Что же такое электронная коммерция? В отличие от электронного бизнеса это понятие имеет более узкий смысл. Оно подразумевает использование Интернета как информационного канала с целью организации бизнес-процессов. В этом случае отсутствует традиционная схема «деньги-товар». Ее заменяют на «информация-информация».
Электронная коммерция – это сфера экономики, которая включает в себя все финансовые и торговые транзакции, осуществляемые при помощи компьютерных сетей, и бизнес-процессы, связанные с проведением таких транзакций[1].
Электронная коммерция обладает рядом несомненных преимуществ, из которых можно выделить следующие:
Большая открытость компании по отношению к клиентам, взаимодействие с
клиентами направлено на установление долгосрочных взаимоотношений;
Значительное увеличение оперативности получения информации для принятия
решений - особенно при сложных торговых сделках с участием нескольких компаний;
значительное сокращение цикла маркетинга и продаж, появление возможности
пред- и послепродажной поддержки продукта - в особой степени это относится к программному обеспечению (представление подробной информации о продуктах и услугах, документация, поставка новых версий и т. д.);
электронная оплата сделок с использованием электронных платежных систем;
возможность организации виртуальных предприятий - группы отдельных
специалистов или даже компаний для ведения совместной коммерческой деятельности;
осуществление бизнес-процессов, совместно управляемых компанией и ее
торговыми партнерами;
значительное снижение затрат, связанных с обменом информацией, за счет
использования более дешевых средств коммуникаций; возможность создавать альтернативные каналы продаж, например через электронный магазин на корпоративном портале;
в случае необходимости факты и частота совершения торговых операций могут
быть объективно измерены провайдером и подтверждены независимыми аудиторами, например, по анализу lоg-файлов;
распространение права собственности на продаваемые или покупаемые
нематериальные активы, например, пакеты информации в электронном виде;
на рынке имеется достаточно много недорогих программных пакетов для
осуществления коммерческой деятельности в Internet.
К недостаткам можно отнести необходимость приобретения специализированных программно-аппаратных средств (если их нет в компании), осуществления повышенных мер безопасности информации, необходимость работы через Internet-посредников (провайдеров), возможность потери критически важной для бизнеса информации.
Выделяют три составляющие электронной коммерции:
участники;
процессы;
сети.
Электронная коммерция объединяет широкий спектр бизнес-процессов:
обмен информацией;
установление контактов между потенциальными заказчиками и поставщиками;
продажа товаров, в том числе информационных продуктов, и оказание услуг;
расчеты, в том числе с использованием электронных платежных систем;
управление доставкой, в том числе передача (распространение, доставка)
информационных продуктов;
пред- и послепродажная поддержка;
организация виртуальных предприятий.
Представляя собой новую технологию ведения коммерческих операций в глобальном масштабе, электронная коммерция существенно изменяет современный деловой мир за счет:
глобализации сфер деятельности (каждый субъект рынка получает возможность
глобального присутствия и занятия бизнесом в мировом масштабе);
сокращения каналов распространения товаров (организации могут сами выполнять
функции, традиционно осуществляемые промежуточными звеньями);
роста конкуренции (конкуренция становится глобальной);
персонализации взаимодействия (индивидуальный подход к каждому клиенту);
сокращения затрат на совершение операций.
Безопасность, защита прав на интеллектуальную собственность, правовые вопросы, являющиеся частью электронной коммерции, требуют доработки.
Характеризуя электронную коммерцию как новую технологию совершения коммерческих операций, выделяют две модели электронной коммерции:
горизонтальную;
вертикальную.
Горизонтальная модель электронной коммерции позволяет оценить структуру ее технологии с точки зрения организации (предприятия). Горизонтальная модель выделяет следующие составляющие бизнеса организации: исследование рынка - продажи - поставки и платежи.
С практической точки зрения горизонтальная модель представляет этапы электронной сделки. Можно предположить, что если хотя бы два из последних трех компонентов модели (контракт, поставка или платеж) будут представлены в сети, то один из них обязательно будет присутствовать в электронной сделке.
Вертикальная модель электронной коммерции подчеркивает действенную роль различных вовлеченных сторон (правительство и государственные органы, предприятия) в создании условия для развития электронной коммерции в представляемых ими странах. Она включает следующие уровни: телекоммуникационная инфраструктура, электронные сообщения, основные правила, правила отдельных отраслей, применение и реализация корпоративных стратегий.
Е-commerce, привнося в бизнес рост конкуренции и экономию затрат на фоне глобального расширения охвата деловых интересов, обладает большим потенциалом для выгоды потребителя и для развития предпринимательского дела, включая совместное коммерческое управление торговыми партнерами. По прогнозам к концу 2018 г. не менее 60 % продаж станут осуществляться через Интернет.
Литература
1 Электронная коммерция [Электронный ресурс]: Википедия. – Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_коммерция
2 Коммерция электронная: развитие, использование [Электронный ресурс]: Fb. – Режим доступа http://fb.ru/article/230001/kommertsiya-elektronnaya-razvitie-ispolzovanie-perspektivyi
3 Электронная коммерция [Электронный ресурс]: StudFiles. – Режим доступа https://studfiles.net/preview/5771110/page:4
4 Электронная коммерция как форма ведения бизнеса [Электронный ресурс]: Поиск Лекций. – Режим доступа http://poisk-ru.ru/s66617t1.html