует о комплексном, родовом характере терроризма по отношению к некоторым противоправным насильственным действиям. Террористический акт, как уголовно-правовое понятие и преступное деяние является лишь одним из возможных проявлений последнего. Определение терроризма как «идеологии» вносит дезориентирующий элемент для правоприменителя.
Вне всякого сомнения, меры по борьбе с терроризмом должны основываться на базе хорошо налаженного механизма всестороннего обеспечения: правового, организационного, информационно-прогностического и психологического. На данный момент, существует недостаток концепции борьбы с террористической деятельностью, а кроме того существует межведомственная раздробленность в борьбе с терроризмом.
В РФ правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, ФЗ от 25 июля 2002г. (ред. 23 ноября 2015 г.) № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ФЗ от 6 марта 2006г. (ред. 06.07.2016г.) № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ (ред. 06.07.2016г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации конвенции совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму" и др. нормативные правовые акты. Вопросы квалификации террористического акта и других преступлений террористической направленности разъяснены в Постановлении Пленума ВС РФ от 9 февраля 2012г. №1 (ред. от 03.11.2016) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности».
В вышеперечисленных нормативных актах закреплены полномочия в сфере противодействия терроризму органов государственной власти – Президента и Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления, а также структур, созданных с целью повышения эффективности координации антитеррористической деятельности – Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, а также антитеррористических комиссий и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации. Предупреждение и пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности.
Статья 6 Федерального закона "О противодействии терроризму" закрепляет также случаи, при которых в борьбе с терроризмом могут применяться Вооруженные Силы Российской Федерации11.
Указами Президента Российской Федерации формируются другие органы, обязанные оперативно реагировать на ситуацию с терроризмом в конкретных условиях места и времени.
В связи с тем, что терроризм носит опасность для всего международного сообщества, существует ряд международных документов, которые касаются юридической оценки терроризма и мер по борьбе с ним. К ним относятся Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма; Токийская конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г.; конвенции Организации Объединенных Наций (например, Международная конвенция о борьбе с захватом заложников, Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма); Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 г., Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г. и др.
Из всего вышеизложенного ранее мы приходим к выводу, что борьба с терроризмом должна осуществляться на двух уровнях: внутригосударственном и международном.
Осознание того, что противодействие терроризму возможно только при объединении усилий всего мирового сообщества было достигнуто намного ранее. В 1898 года 20-ю государствами был подписан Акт Римской конференции, посвященный поиску средств борьбы против анархистской пропаганды. В содержание данного акта входили мероприятия политического, законодательного и административного характера12.
На протяжении всего времени многие соглашения и меры по борьбе с терроризмом видоизменялись, пытаясь соответствовать современному положению дел, для достаточной эффективности в борьбе с терроризмом. Так, в 1996 году решением ГА ООН был учрежден Специальный комитет для выработки международных конвенций по борьбе с бомбовым терроризмом и по борьбе с актами ядерного терроризма.
В 1999 году Специальному Комитету было поручено (резолюция 54/110 от 09.12.1999 г.) рассмотреть вопрос усовершенствования правового механизма конвенций, посвященных борьбе с международным терроризмом, в том числе вопрос о разработке всеобъемлющей конвенции о международном терроризме.
В 1999 г. была принята резолюция СБ ООН 1269, которая осудила терроризм и выдвинула ряд конкретных мер для борьбы с ним.
Не менее важное место в противодействии терроризму отведено резолюциям СБ ООН №№ 1373 (2001 год) и 1526 (2004 год), которые рекомендовали государствам установить уголовную ответственность за предоставление или сбор средств для совершения террористических актов, заблокировать финансовые активы и экономические ресурсы лиц или организаций, которые могут использоваться для этих целей.
Функция по сбору и оценке информации об эффективности антитеррористических действий мирового сообщества и отдельных государств, была возложена на группу по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями (создана в соответствии с резолюцией СБ ООН № 1267 от 1999 г.).
В период с 2000 г. были достигнуты некоторые успехи в выработке базовых критериев понятия «терроризм», ужесточена борьба с идеологией, пропагандой, и прославлением терроризма.
Принятие резолюции 2006 года 60/288 ГА ООН «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций» явилась важнейшим шагом к усилению антитеррористической деятельности. «Она направлена, в частности, на устранение условий возникновения и распространения терроризма; увеличение потенциала государств по его предотвращению и усилению координирующей роли ООН по борьбе с ним»13.
Однако, не смотря на множество положительных тенденций в развитии такого института, как борьба с терроризмом, в силу некоторых политических разногласий и иных обстоятельств не удается разработать общепризнанного определения «терроризма», что является необходимым в целях эффективной борьбы с данным преступлением, так как именно оно выступает основой в обеспечении правового решения данной проблемы. Данные коллизии существенно влияют и на имплементацию этих норм в национальное законодательство. Необходимо выработать действенные политические и правовые основы борьбы с данным преступлением.
Борьбу с терроризмом необходимо начинать с информационно-аналитической деятельности, а именно изучение категорий терроризм, террористический акт, преступления террористического характера; мотивирующий элемент совершения преступлений террористического характера; степень организованности субъектов преступления; есть ли более масштабная организованная преступная единица, стоящая за данными преступлениями, их мотивация; причины и условия вхождения в нее разных субъектов.
В отечественном действующем законодательстве о противодействии терроризму не получила свое закрепление такая категория, как «преступления террористического характера». В Федеральном законе «О борьбе с терроризмом», который утратил силу, было обозначено это понятие и указан перечень преступлений, предусмотренный нормами УК РФ. Настоящий Федеральный закон сформулировал определение терроризма, террористической деятельности и террористического акта.
Термин «преступления террористического характера» употребляется в некоторых ведомственных нормативно-правовых актах и Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом России 5 октября 2009. Ни в одном, ни в другом случае не дается ни определения, ни перечня общественно опасных деяний, подпадающих под данную категорию. Отсутствие этого понятия и перечня относящихся к ней преступлений регенерирует ряд проблемных вопросов.
Общая превенция включается в себя прежде всего мирное сосуществование разных цивилизаций, государств, народов, религий, социальных групп, их взаимное уважение и терпимость друг к другу. Наличие эффективных механизмов международного сотрудничества, механизмов, способствующих приводить в действие принцип неотвратимости ответственности за преступления.
Воспитание в личности с малых лет уважение к общественному порядку, устоям, цивилизованное решение, возникающих конфликтов и проблем.
Специальная превенция подразумевает «целенаправленное реагирование на их специфические причинные комплексы и другие обстоятельства, участвующие в детерминации данных явлений»14.
В борьбе с преступлениями террористической направленности в первую очередь необходимо обратить внимание на объекты наиболее подверженные террористической угрозе (повышено виктимные, либо криминогенные). Таковыми выступают социальные группы, либо отдельные индивиды: за которыми прослеживается повышенная вероятность совершения преступлений террористического характера (участники преступной группировки, социально неадаптированные лица, лица, проявляющие неуважение к другим народам, нациям, религиям, группам и др.); лица и группы, которые могут оказаться целью террористов (государственные деятели и общественные деятели). Объекты наиболее подверженные террористическим атакам: места скопления наибольшего количества людей (метро, аэропорты, морские судна и т.п.); хранилища боеприпасов, взрывчатых веществ, холодного оружия; объекты культурного достояния и др.
Для обнаружения вышеуказанных социальных групп и объектов своевременно, используются результаты оперативно-розыскной, разведывательной и контрразведывательной деятельности, аналитических материалов и т.п.
Специально- предупредительная деятельность представляет собой работу как с потенциальными жертвами, так и с лицами которые могут оказаться исполнителями преступлений террористической направленности. Такая деятельность в отношении последних заключается как в воздействии на самого индивида, на его мировоззрение, так и на условия его жизнедеятельность, оказывая, по необходимости, социальную помощь.
В этой связи, в профилактической, предупредительной деятельности большая роль отводится государственным органам, религиозным деятелям, общественным организациям, которые должны проводить оздоровительную работу с молодыми людьми, потенциально подверженными влиянию преступных формирований террористического характера. При длительном и интенсивном воздействии на таких лиц со стороны преступной организации, необходимо воспользоваться услугами специалиста в области психологии и иными специалистами.
Также важным предупредительным элементом является неотвратимость уголовного наказания за преступления террористического характера, освещение в СМИ вступивших в законную силу приговоров в отношении лиц, совершивших данные преступления, порицание осужденных за преступления террористического характера обществом.
При пресечение преступлений террористического характера необходимо учитывать последствия таких преступлений «в системе с контртеррористической операцией и ее последствиями (последствиями терроризма в широком понимании)»15.
Непосредственное пресечение террористического преступления предполагает использование мер психологического и физического воздействия на террористов, с учетом, что данные меры могут отразиться на объекты воздействия террористов. Нужно применять такие меры, которые не причинят вреда мирному населению, обезопасить жертв террористической акции.
Необходимым является совершенствование принципов планирования контртеррористической деятельности, обучения и подготовки кадров на местах.
Завершающим звеном контртеррористической операции является уголовно-процессуальная и уголовно-исполнительная деятельность – расследование, судебное разбирательство и отбытие осужденным наказания.
В процессе предварительного расследования и судебного разбирательства выяснению подлежат все составляющие предмета доказывания по делам о терроризме16. Важно установить мотивацию, причины и условия совершения преступлений террористического характера.
В борьбе с терроризмом могут использоваться конкретные меры, они принимаются в рамках определенной стратегии и тактики борьбы. Так, например, 20 сентября 2004 года Совет Федерации, поддерживая неотложные меры противодействия терроризму, принятые после событий в Беслане 1 сентября 2004 года, предложил разработать и принять меры общего и специального предупреждения. К таким мерам относятся, например, разработка программы содействия трудоустройства населения, создание новых рабочих мест; совершенствование нормативно-правовой базы борьбы с преступностью; ужесточение ответственности; подготовка сотрудников участвующих в проведении контртеррористических операций; усиление контроля за оборотом, производством, применением и утилизацией взрывчатых и иных опасных веществ и многое другое.
Таким образом, борьба с преступлениями террористического характера должна осуществляться на основе непротиворечивой политики государства.
Существует необходимость: в разработке общепризнанного определения понятия «терроризм», прежде всего в целях эффективной борьбы с этим преступлением, так как именно оно является основным в обеспечении правового решения данной проблемы; в развернутой правовой базе борьбы с терроризмом и постоянном совершенствование этой базы; поддержке государства в борьбе с терроризмом другими органами, организациями, а также отдельно взятыми лицами. Не маловажная помощь может исходить от средств массовой информации (включая сеть интернет), с помощью которой гражданам будет представлен широкий доступ к информации о совершенных террористических актов и проводиться пропаганда антитеррористической деятельности среди населения.
Сохраняют свою актуальность проблемы с несовершенством и противоречием действующего законодательства и ведомственных нормативных правовых актов, отсутствием антитеррористической подготовки сотрудников органов внутренних дел и недостаточным уровнем профессионализма кадров.
Как правильно отмечено Аккаевой Х.А. «изменение тактики террористической деятельности побуждает вновь обратиться не только к вопросам организации противодействия терроризму и усиления наказания, но и к нерешенным вопросам уголовно-правового определения и законодательного закрепления признаков террористической деятельности, выбора путей институализации и кодификации соответствующих норм»17.
Список используемой литературы:
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии терроризму" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) //СПС КонсультантПлюс;
Указ Президента РФ от 13.11.2013 "Концепция общественной безопасности Российской Федерации". URL: http://news.kremlin.ru/acts/19653;
Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444;
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»;
Рейтинг стран мира по уровню терроризма 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/11/19/6978;
Аккаева Х.А. «О некоторых признаках терроризма и предметах посягательства террористической деятельности// Электронный ресурс- https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-priznakah-terrorizma-i-predmetah-posyagatelstva-terroristicheskoy-deyatelnosti;
Бриллиантов А., Бурковская В. К вопросу о направлениях унификации законодательств государств – участников СНГ о борьбе с терроризмом и захватом заложника//Уголовное право. 2003. № 1. – С.105;
М. Ф. Мусаелян «Понятие "терроризм" и его соотношение с понятиями "террор" и "террористический акт"». "Журнал российского права", 2009, N 1;
О некоторых понятиях и терминах в сфере борьбы с современным терроризмом// Электронный ресурс-http://aleksejev.ru/materials/1234/20983/?p=80;
В. О. Климаченкова «Современный терроризм: понятие, условия и причины»// Электронный ресурс-https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-terrorizm-ponyatie-usloviya-i-prichiny;
Чирикин В.А. Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с анархо-терроризмом в дореволюционный период. – Проблемы борьбы с терроризмом на современном этапе. Владимир, 1996;
Григорьева Н.С. «Межгосударственное сотрудничество в борьбе с терроризмом: опыт, тенденции» // Электронный ресурс - http://psihdocs.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-sovremennij-terrorizm-sushnoste-v2.html?page=38;
Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. Долговой -3-е изд, перераб. и доп. –М.: Норма, 2005;
Артамонов И. И. Терроризм: способы предотвращения, методика расследования. М., 2002;
Учебно-методический комплекс «Современный терроризм: сущность, причины, модели и механизмы противодействия» // МГУ имени Ломоносова М.В., Москва, 2008;
1 СПС КонсультантПлюс
2 Указ Президента РФ от 13.11.2013 "Концепция общественной безопасности Российской Федерации". URL: http://news.kremlin.ru/acts/19653.
3 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." // Собрание законодательства РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
4 Рейтинг стран мира по уровню терроризма 2014 года [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/11/19/6978
5 Бриллиантов А., Бурковская В. К вопросу о направлениях унификации законодательств государств – участников СНГ о борьбе с терроризмом и захватом заложника//Уголовное право. 2003. № 1. – С.105.
6 М. Ф. Мусаелян «Понятие "терроризм" и его соотношение с понятиями "террор" и "террористический акт"». "Журнал российского права", 2009, N 1
7 О некоторых понятиях и терминах в сфере борьбы с современным терроризмом// Электронный ресурс-http://aleksejev.ru/materials/1234/20983/?p=80
8 Там же
9 В. О. Климаченкова «Современный терроризм: понятие, условия и причины»// Электронный ресурс-https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-terrorizm-ponyatie-usloviya-i-prichiny;
10 Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии терроризму" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)//СПС КонсультантПлюс
11 Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О противодействии терроризму" (с изм. И доп., вступ. в силу с 01.01.2017)// СПС КонсультантПлюс
12 Чирикин В.А. Международное сотрудничество правоохранительных органов в борьбе с анархо-терроризмом в дореволюционный период. – Проблемы борьбы с терроризмом на современном этапе. Владимир, 1996.
13 Григорьева Н.С. «Межгосударственное сотрудничество в борьбе с терроризмом: опыт, тенденции» // Электронный ресурс - http://psihdocs.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-sovremennij-terrorizm-sushnoste-v2.html?page=38
14 Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. Долговой -3-е изд, перераб. и доп. –М.: Норма, 2005.
15 Криминология: Учебник для вузов/ Под ред. Долговой -3-е изд, перераб. и доп. –М.: Норма, 2005.
16 См.: Артамонов И. И. Терроризм: способы предотвращения, методика расследования. М., 2002.
17 Аккаева Х.А. «О некоторых признаках терроризма и предметах посягательства террористической деятельности// Электронный ресурс- https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-priznakah-terrorizma-i-predmetah-posyagatelstva-terroristicheskoy-deyatelnosti