Особенно актуальной взаимосвязь умственной и физической деятельности является для обучающейся молодежи. Режим дня среднестатистического студента включает значительные умственные, эмоциональные и психологические нагрузки. Они дополняются специфической рабочей позой, при которой мышцы долгое время находятся в статическом напряжении, частыми нарушениями режима активной деятельности и отдыха, ненормированными физическими нагрузками либо, наоборот, гиподинамией. В результате развивается состояние утомления, при сохранении которого в течение длительного времени развивается хроническое переутомление [1].
В целях профилактики переутомления специалисты, в частности, Е.Л. Чеснокова в книге «Физическая культура», рекомендуют сменять виды деятельности – это позволит сформировать рациональный режим дня. Наиболее эффективным отдыхом при умственном утомлении является активная деятельность: умеренный физический труд либо занятия физическими упражнениями [4]. При этом ключевое значение здесь имеет параметр «умеренный» – экспериментально доказано, что тяжелые физические нагрузки, например, занятия пауэрлифтингом, создают большой стресс для ЦНС, что в совокупности с умственным переутомлением даст негативный результат [2].
В течение всех лет обучения в ВУЗе преподавателями, работниками деканатов и кафедр выполняется контролирующая функция, направленная на достижение высоких результатов в учебе. На собраниях и заседаниях озвучиваются списки студентов, показывающих слабые результаты по каким-либо предметам. В дальнейшем организуются факультативные занятия, консультации или персональное репетиторство. В то же время, как показывает практика, физическому развитию студентов уделяется минимальное внимание – как правило, физкультура рассматривается исключительно как элемент образовательной программы, показателем качества в котором выступают оценки.
В то же время не принимается во внимание неоднократно подтвержденный исследованиями и экспериментами факт, что регулярная физическая активность напрямую влияет на повышение умственной работоспособности и результативности такой работы. Как пишет Петрова Г.С., занятия физической культурой и спортом способствуют развитию таких свойств личности, как:
Внимание. Выполнение сложнокоординированных упражнений требует концентрацию человека на выполняемых действиях, испытываемых ощущения, реакции организма и т.д.;
Наблюдательность. Физическая активность сопряжена с необходимостью анализировать выполняемые действия, получаемые результаты и их динамику, что возможно только при развитии должного уровня наблюдательности;
Скорость соображения и реакции, находчивость. При двигательной активности, активном отдыхе требуется умение оперативно принимать решение, ориентироваться в изменяющихся условиях среды;
Мышление. Подбор оптимальной формы активности, выявление причин возможных неудач или достижений, осознание воздействия физической активности на организм сопровождается мыслительной деятельностью [2].
Взаимосвязь двигательной активности и интеллектуальной активности подтверждена экспериментально. Исследования режима дня и успеваемости студентов в различных фокус-группах, выполняемые различными авторами по всему миру, показывают, что молодые люди с активным двигательным режимом в большинстве случаев отличаются более высокой и стабильной успеваемостью. Справедлива и обратная закономерность: студенты, имеющие менее выраженные умственные способности, хуже овладевают двигательными навыками и координацией [1].
Повышение умственной работоспособности вследствие регулярной физической активности обусловлено следующими факторами:
положительное воздействие смены характера деятельности;
чередование умственной и физической активности, обеспечивающее равномерное распределение нагрузки между отделами головного мозга и ЦНС в целом;
стимулирование метаболических процессов в организме, ускорение выведения из организма продуктов распада, интенсификация питания тканей и мозга кислородом [1].
Кроме того, систематические занятия спортом способствуют развитию привычки четко соблюдать режим дня, что приводит к повышению эффективности повседневной деятельности в целом, включая умственные нагрузки [3].
Исследователями доказано, что работоспособность максимально восстанавливается не в ходе абсолютного отдыха, а после деятельности, задействующей другие органы. Так, умственная активность повышается после физической нагрузки. Следовательно, для достижения существенных успехов в интеллектуальной деятельности необходимо сочетать ее с физическими нагрузками, четко систематизировать и нормировать их.
Список литературы
Горелов А.А. О роли двигательной активности у студентов вузов / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков // Ученые записки университета Лесгафта. – 2009. – №1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-dvigatelnoy-aktivnosti-studentov-gumanitarnyh-vuzov-i-sposobah-eyo-povysheniya.
Петрова Г.С. Влияние физических и дыхательных упражнений на мозговую гемодинамику и сопровождающих ее патологий у студентов // Известия Тульского государственного университета. – 2012. – No 1-2. – С. 200-209.
Теплухин Е.И. Взаимосязь между физическим и умственным воспитанием студентов / Е.И. Теплухин, Т.А. Куницкая, О.О. Крыжановская // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2014. – №2.
Чеснова, Е.Л. Физическая культура: учебное пособие / Е.Л. Чеснокова. – М.: Директ-Медиа, 2013.