ПУТИ КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПУТИ КОРРЕКЦИИ РАССТРОЙСТВ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА У ДЕТЕЙ

Ирхина И.Е. 1, Османова Г.Ш. 1, Хорева О.В. 1
1ФГБОУ ВО "Северный государственный медицинский университет" (г. Архангельск) Министерства здравоохранения РФ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аутизм, или первазивные нарушения развития, представляет серьезную медицинскую и социальную проблему. В настоящее время не существует радикальных средств его лечения, тогда как само заболевание по существу пожизненно разрушает условия социального проживания пациентов, что выражается в нарушении таких человеческих функций, как речь, социальное взаимодействие и социальное сознание. Этиология этого заболевания, вероятнее всего, многофакторная, в которой могут быть задействованы аутоиммунные, генетические, нейроанатомические механизмы [6,7].

Как показывают эпидемиологические исследования, распространенность аутизма значительно выросла за последние 20 лет [4,5,6]. К сожалению, пока эффективных методов лечения аутизма не найдено, основным методом коррекции является интенсивная поведенческая терапия, которую рекомендуется проводить до 20 или более часов в неделю, чтобы добиться относительно положительных результатов [4].

Можно вы­делить следующие характерные аспекты медицинского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях образовательного учреждения: возможность наблюдения врача за ребенком непосредственно на занятии для отслежива­ния динамики состояния и эффективности вмешательства, целью которого является повышение работоспособности ребенка и продуктивности учебного процесса; регулярный контакт с родителями; регулярный контакт с педагогами, что существенно повышает объективность оценки; совместное обсужде­ние проблем ребенка и его лечения в триаде родитель - врач - педагог.

Диагноз РАС не должен автоматиче­ски вести к назначению медикаментозного лечения, но должен автоматически запу­скать процесс интенсивной педагогической коррекции. Значительная часть детей с РАС (порядка 50%) может обучаться без ме­дикаментозной поддержки при условии интенсивности и эффективности педагоги­ческого воздействия. Состояние определенной части детей с РАС (около 10-15%) на момент первичной врачебной консультации таково, что заня­тия без предварительной медикаментозной коррекции невозможны. В остальных 35 - 40% случаев медикаментозная поддержка ведет к повышению эффективности заня­тий, облегчает и ускоряет приобретение ре­бенком необходимых навыков. Несомненными показаниями к меди­каментозному вмешательству являются: не­целенаправленное психомоторное возбуж­дение с импульсивностью и негативизмом; выраженная дезорганизация поведения обычно в сочетании с грубым нарушени­ем или невозможностью контакта; стойкая агрессия и аутоагрессия, не связанные с си­туацией и/или не поддающиеся коррекции поведенческими методами; брутальность и разрушительность в поведении. Квалифи­цированная клиническая оценка психиче­ского состояния должна исключать смеше­ние таких понятий как «гиперактивность» и «возбуждение», «дефицит внимания» и «психическая дезорганизация». Среди используемых препаратов чаще всего наиболее предпочтительны нейро­лептики с дозозависимым стимулирующим действием: перфеназин, трифлуоперазин, сульпирид. Атипичные нейролептики ри­сперидон и арипипразол также использу­ются, но не всегда удобны вследствие боль­шого процента метаболических побочных эффектов и наблюдаемого у части детей выраженного синдрома отмены. Нейролеп­тики - седатики: хлорпромазин, промазин, хлорпротиксен, перициазин бывают необ­ходимы в ряде случаев, но применение их нередко осложняется особенностями про­явлений их побочного действия у невер­бальных детей раннего возраста. Ноотропы и ингибиторы холинэстеразы применя­ются после ЭЭГ-исследования, обычно в комбинации с нейролептиками. Противо­судорожные препараты используются и для прямого антиэпилептического, и для нормотимического действия. Фармакоте­рапия приводит к улучшению психическо­го состояния в 65% случаев, что отражает снижение баллов CARS по шкалам 1 (отно­шение к людям), 3 (эмоциональное реаги­рование), 4 (пользование телом), 6 (адапта­ция к переменам) и 10 (страх и тревога) [9].

Для подбора эффективной схемы ле­чения необходимы тесное сотрудничество и взаимное доверие между родителями и врачом. К сожалению, именно данный пункт представляет наибольшую проблему. В этой связи особенно важна психотерапевтическая компетентность врачей-психиатров, умею­щих работать с тяжелой психической трав­мой, каковой является для родителей диагноз «аутизм» у ребенка. Психотерапевтическая поддержка семьи в случае диагноза «аутизм» у ребенка не может быть недооценена и по важности не уступает, а часто и превосходит, эффек­тивность медикаментозного вмешательства. Своевременное информирование о методах коррекции, обучение родителей этим мето­дам с учетом их образовательного уровня, интеллектуальных и эмоциональных ресур­сов - вот краткий перечень минимальной психотерапевтической помощи, оказывае­мой родителям детей с РАС [1,2].

Список литературы:

  1. Бородина Л.Г. Рекомендации родителям при предположении у ребенка расстройства аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 13. № 4. С. 39—43.

  2. Бородина Л.Г., Письменная Н.В. Медицинские аспекты сопровождения детей с расстройствами аутистического // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 3. С. 3—8. doi: 10.17759/autdd.2017150301

  3. Касаткин В.Н., Шапошникова А.Ф., Письменная Н.В., Бородина Л.Г., Сударикова М.А. Опыт применения стандартизированных диагностических оценочных шкал в комплексной программе лечебно-коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра / Детский аутизм: исследования и практика. / Под ред. В.Н. Касаткина. М.: Изд-во ЦПМССДиП, 2008. С. 26—58.

  4. Bent S., Hendren R.L. Complementary and Alternative Treatments for Autism Part 1: Evidence-Supported Treatments // AMA Journal of Ethics 2015; 17 (4): 369–374.

  5. Berger G., Dell’Olio M., Amminger P. et al. Neuroprotection in emerging psychotic disorders // Early Intervention in Psychiatry 2007; 1: 114–127 doi:10.1111/j.1751-7893.2007.00021.x.

  6. Chez M.G., Burton Q., Dowling T., et al. Memantine as adjunctive therapy in children diagnosed with autistic spectrum disorders: an observation of initial clinical response and maintenance tolerability // J Child Neurol.2007; 22 (5): 574–9.

  7. Wei H., Dobkin C., Sheikh A.M., et al. The Therapeutic Effect of Memantine in Autism //May 2012. Volume 7, Issue 5. P. 1-9. e36981.

Просмотров работы: 458