МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОМПАНИЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МИРОВОЙ ОПЫТ РАЗРАБОТКИ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОМПАНИЙ

Кипа Н.А. 1
1Сибирский государственный университет путей сообщения
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня извлечение максимально возможной прибыли с минимальными издержками перестает быть основным фактором успеха компаний. В информационную эпоху успех определяется умением внедрять новые управленческие технологии в производство. Применение новых технологий управления приводят к организации компаний на основе новых концептуальных решений:
  1. интеграция бизнес-процессов;

  2. взаимодействие с клиентами и поставщиками;

  3. рынок, ориентированный на покупателя;

  4. глобальность масштабов;

  5. инновации;

  6. работники интеллектуального труда.

С применением современных управленческих технологий компаниям необходимо осуществлять детализированный мониторинг внутренней деятельности, контролировать наиболее значимые показатели, которые напрямую отображают степень достижения оперативных, тактических и стратегических целей. Именно ключевые показатели отражают эффективность предприятия в целом, так и отдельно бизнес-процессов, структурных подразделений и человеческих ресурсов.

Ключевые показатели эффективности (KPI – Key Performance Indicators) инструмент, по которому производиться актуальная и достоверная оценка управленческой деятельности, эффективности бизнес-процессов, персонала, производственной и технологической деятельности предприятия. Они в первую очередь указывают на факт и область возникновения проблем на предприятии, формируют ожидаемые результаты, определяет основные факторы успеха. Правильное использование ключевых показателей эффективности на всех уровнях управления обеспечит не только стабильность предприятия на рынке, но и его развитие.

За последние десятилетия роль железнодорожного транспорта только увеличилась, такая тенденция наблюдается в России, Америке, Европе, Китае, Южной Кореи и Японии, где грузо- и пассажирооборот растут из года в год. Следовательно, с ростом спроса необходимо не только увеличивать пропускную способность инфраструктуры, но и совершенствовать систему оценки деятельности на всех уровнях управления.

В железнодорожных компаниях разработка ключевых показателей эффективности, как и в любой другой компании, начинается с формирования миссии и видения. На данном этапе может произойти путаница меду определениями «видение», «миссия» и «стратегия». Под стратегией принято принимать способ достижения своей миссии и видения в жизнь. Стратегия выделяет компанию среди конкурентов. Четко сформулированная стратегия описывает шаги, которые приведут к достижению поставленных целей и желаемых результатов. В рамках стратегии выделяются задачи для отдельных структурных подразделений. Этап формирования стратегии характеризуется определением приоритетов и координацией между подразделениями.

Именно анализ стратегии, организационной структуры и ключевых бизнес-процессов позволит определить, какие качественные и количественные изменения служат индикатором достижения поставленных целей, и какова их динамика во времени. Здесь может появиться самая первая и опасная ошибка – это несоответствие показателей со стратегическими целями компании, следовательно, неверная оценка эффективности.

Затем необходимо определить важнейшие факторы успеха, то есть определить именно те параметры производственного и экономического аспектов деятельности компании, которые являются жизненно важными и которые напрямую отражают степень выполнения целей. Ключевые показатели являются реальными критериями функционирования, они едины для всей компании и должны быть четко отделены от вспомогательных показателей.

При разработке KPI европейские и британские железнодорожные компании опираются на стандарт EN 15341. Данный стандарт применим для измерения эффективности экономических, технических, трудовых и других сторон деятельности производственных и транспортных компаний. Стандарт имеет следующие преимущества:

  1. единый набор показателей стандартизирован, имеет глоссарий терминов и их определений;

  2. использование стандартизированных показателей облегчает процесс сравнения и измерения эффективности;

  3. при применении стандарта упрощается процесс разработки KPI;

  4. показатели, которые описаны в стандарте могут быть использованы совместно с корпоративными информационными системами и отчетами;

  5. нет необходимости для лишних обсуждений при выборе показателей, так как в стандарте устранены все неопределенности.

Система измерения эффективности может привести к увеличению количества отчетов и показателей. Некоторые показатели могут оставаться на протяжении долго времени, а некоторые становятся устаревшими и должны быть заменены. Увеличение количества показателей приводит к ситуации, в которой причинно-следственный анализ становится затруднительным и это мешает принятию правильных управленческих решений. Поэтому система оценки эффективности должна отвечать целям компании, а изменение показателей, а так же способы их расчета, источники информации и распределение ответственности за выполнение и контроль показателей между исполнителями должны быть закреплены в регламентах.

Стоит отметить, что железнодорожными компаниями используются не только количественные, но и качественные показатели для оценки эффективности. Не одна компания в мире не идентична другой, но, тем, не менее, многие схожи по отдельным характеристикам и выбирают для оценки эффективности примерно одинаковые группы показателей (рисунок 1).

Рисунок 1 – Группы показателей для оценки эффективности работы железнодорожных компаний.

В США и Канаде, например, помимо экономических показателей особое внимание уделяется техническим показателям, которые связаны со средней скоростью поездов и объема перевозок, а так же показателям работы подвижного состава и использования инфраструктуры. В Европе акцент сделан на выбор показателей связанных с безопасностью окружающей среды и охраны труда, а так же постоянного повышения качества обслуживания. Одним из ключевых показателей является размер затрат на инфраструктуру.

Сложно сказать, что система оценки азиатских железнодорожных компаний основывается на системе ключевых показателей. Но, например, все Китайские железнодорожные компании подчинены министерству транспорта и имеют определенный набор из операционных и финансовых показателей, которые характеризуют: уровень безопасности, средняя скорость, количество перевезенных грузов и пассажиров, уровень освоения инвестиций и другие.

Таким образом, очевидно, что компании стремиться охватить все группы показателей и выбрать из каждой группы именно такой показатель, который бы максимально отражал реальную ситуацию в компании. Особенность разработки KPI для оценки эффективности работы железнодорожного транспорта заключается в самой специфики железнодорожных перевозок. Так как для работы железнодорожной компании нужна развитая инфраструктура (строительство и содержание путей, электрификация, вокзалы, складские комплексы и прочее), организация движения, ремонт и обновление подвижного состава и так далее. При этом необходимо соответствовать нормам охраны труда и окружающей среды, а так же безопасности движения.

Однако не стоит забывать, что ключевые показатели эффективности это одни из инструментов оценки деятельности компании, который позволяет определить возможные слабые места и степень достижения целей, но они не дают готовых управленческих решений. Поэтому руководителям на всех уровнях необходимо применять несколько инструментов для оценки эффективности работы, что бы получать наиболее точную и емкую информацию.

Список литературы:

  1. Бернард Марр. Ключевые показатели эффективности: 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер. / М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 340 с.

  2. Девид Парментер. Ключевые показатели эффективности. / Пер: Александр Платонов. /М.: Олимп-Бизнес, 2009. – 264 с.

  3. Роберт Каплан, Дейвид Нортан. Система сбалансированных показателей от стратегии к действию / М.: Олимп-Бизнес, 2006. – 309 с.

Просмотров работы: 221