АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ТР ТС И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ ТР ТС И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

Голубовский А.С. 1, Федорович А.Н. 1
1Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Главной проблемой многих предприятий в современных рыночных условиях является недостаточное знание требований к продукции и понимание их в условиях принятия и действия Технических регламентов Таможенного союза и ЕврАзЭС. Отсюда возникает проблема недостаточного применения данных документов. Адаптация деятельности предприятий к нормам и правилам международного законодательства может способствовать совместное рассмотрение стандартизации и технического регулирования.

Главной целью стандартизации в Российской Федерации является достижение достижении упорядоченности в целях производства и обращения продукции, а также обеспечения конкурентоспособности и эффективного партнёрства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Влияние стандартизации на повышение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырьё, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование и готовую продукцию. В стандартах устанавливаются технологические требования и показатели качества продукции, единые методы испытаний и средства контроля.

В Российской Федерации существуют проблемы для развития национальной стандартизации:

– низкая эффективность стандартов;

– замедление процессов гармонизации национальных стандартов с международными;

– снижение участия России в разработке международных стандартов;

– низкий уровень обновления фонда национальных стандартов;

– слабая система распространении стандартов;

– отсутствие новых профессиональных кадров.

На решение вышеуказанных проблем направлено техническое регулирование, главной целью которого является принятие технических регламентов в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

Техническое регулирование предусматривает обязательные минимальные требования для обеспечения безопасности продукции, качество которой гарантируется добровольным применением действующих стандартов. Эти составляющие технического регулирования в конечном итоге должны подтверждаться оценкой соответствия. Поэтому связь технического регулирования и стандартизации неразрывна..

Технические регламенты должны содержать минимальные требования для обеспечения безопасности продукции. Главной целью создания технических регламентов является объединение требований, которые раньше были прописаны в ГОСТах, СанПинах и т. д.

Техническое регулирование в рамках Таможенного союза осуществляется в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в рамках ТС.

Технические регламенты Таможенного союза принимаются решением Совета Евразийской экономической комиссии.

Каждый технический регламент Таможенного союза содержит перечень документов по стандартизации, обеспечивающих соблюдение требований технического регламента.

Часть технических регламентов Таможенного союза заменяют действующие или разработанные технические регламенты Российской Федерации, часть принимается впервые.

Большинство ТР РФ утратили свою силу после вступления в действие ТР ТС.

В настоящее время на территории Таможенного союза действует 36 технических регламентов. Последний технический регламент Таможенного союза – ТР ЕАЭС 044/2017 был введён в действие в 2016 году.

Возникновение проблемы единообразного применения требований к продукции в условиях действующих ТР ТС могут быть выявлены в результате изучения этих документов.

Нами проведена оценка отдельных положений ТР ТС.

Для каждого технического регламента Таможенного союза свойственны свои специфические черты, но есть общее для каждого документа, например идентификация продукции.

Идентификация – обязательная процедура для реализации технических регламентов и проводится любыми «пользователями» ТР (изготовителями, поставщиками, органами контроля), так как главным вопросам для них является установление факта – относится ли конкретная продукция к объектам регулирования данного технического регламента. Также, эта процедура не менее важна для оценки (подтверждения) соответствия продукции, так как её результаты вносятся в документы о соответствии, необходимые для выпуска продукции в обращение. В настоящее время единое определение понятия «идентификация продукции» в нормативных правовых документах ТС не установлено.

Процедуры и схемы подтверждения соответствия связаны с типом объекта подтверждения соответствия: серийно изготавливаемая продукция или партия выпускаемой в обращение продукции. Сведения о типе объекта вносятся в документы о соответствии (записью «серийный выпуск» или идентифицирующими партию данными).

Согласно статье 7 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, круг заявителей при подтверждении соответствия устанавливается в соответствии с ТР.

Ограничения круга заявителей установлены Соглашением исключительно для декларирования соответствия, когда заявителем может быть только зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям ТР ТС и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям ТР ТС.

Для сертификации серийно изготавливаемой продукции типовыми схемами сертификации, определёнными указанным решением Комиссии ТС в качестве заявителя, рассматривается «изготовитель, в том числе иностранный, при наличии уполномоченного изготовителем лица на территории Таможенного союза».

Следует отметить, что используемые в ТР ТС определения понятий, связанных с категориями заявителей, как правило, обладают высокой степенью подобия, что безусловно, обеспечивает одинаковое понимание терминов, с другой стороны приводит к одинаковым проблемам при реализации ТР. Применяемые в регламентах определения понятия «изготовитель» идентифицируются такими признаками, как «изготовление и (или) реализация», а также «ответственность за соответствие продукции требованиям технического регламента». При этом в большинстве ТР использовано уточнение «от своего имени» (в сфере продукции лёгкой и текстильной промышленности, пищевой продукции, электрооборудования и др.), благодаря такому уточнению возможно однозначно идентифицировать изготовителя в тех случаях, когда предприятие осуществляет не все стадии производства, а только заключительные стадии, например фасовку и упаковывание. В 14 регламентах содержится определение понятия «импортёр» как резидента государства-члена ТС, заключившего с нерезидентом внешнеторговый договор на передачу продукции, осуществляющий её реализацию, и несущего ответственность за её соответствие. Импортёры как категория заявителей включались в ТР ТС, очевидно, в целях идентификации поставщиков продукции из третьих стран, однако наличие содержащегося в определении этого понятия идентифицирующего признака – заключение внешнеторгового договора - привело к проблемам получения документа о соответствии для каждой продукции.

Просмотров работы: 166