Большинство исследователей (Е.И. Негневицкая, И.Л. Шолпо и др.) рассматривают дошкольный и младший школьный возраст как наиболее благоприятный и в физиологическом, и в психологическом плане для начала систематического изучения иностранных языков.
Как в отечественной (Л.С. Выготский, С.И. Рубинштейн, так и в зарубежной психологии (В. Пенфильд, Р. Робертс) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными авторами неодинаково: В. Пенфильд и Р. Робертс определяют его с 4 до 8 лет, Элиот – с 1,5 до 7 лет. Физиологи считают, что «существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет – это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом».
Оптимальным возрастом для начала занятий З.Я. Футерман и И.Л. Шолпо считают пятилетний; к такому же выводу приходит на основе своего практического опыта и Е.И. Негневицкая.
Большинство исследователей сходится во мнении, что специальные занятия иностранным языком можно проводить с детьми 3 – 10 лет, до 3 – бессмысленно, после 10 – бесполезно надеяться на положительный результат, который возможен лишь для тех, кто обладает коммуникативными и лингвистическими особенностями выше среднего уровня. Лучше всего изучать иностранный язык в 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится сознательно. Именно в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому «кодировать» свои мысли, нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Если методическая система построена достаточно грамотно с лингводидактической и психолингвистической точки зрения, то успех в овладении предлагаемым ограниченным языковым материалом и создание необходимых предпосылок для дальнейшего усвоения любого иностранного языка обеспечен практически всем детям.
Раннее обучение иностранному языку выдвигает следующие задачи:
1. Формирование и развитие иноязычных фонетических навыков;
2. Развитие навыков аудирования;
3. Развитие навыков говорения;
4. Формирование и пополнение лексического запаса.
Положительная роль раннего обучения иностранным языкам заключается в следующем:
способствует самоидентификации личности ребенка в значительной степени;
создает предпосылки для формирования интереса к другим, не менее ценным культурам и языкам;
обучение иностранному языку дошкольников способствует развитию психических процессов, необходимых для формирования языковых способностей и коммуникативных умений детей:
произвольности поведения,
устойчивости внимания, памяти, мышления.
В связи с чем совершенствуются все стороны родной речи, что обеспечивает:
расширение словарного запаса,
совершенствование речевого слуха,
развитие диалогической и связной монологической речи ребенка.
Происходит социализация личности ребенка:
через общение со взрослыми, которая направлена на достижение взаимопонимания,
через получение от взрослого свойств и качеств собственной личности,
через умение взаимодействовать со сверстниками.
Раннее обучение иностранному языку способствует развитию эмоционально-волевых качеств ребенка:
умений преодолевать препятствия при достижении цели на основе созданного у ребенка интереса к достижению к этой цели;
умений правильно оценивать результаты своих достижений;
развитие творческих способностей детей;
развитие их фантазии;
развитие эмоциональной отзывчивости на иноязычную речь.
Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным еще и потому, что детей дошкольного и младшего школьного возраста отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих этапах, запоминание языкового материала; естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке.
Также важно отметить, что очень важна правильная организация обучения иностранному языку. Оптимально организованная деятельность в детском возрасте (игровая, изобразительная, конструктивная, трудовая, а также связанная с выполнением режимных моментов) может и должна быть использована при формировании у детей навыков иноязычной речи.
Таким образом, значительное положительное воздействие организованного раннего иноязычного обучения на интеллектуальное развитие детей проявляется в достижении успехов в обучении, в том числе и при овладении родным языком, что в свою очередь обуславливается активизацией основных познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; в более высоком уровне сформированности креативного мышления. Не менее важным является приобщение детей средствами языка к иноязычной культуре и осознание ими родной культуры, воспитание интеркультурного видения ребенка; воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности (адекватная самооценка и ранняя социализация дошкольника); формирование интереса и мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка в контексте непрерывного обучения и дальнейшего включения ребенка в учебную деятельность.
Список литературы:
Леонтьев, А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком / А. А. Леонтьев // Дошкольное воспитание. - 1998. - №5.- С. 24-29.
Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник научно-методических статей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 174 с.
Рубинштейн, С. П. Основы общей психологии / С. П. Рубинштейн. - СПб: ПитерКом, 2013. – 688 с.