РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «СИНЕСТЕЗИЯ» - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ «СИНЕСТЕЗИЯ»

Кривоносова О.А. 1
1Тюменский Государственный Медицинский Универститет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение. Психика – это субъективное отражение окружающей действительности. Головной мозг обеспечивает осуществление психических процессов. Такими процессами являются, например: восприятие, память, воображение, мышление, воля и чувства, умения и навыки, а также привычки, интересы, способности. Во всём этом многообразии и заключается сущность человека. Он, как существо, наделенное разумом, постоянно стремится познать окружающий мир. Но прежде всего, нужно узнать, как устроен мозг самого человека и какими способностями он обладает. Одна из малоизученных возможностей мозга – синестезия.

Синестезия – одновременное ощущение, совместное чувство, восприятие, когда при раздражении одного органа чувств возникают ощущения, соответствующие другому органу чувств. Например: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов и т.п. Синестезия, несомненно, открывает новые возможности, как в науке, так и в искусстве. Актуальность изучения данной темы может быть обусловлена следующим:

  • изучение явлений, таких, как синестезия помогает проникнуть в тайны работы человеческого мозга и разобраться с загадками нашего сознания;

  • возможность появления способов лечения болезней с помощью синестезии;

  • появление новых форм обучения;

  • появление новых направлений в искусстве.

Целью данной работы явилось изучение и обзор источников литературы, посвященным явлению синестезии.

Обсуждение. Описание факта синестезии появилось примерно 300 лет назад, но и по сей день, оно является малоизученным. Первыми, кто открыл это явление, официально считаются Мелисса Саэнс и Кристофор Кох – ученые из Калифорнийского технического института. В двадцатом веке индийский невролог Рамачандран и коллеги разработали тест. Отчасти, целью данного теста было доказать, что синестезия является действительно сенсорным феноменом, а вовсе не плодом воображения человека. Суть теста заключается в следующем: на экране компьютера появляются расположенные в случайном порядке чёрные пятёрки и двойки. Обычному человеку очень трудно выделить очертания, которые образуют двойки. Синестет же легко увидит, что цифры образуют треугольник. Восприятия разных органов чувств человека смешиваются, синтезируются, в результате чего образуется цветное видение цифр. Более широко известен иной тест – струп-тест, который был предложен американцем Джоном Ридли Струпом в 1935 году. Этот метод основан на различиях зрительного и логического восприятия цвета (противопоставляется реальный цвет и его название). Струп-тест является так называемым «золотым стандартом» для психологов. Суть теста такова: предлагаются сочетания названий основных цветов, где значение слова и цвет шрифта частью совпадают, частью нет. Нужно быстро читать про себя слова и называть вслух цвет шрифта. То есть: написано красным «синий», а сказать надо – красный. Синестезия – лишь пример сенсорных феноменов, изучение которого позволило учёным продвинуться в понимании того, как устроен и каким образом функционирует мозг человека.

Легко ли быть синестетом?

Пик интереса к синестезии пришелся на рубеж 19 - 20 веков. Тогда смешением чувств заинтересовались не только ученые и медики, но и люди искусства: художники, музыканты, поэты. Например, были очень популярны концерты «музыка + свет», в которых использовался специальный орган, чьи клавиши извлекали не только звуки, но и цвета. Известными синестетиками являются Владимир Набоков (известный писатель, поэт, энтомолог), Василий Кандинский (выдающийся русский живописец, художник), Александр Скрябин (талантливый композитор и пианист). Непроизвольной, то есть независимой от сознания, синестезией обладали физик Ричард Фейнман и философ Людвиг Витгенштейн, композиторы Ференц Лист, Дьёрдь Лигети, Оливье Мессиан, Ян Сибелиус, музыкант Константин Сараджев, Дюк Элингтон. В литературе так же достаточно подробно описан феномен Соломона Шеришевского.

В лабораторию молодого психолога Александра Лурии (Москва, июль 1926 год) пришел мужчина лет 35 и попросил проверить его память. Проведя стандартное обследование, Лурия был весьма поражен. Казалось, что молодой человек запоминает абсолютно любой объем информации. Обратившийся (Соломон Шерешевский) работал газетным репортером. Редактор обратил внимание, что Шерешевский никогда не записывает его поручения: ни адреса, ни фамилии, ни телефоны. Он решил сделать подчинённому выговор и вызвал к себе в кабинет. Соломон слово в слово тут же повторил длинный список поручений, а редактор отправил своего работника на обследование. Сам же репортер не видел ничего особенного в том, что помнил буквально все: Соломону казалось, что так происходит со всеми.

Доктор Лурия изучал феномен Шерешевского более 30 лет. Его память не имела границ не только в объеме, но и во времени. Обычный, незаурядный человек может запомнить за раз не больше 10 несвязанных между собой слов, а Шерешевский запоминал тысячи, делая это без каких-либо усилий. Таким образом, выяснилось, что пациент обладает так называемой синестезической памятью. Шерешевский по сути видел всю длинную цепочку слов, но представлял их совсем не так, как обычные люди. Часто возникающие образы не совпадали со значением слова.Несмотря на то, что это было поистине необычайное явление, феноменальные способности не были Соломону Шерешевскому в радость. Например, читать газету для него было просто физически невозможно, и вкус слов перебивал вкус пищи. Кроме того, ему с трудом давались обобщения. Однажды в большой аудитории прочитали длинный ряд слов и затем попросили присутствующих воспроизвести. С этой задачей Соломон справился без проблем, но затем его спросили: было ли в этом ряду слово, обозначающее инфекционное заболевание? Люди с обыкновенной памятью мгновенно вспомнили –

«тиф», а Шерешевскому потребовалось целых 2 минуты, чтобы выполнить это задание. У исследуемого была еще одна довольно серьезная проблема – очень плохое забывание и вытеснение информации из памяти. Получалось так, что человек может запомнить абсолютно все, но только радости это ему не приносило, так как забыть что-либо из хранившейся в его голове информации он не мог. Шерешевский пытался придумать всевозможные приемы и методики забывания. Обычные люди записывают то, что хотят запомнить, а он делал наоборот – записывал то, что хотел забыть. Однако все было тщетно. Тогда он начал сжигать листочки с записями, но и эти действия оставляли следы в памяти.

Соломон Шерешевский выступал с концертами, демонстрируя свою феноменальную память. Но как-то раз, после третьего подряд выступления, Шерешевский сильно устал, но ему нужно было уже четвертый раз выходить на сцену. Он побоялся, что перед глазами всплывет информация предыдущих выступлений, а он этого очень сильно не хотел, и картинки ушли из памяти, то есть он забыл часть информации, хранящейся в его памяти.

В детстве все люди запоминают «как Шерешевский». Именно в этот период человек получает огромный поток информации, которым потом бессознательно будет пользоваться всю жизнь. На помощь приходит все: запахи, звуки, цвета, ощущения. Такое запоминание идет до 3-5 лет. После этого память начинает преобразовываться, становится логической, избирательной, то есть памятью интеллекта. Ребенок начинает связывать слова в рассказы, понимать смысл и вычленять суть прочитанного и услышанного. Однако у Шерешевского не произошло этого преобразования. Его память осталась детской, и именно поэтому он не мог ничего забыть.

Как видно из примера, феноменальная память помогает людям в основной профессии, и даже может являться основой для нового вида деятельности. Но также есть и обратная сторона синестетических способностей. Многие люди считают, что видеть цвет звучащих нот, чувствовать вкус услышанной речи или прочитанных слов – это необыкновенное ощущение, к тому же постоянное. Однако синестетические связи в случае врожденной синестезии не меняются на протяжении всей жизни, а появляются они в раннем детстве (5-6 лет). То есть и в 5, и в 55 лет у человека неизменно возникает одна и та же реакция на один и тот же стимул! Рассмотрим пример: звуки пианино вызывают у синестета ощущение небесно-голубой дымки, и такую реакцию он переживал и будет переживать всегда. У обычного же человека звуки пианино могут каждый раз вызывать абсолютно новые ощущения. В случае врожденной синестезии человек привыкает к ощущению, которое другим кажется необычным, и оно для него не значит ничего экстраординарного. Для него это просто обычное, повседневное чувство.

Синестезия проявляется индивидуальным образом, у каждого синестета по-своему: у одних «приятные» стимулы сочетаются с «приятными» реакциями, у других –

«неприятные» с «неприятными», а у третьих – «приятные» стимулы сочетаются с «неприятными» реакциями и т.п.Например, стимул, который синестету очень нравится (яблоко), может вызывать у него как по-настоящему приятные ощущения (нежный зеленый цвет), так и неприятные (скрип двери), но более вероятно то, что это будет что-нибудь такое, к чему синестет более или менее равнодушен. То же самое можно сказать и о стимуле, который синестету не нравится. То есть в синестезии нет обязательного сочетания «приятного с приятным» и «неприятного с неприятным».Из данных примеров можно сделать вывод о том, что на самом деле жизнь синестетов не такая уж простая и легкая.

Кто и как изучает синестезию

Понятие «синестезия» известно всему миру. Данное явление изучают психологи и нейрофизиологи, множество специалистов в лингвистике, дизайне, литературоведении, а также огромное количество ученых других областей. Каждый выбирает свою перспективу и, применяя присущие его науке или направлению методики и способы, пытается понять результат синестезии. Например, ученые-психологи, как и при работе с другими явлениями познавательной активности человека, исследуют синестезию несколькими способами: психологическими и инструментальными. Они используют методы наблюдения, интервью, анкетирования, общие и индивидуально построенные тесты, главные из которых – это тесты на постоянство и последовательность.

Главная цель при исследовании синестезии – это поиск механизмов нервной системы человека, лежащих в основе синестетических особенностей восприятия. Для этого ученым необходимо для начала взять одну большую цель, а затем разделить ее на несколько задач и подзадач, ближайших к основной цели.

В настоящее время синестезию исследуют как бы «по крупицам», фрагментарно. Выбрав одно конкретное явление, ученый или группа ученых пытаются в нем разобраться подробнее: кто-то исследует характер внимания и памяти у синестета, кто-то изучает анатомию мозга, кто-то – возможную склонность синестетов к образности мышления…

На сегодняшний момент появились различные классификации и сопоставления, а также выяснились определенные закономерности. Например, известно, что у синестетов есть особенный характер внимания (как бы «досознательный») к тем явлениям, которые вызывают у них синестезию. А также считается, что у синестетов немного иная анатомия мозга. Известны следующие причины появления синестезии у человека:

  • генетический характер, в данном случаем имеется в виду передача по наследству;

  • появление вследствие болезни или травмы при аварии, а также какой-либо катастрофы;

  • вследствие принятия каких-либо галлюциногенных препаратов.

На сегодняшний день общей теории о синестезии (а именно научно доказанного и универсального представления о ней) еще нет. Однако существует ряд интересных фактов, замеченные и открытые учеными о синестетах.

Итак, как правило, большинство синестетов:

  • не особо сильны в математике, то есть не обладают математическим складом ума, но творческие личности;

  • являются левшами;

  • обладают своей собственной, уникальной цветовой палитрой;

  • часто очень рассеянные, и хуже, чем остальные люди, ориентируются в пространстве;

  • для большинства синестетов буква “О” белого цвета;

  • синестеты зачастую являются перфекционистами. Например, им довольно некомфортно, если на рабочем месте беспорядок. Синестет просто на просто не может сесть и начать спокойно работать, пока не воцарится нужный для него порядок.

Можно подметить, что и у многих людей, явно не обладающих синестетическими способностями и особенностями, также наблюдаются вышеперечисленные явления. Это внешние признаки, которые свойственны как синестетам, так и обычным людям. На различных этапах исследования в зарубежной нейронауке с 80-х годов 20 века выдвигались всевозможные версии объяснения тех или иных проявлений синестезии.

Одна из них заключалась в том, что у синестета в определенном участке головного мозга длинные отростки нервных клеток – аксоны, утрачивают слой миелиновой оболочки, которая защищает отростки от повреждений. Из-за истонченного слоя миелиновой «изоляции» нервные клетки начинают непреднамеренно обмениваться электрическими возбуждениями, импульсами, и тем самым вызывая фантомные ощущения, соединенные между собой образы цветов, запахов и т.д.

Следующее, наиболее популярное объяснение проявления синестезии (до сих пор сохраняющее свою силу) заключается в том, что в мозге у синестетов еще с самого раннего детства сохраняются определенные цепочки нейронов, способствующие связям между органами чувств. Предположительно, такие связи в полной мере развиты у младенцев, которые воспринимают окружающий мир словно хаотичную картинку, где цвета, звуки, прикосновения и «сигналы» других органов чувств перемешаны и слиты воедино.

Одним из критериев, определяющим наличие синестезии, является постоянство, то есть неизменность связи синестетической реакции и стимула. Рассмотрим следующий случай в качестве примера: если шорох осенних листьев вызывает у синестета ощущение запаха жареной картошки, то такую реакцию он переживал и будет переживать всегда, она останется неизменной.

Как уже упоминалось ранее, синестезия может быть и генетической или приобретённой (вследствие болезни, травмы и др.). Врождённая синестезия проявляется в пять-шесть лет и сохраняется в течение всей жизни человека. Приобретённая же синестезия может исчезнуть как временно, так и навсегда. Чаще всего, такое происходит в переходный, переломный период и, скорее всего, связано с глобальными изменениями функций организма, в частности нервной системы. Считается, что даже недолговременное исчезновение синестезии может вызвать очень долгий и интенсивный, сильный стресс. Также известно, что синестетические реакции могут несколько ослабевать и затухать с возрастом, а к глубокой старости и вовсе исчезнуть.

Синестезия – норма или патология?

Американская Медицинская Ассоциация и Американская Психиатрическая Ассоциация охарактеризовывают синестезию как нейтральное состояние без каких-либо признаков, указывающих на патологию. Сопутствующая, или как ее еще называют, посттравматическая синестезия может в качестве одного из симптомов сопровождать определенное расстройство, такое как опухоль, инсульт, пулевое ранение в голову и т.д., но и в таком случае медикаментозного вмешательства требует не синестезия как таковая, а только вызвавшая её травма.

Таким образом, синестезия может быть симптомом неврологического расстройства, но сама по себе она не является патологией. Известно, что время от времени любой обычный человек может испытывать нечто похожее на синестезию: кратковременное, мимолетное переживание, при котором захвативший наше внимание образ или явление вызывает у нас новое, необъяснимое переживание. Например: после просмотра грустного и мрачного кинофильма можно действительно ощущать гнетущее физическое состояние, а после просмотра комедий – легкость и некую раскованность. Все дело в том, что, скорее всего, смысл фильма оказался для нас настолько значимым, что вызвал бурную эмоциональную реакцию и буквально захватил нас физически, как говорится, «захлестнул» наши чувства и эмоции. Вероятнее всего, именно это переживают люди творческого склада при погружении в вопросы о смысле той или иной ситуации и, будучи вовлеченными в неё буквально всем своим существом, переживают её настолько эмоционально, что это вызывает в них новые ощущения, для которых они подбирают оригинальный, необычный и уникальный образ. Каким будет этот образ: зрительным, телесным, слуховым и т.д., какую сферу ощущений заполнит это чувство зависит в равной степени как от особенностей, предпочтений самого поэта или художника, так и от принятых в его культурной среде способов переживания и выражения: запахи утра – мелодия (звуковой образ), признание в любви – танец (телесный), звуки музыки – цвет (зрительный).

Следует помнить о том,что врожденная синестезия – термин условный, который должен восприниматься как ориентир.Хотя гены и могут быть определенным влияющим фактором, другими немаловажными факторами могут оказаться культурная среда, особенности воспитания, способы общения, характер питания, присущие данному обществу. Некоторые генетические исследования, направленные на выявление факторов наследственности синестезии, уже принесли и приносят утвердительные ответы на вопросы о наличии таких связей. Кроме того, нельзя забывать о том, что наследование генов от родителей не всегда ведет к их автоматическому проявлению. Данный факт отчасти объясняет почему родители синестетов сами не являются синестетами и, наоборот, почему дети синестетов могут не наследовать синестезию. Считается, что, так называемый, «ген синестезии» может «дремать» в организме человека до какого-либо определённого момента, а затем под влиянием благоприятных (или же неблагоприятных факторов) начинает активно себя проявлять, хотя он может и не проявить себя вовсе. Таковым является механизм очень многих уже изученных болезней, в основе которых лежит генетическая наследственность. Таким образом, вывод о существовании так называемых «генов синестезии» пока еще нельзя считать окончательным и полностью доказанным. Вопрос о генетической предопределенности синестезии остаётся открытым для обсуждений.

Психотропную и посттравматическую синестезию нельзя ставить в один ряд с синестезией врожденного характера. Для этого есть ряд оснований. Во-первых, у непроизвольной врожденной синестезии связь между стимулами и сопровождающими их синестетическими реакциями неизменна. При принятии наркотических веществ подобные связи обычно проявляются по-разному от приема к приему и могут меняться даже во время одного употребления. Во-вторых, следует учитывать качественное различие между врожденным и психотропным видами проявления синестезии. Если врожденный синестет прожил 30 лет своей жизни и каждый день неизменно испытывал синестетические реакции, то стоит ожидать того, что они будут качественно отличаться от синестетических реакций 25-летнего не синестета, в первый раз пробующего ЛСД. Врожденный синестет своё ощущение новизны и необыкновенности оставил далеко в прошлом, если эти ощущения у него вообще когда-нибудь были. Не стоит забывать, что синестезия для синестета – это неотъемлемая и естественная часть восприятия мира, и большая часть синестетических реакций успела стать для него обыкновенной и привычной, а чаще – была таковой всегда. В случае же с сопутствующей посттравматической синестезией всё ещё проще. Стоит лишь устранитьопределенное расстройство такое, как опухоль, инсульт, пулевое ранение в голову – и синестетические ощущения тут же исчезнут. В таком случае медикаментозного вмешательства требует не синестезия, а только вызвавшая её травма.

Заблуждения о синестезии

Синестезия, как явление, которое является ещё не изученным полностью, обрастает большим количеством слухов и домыслов. Один из них звучит примерно так: «Все синестетики – талантливые люди». Так ли это на самом деле? Вся суть в том, что в мире существует более семидесяти разновидностей синестезии, а самые распространенные из них – «пространственные последовательности» и «олицетворения символов». По одним из последних данных, врожденной синестезией (по крайней мере одной из её разновидностей) обладают около 4,4% населения земного шара, т.е. приблизительно один из 23 человек на планете, что является слишком большой долей для «одаренности». Естественно, что внимание к себе всегда привлекают такие одаренные синестеты, как Ричард Фейнман, Оливье Мессиан и Владимир Набоков. Вероятно, что все эти люди могли стать талантливыми и без синестетических способностей, хотя, возможно, эти способности в какой-то мере помогают более глубоко и полно раскрыться их великому таланту.

Рассмотрим такой пример: если бы синестезия действительно была «даром», помогающим проникать в истинную сущность вещей, то, вероятно, все синестеты видели бы одно и то же в ответ на одинаковые стимулы (или практически одно и то же). Все они согласились бы с тем, что цвет звука саксофона – ярко-неоново-фиолетовый или что цифра "3" – красная. Однако это далеко не так. Известно, что синестетические ощущения каждого глубоко индивидуальны, и вряд ли удастся найти хотя бы двух синестетов, у которых совпадают цвета хотя бы 3 букв из алфавита или же двух дней недели.

Заключение. В ходе анализа источников литературы, посвященным явлению синестезии, удалось выяснить, что синестезические ощущения индивидуальны, отличаются качественно и количественно, нет чёткой классификации соощущений. Известны некоторые механизмы появления синестезии у людей, а так же существуют способы её определения.

Просмотров работы: 924