Актуальность информационных систем, например, системы дистанционного банковского обслуживания (СДБО) растет, позволяя снижать операционные затраты и переводить взаимодействие с клиентом в электронные каналы.
Рассмотрим процесс кредитования. Его условно можно разделить на такие этапы, как:
выбор кредитного продукта;
рассмотрение заявок;
документооборот;
обслуживание долга;
анализ.
На первом этапе «Выбор кредитного продукта» потребителю предоставляется максимально полная и доступно изложенная информация о кредитном продукте. Для того чтобы снизит количество времени на обслуживание клиента непосредственно в офисе банка, используются такие информационные технологии, как Internet-приложения, web-сервисы, например, официальные сайты банка, различные калькуляторы кредитов и другие.
На следующем этапе «Рассмотрение заявки» происходит оформление клиентской заявки. Заявки могут быть оформлены как в бумажном виде, непосредственно в офисе банка, так и на сайте банка. После чего банк оценивает кредитоспособность клиента, его финансовое состояние. На этом этапе в основном применяются базы данных, системы анализа данных и принятия решений, CRM-системы и прочее.
Скоринг выступает одним из главных инструментов в процессе принятия решения о кредитовании заемщика. Скоринг – это метод оценки кредитоспособности человека с помощью рейтинговой оценки, учитывающий влияние различных параметров, например, возраст, стаж работы, брак, пол, наличие детей и других, на наличие платежеспособности клиента. Для того чтобы реализовать данный анализ используются разные инструменты, такие как таблицы Exel, нейронные сети и генетические алгоритмы и многие другие.
Что касается третьего этапа «Документооборот». В банках существуют системы электронного документооборота (СЭДО), позволяющие автоматически составить текст кредитного договора или же сократить время на обработку документов и обслуживания клиентов. Одним из главных недостатков СЭДО обусловленным законодательством и стандартами Российской Федерации, является неотъемлемость СЭДО от бумажного документооборота.
На этапе «обслуживание долга» используются web-сервисы такие, как интернет банк, а также специализированным программным обеспечением по мониторингу за выдачей, погашению, начислению процентов и составлению отчетности.
Последний этап, этап анализа информации должен сопровождать весь процесс кредитования. Этот процесс предполагает сбор и анализ данных, на основе которых происходит оптимизация кредитных продуктов, совершенствуется стратегия взысканий просроченных задолженностей и прочее.
Итак, были рассмотрены этапы процесса кредитования в коммерческом банке и применяемы информационные технологии. На основе изложенной выше информации, можно сделать вывод, что в условиях кризиса, падения платежеспособности населения банки при помощи оптимизации в сфере информационных технологий сокращает расходы. Информационные технологии все больше проникают в бизнес процессы банковских операций.