Для любого выпускника профессиональной школы важно не только иметь определенную базу знаний, умений и навыков – но и уметь их применять, систематизировать, т.е. быть компетентным. В связи с этими обстоятельствами, актуальна своевременность решения проблемы подготовки квалифицированного специалиста. Именно такая концепция стала причиной изучения необходимых качеств будущего компетентного специалиста, выявление как динамических свойств личности, так и отдельных психический и физиологических качеств субъекта, которые соответствовали бы требованиям, предъявляемым со стороны определенной профессии.
Особое положение в психодиагностическом значение имеет – определение и оценка, которые оказывают достаточное влияние на результаты любой деятельности. Если учитывать особенности профессионально важных качеств – то следует отметить, что часть из них могут быть природными (врожденными), другие же подлежат контролю, тренировке и постоянному развитию.
Корригирование таких качеств проводится специально, как правило очень активно при подготовке к специальности. Особенно остро возникает потребность в данного вида тренировках в случае роста мотивации в овладении этой специальности. В случае низкого уровня профессионально важных качеств эффект может быть нейтрализован путем производственной компенсации, однако стоит отметить что бывают случаи, когда недостаточно выраженные профессионально важные качества не подлежат тренировки, не нуждаются в компенсациях. Именно в таких случаях, стоит говорить о непригодности человека к этой деятельности.
Профессионально важные качества (ПВК) — это один из элементов, влияющий на эффективность труда человека по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). поэтому одной из важных процедур при подготовке будущих специалистов является определение набора профессиональных характеристик, для того чтобы наиболее точно соответствовать специальности и быть востребованным кадром на рынке труда.
Роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость некоторых признаков возрастает до определенного уровня, начиная с которого они оказываются безразличными по отношению к профпригодности [1].
Профессионально важные качества можно подразделить на группы:
1) мотивы, цели, интересы;
2) профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление и т. д.
Примером широкой трактовки понятия ПВК — профессионально важных качеств субъекта деятельности — может служить их оценка В. А. Бодровым. ПВК — это «вся совокупность (выделено нами. — Т. В.) психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности... Конкретный перечень этих качеств для каждой деятельности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними) и определяется по результатам психологического анализа деятельности и составления ее профессиограммы и психограммы»
Для психологии труда и профессии важны, прежде всего, психологические качества - особенности психических процессов, состояний, свойств личности (понимаемых широко, как индивидуальности), включая умения, навыки, привычки и другие психологические особенности конкретного человека. (Е.И. Гарбер, В.В. Козача).
Наиболее распространенный, но, вместе с тем, и упрощенный подход к данной проблеме, по мнению В.Д. Шадрикова, заключается в том, что развитие психического свойства изучается на результативном уровне, т.е. рассматривается влияние упражнений (специальных или связанных с профессиональной деятельностью) на результаты функционирования конкретного психического свойства [1].
Исследователи выделяют три сферы возможного воздействия на человек- ка для развития у него профессионально важных качеств. Во-первых, это работа с регулятивной сферой, где их развитие может вестись по двум направлениям - формирование определенного отношения к труду как к одному из возможных видов деятельности; развитие у человека интереса к определенной профессии (А.А. Вайсбург, В.Д. Шадриков). Во-вторых, это работа с когнитивной сферой. Здесь развитие профессионально важных качеств связано с развитием профессионального мышления и целенаправленного формирования интеллектуальных качеств, значимых в профессиональной деятельности (Р.В. Габдреев, Л.С. Селецкая, В.В. Чебышева, Ю.И. Шпигель).
Развитие ПВК, как и любого другого качества субъекта проходит поэтапно. На начальном этапе происходит усвоение новых профессиональных знаний, навыков необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Переход к следующему этапу происходит, когда субъект способен провести качественный самоанализ накопленных знаний о профессии, при этом имея опыт практической деятельности в определенной сфере.
Теоретический анализ подразумевает дальнейшие совершенствования системы психологического обеспечения – требуя более качественного изучения профессионально важных качеств, разработки концепции этапности, структуры ПВК на каждом этапе профессионализации, роль ПВК в психологическом обеспечении подготовки специалистов.
в практическом отношении – потребностями усовершенствование и разработка нового метода отбора специалистов:
совершенствование психологического сопровождение студентов в процессе обучения и профессиональном становлении.
В целом продуктивность субъекта зависит от состояния мотивации, личной направленности и от способности мобилизовать ряд своих возможностей к этому стоит приурочить состояние здоровья и выносливость, уровень развития, развития – т.е. умение выполнить поставленную задачу, не взирая на ситуацию, какой бы критической она не была.
Используемая литература.
1. Митин Б.С. Инженерное образование на пороге XXI в. / Б.С. Митин, В.Ф. Мануйлов. – М., 1995.
2. Карпов А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности // Психология труда. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
3. Зеер Э.Ф. «Психология профессий»: учебное пособие для студентов вузов/ Зеер Э.Ф.-- М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2015.