О ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА И ЕЁ ОСОБЕННОСТЯХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

О ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВА И ЕЁ ОСОБЕННОСТЯХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Денежно-кредитная (монетарная) политика государства представляет собой одно из направлений экономической политики государства, основанное на регулировании экономики посредством изменения предложения денег и процентной ставки. Формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования – это одно из необходимых условий эффективного развития экономики.

Роль денег в экономике: концептуальные подходы.

Классическая теория.Данная теория связывает между собой денеж­ный и товарный рынки и устанавливает прямую связь между рос­том денежной массы в обращении и ростом цен на товары. Все колебания уровня экономической активности сопровождаются изменениями в предложении денег.

По мнению представителей (И. Фишер, А. Маршалл, А.С. Пигу) классической теории, денежная масса в экономике должна быть равна количеству денег, необходимому для покупки всех произведенных в экономике благ за определенный период времени, и, что рыночная экономика является саморегулирующейся системой, для которой совсем необязателен постоянный контроль со стороны государства. Формализация зависимости между массой денег и уровнем цен на товары была проведена Ирвингом Фишером в начале ХХ века. Данный подход называют трансакционным. Фишер считал, что количество денег, необходимое для обращения в экономике, определяется массой и ценой реализуемых благ, так как деньги выполняют функцию средства обращения. Теория базируется на макроэкономическом уравнении обмена:1

Mv=pT,

где M – количество денег в обращении;

v – скорость обраще­ния денег;

p – средняя цена сделки;

T – количество сделок купли-продажи, совершающихся в экономике в данном промежутке времени.

Но величина совершённых сделок за год значительно больше номинального ВНП, так как не включает в свой состав сделки с ценными бумагами и трансфертные платежи. Если считать, что каждая сделка связана только с куплей-продажей товара, то данное уравнение примет вид:

MV = PQ,

где M – количество денег в обращении;

V – скорость обраще­ния денег;

Р – средневзвешенный уровень цен;

Q – количество всех товаров и услуг.

Левая часть уравнения (денежная) показывает количество денег, уплаченных при покупке товаров и услуг, что отражает предложение денег.

Правая часть уравнения (товарная) показывает объем реали­зованных на рынке товаров, его ценовая оценка задаёт спрос на деньги.

Исходя из этого, данная формула характеризует равновесие не только товарного, но и денежного рынков.

Они равны друг другу только при равновесном уровне цен. За счет изменений уровня цен устанавливается соответствие между денежной массой и количеством товара.

Классическая теория предполагала, что реальный ВНП относительно постоянен, в теоретическом представлении экономика характеризуется состоянием полной занятости и стремлением к своему естественному объему производства. Скорость обращения денег экономисты тоже считали неизменной, задаваемой количеством ежегодных заработных выплат рабочим. В таком случае уровень цен попадает в жесткую зависимость от массы денег в обращении. Таким образом, если Центральный Банк увеличит количество денег в результате эмиссии, то равновесие может быть восстановлено только соответствующим повышением уровня цен.

Таким образом, регулируя количество денег в обращении и не допуская его заметного изменения (и тем самым не провоцируя ускорения скорости обращения), возможно довольно точно спрогнозировать рост номинального национального продукта в будущем, который увеличивается, соответственно, изменению денежной массы.

Стоит отметить, что уравнение Фишера имело ряд недостатков: преувеличение влияния денег на цены товаров; он считал денежную массу независимой переменной, тогда как в действительности имеет место взаимодействие. При монополистическом ценообразовании рост товарных цен нередко является причиной увеличения денежного оборота. Также ещё одним недостатком является то, что уравнение не учитывает товары на складах и функцию денег как средства накопления.

Позже А. Маршалл и А. Пигу, стремясь преодолеть недостатки уравнения Фишера, вывели Кембриджское уравнение:

M=kPQ,2

где M – масса денег в обращении;

k – коэффициент предпочтения ликвидности;

P – уровень цен на товары и услуги;

Q – реальный доход общества за определенный период времени. Пропорциональная зависимость уровня цен от количества денег в обращении по-прежнему остается главной. Но, в отличие от теории И.Фишера, эта зависимость линейна, а не прямопропорциональна.

Данная формула также характеризует условие равновесия спроса на деньги и их предложения. Левая часть формулы показывает предложение денег, которое задается центральным банком. А правая часть отражает спрос на деньги, определяющийся общим номинальным доходом населения. Представители неоклассической школы рассматривают деньги не только как средство обмена, но и как средство сохранения ценности. Из-за этого они сделали предположение, что спрос на деньги зависит также и от размера сбережений и богатства. Коэффициент ликвидности показывает, какую часть совокупного номинального дохода население предпочитает хранить в ликвидной форме.

Авторы Кембриджского уравнения считали, что при проведении экономической политики необходимо учитывать не только действия правительства и центрального банка по эмиссии денег, но и решения населения и предпринимателей по хранению денег в виде кассовых остатков. Поэтому кембриджский вариант более рационален и практичен, чем трансакционный.

Классики главными факторами влияния на банковскую систему считали цены и номинальный доход. Они говорили о существовании механизма, с помощью которого рост деловой активности подталкивает банки к сокращению свой кассовых резервов по отношению к депозитам, так как рост деловой активности обычно приводит к расширению банковского кредитования и депозитов, а снижение этой активности — к противоположному результату. Данная связь между состоянием экономики и денежной массой означала, что банковская система способствует увеличению колебаний экономической активности.

Рисунок 1. Классическая модель рынка денег и рост предложения денег и общего уровня цен3

Так как коэффициент предпочтения ликвидности и скорость обращения постоянны, то возникший при эмиссии денежный излишек экономические субъекты обратят в увеличение спроса на товары и услуги. И в условиях полной занятости его увеличение при неизменной величине совокупного предложения приведет только к росту цен и никак не повлияет на относительные цены (меновые пропорции при обмене товаров). Отсюда вытекают классическая дихотомия и принцип нейтральности денег. Еще раз подтверждается утверждение о невмешательстве государства в экономические процессы.

По мнению неоклассиков, полностью ожидаемая монетарная политика не оказывает никакого влияния на реальный выпуск, а приводит лишь к изменению уровня цен. Только неожиданные мероприятия денежно-кредитной политики могут повлиять на совокупный выпуск (это свойственно только краткосрочному периоду)

Монетаристская теория. Сторонники этой теории тоже выступали противниками активного вмешательства государства в экономику. Они утверждали, что государственные мероприятия по стимулированию спроса порождают новые кризисы, поэтому государственное вмешательство должно ограничиться регулированием денежной массы. М. Фридмен в монетаристской модели рассматривал дискреционную и недискреционную денежно-кредитную политику.

Дискреционная кредитно-денежная политика – проводимое по решению центрального банка изменение предложения денег для достижения макроэкономического равновесия на уровне полной занятости ресурсов и устранения последствий циклических колебаний.

При проведении Центральным банком стимулирующей политики увеличение предложения денег приведет к возникновению избыточного количества денег. Этот процесс будет сопровождаться эффектом богатства и эффектом замещения.

Рост предложения денег порождает увеличение совокупного спроса за счет увеличения инвестиционного спроса. В это время на рынке благ из-за образовавшегося дефицита начинают расти цены товаров и услуг, вызывая повышение общего уровня цен. Фактический уровень цен будет превышать ожидаемый, фирмы начнут повышать спрос на рабочую силу и увеличивать номинальную заработную плату. А наемные работники, приняв повышение номинальной заработной платы за рост реальной заработной платы, увеличат предложение труда. Выпуск будет расти, а увеличившийся спрос на товары и услуги – сокращаться. Этот механизм схематично изображен на Рис. 2.

Рисунок 2. Передаточный механизм денежного импульса.

Изменения совокупного спроса прямо определяются изменением предложения денег, а совокупного предложения – опосредованно.

Результатом стимулирующей денежно-кредитной политики является увеличение объема производства, совокупного дохода и занятости. Но монетарная политика воздействует на величины выпуска только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном рост уровня цен из-за инфляции издержек, а затем инфляции спроса приведет к восстановлению равновесия на уровне полной занятости ресурсов, но при более высоком уровне цен.

Монетаристы обращают внимание на существование временных лагов. Это периоды времени (2 месяца – 2 года) между принятием каких-либо экономических решений и изменением реальной ситуации в экономике. Это тот отрезок времени, когда экономические субъекты отреагируют на действия государственных органов.

Выделяют несколько видов временных лагов:

  1. Лаг наблюдения – время, необходимое для осознания фактов и последствий неблагоприятной экономической ситуации.

  2. Лаг принятия решений – период между обнаружением тревожных экономических процессов и принятием решений.

  3. Лаг воздействия – время, требуемое для того, чтобы действие экономического субъекта оказало влияние на макроэкономические параметры.

Существующая теория переменного лага утверждает, что продолжительность временных лагов между денежными шоками и реальным циклом непредсказуемы, так как их длительность зависит от огромного количества случайных факторов. Поэтому дискреционная денежно-кредитная политика не может гарантировать полную занятость и отсутствие инфляции. И поэтому она должна проводиться как можно реже, так как может отрицательно сказаться на экономике в виде колебаний совокупного дохода и занятости.

Таким образом, стимулирующая монетарная политика в долгосрочном периоде порождает затянувшуюся нестабильность.

Главной задачей недискреционной политики является предотвращение колебаний совокупного выпуска и занятости. Монетаристы уверены, что денежно-кредитную политику не нужно связывать с фазами экономического цикла, и рост денежной массы допускается только в долгосрочном периоде в соответствии с монетарным правилом. С целью поддержания экономического роста в экономике государства необходимо каждый год увеличивать количество денег, находящееся в обращении, на величину среднегодового темпа прироста ВВП, рассчитанного за длительный период времени.

Сформулированное Фридменом монетарное правило выглядит следующим образом:

ΔM = ΔY+ΔP

где ΔM – среднегодовой темп прироста денег, рассчитанный за длительный период времени.

ΔY – среднегодовой темп прироста ВВП, рассчитанный за длительный период времени.

ΔР – среднегодовой темп прироста ожидаемой инфляции

Правило гласит, что для поддержания устойчивого экономического роста при полной занятости и стабильных ценах долгосрочный темп роста денежной массы должен совпадать с долгосрочным темпом роста потенциального выпуска.4

При увеличении предложения денег выше указанных параметров будет происходить «раскручивание» инфляции. Так, монетаристы обосновывают вывод о том, что инфляция является результатом непродуманной политики государства. Если же темп увеличения денежного предложения будет меньше 3% в год, то это приведет к замедлению темпов прироста реального ВВП, или может наблюдаться отрицательный прирост.

По мнению монетаристов, для борьбы с инфляцией необходимо, чтобы денежная единица была устойчиво дорогой, что тем самым воспрепятствует расширению спекулятивного спроса и сделает эффективными сбережения. При этом государство должно придерживаться постоянного темпа прироста денежной массы в обозначенных параметрах. Предприниматели, зная, что процентная ставка будет стабильна в долгосрочном периоде, и будучи уверены, что всегда найдут на денежном рынке необходимый им объем денежных средств, смогут более точно рассчитывать свои доходы от инвестиционных проектов. Поэтому более высокая цена денег не будет их отвлекать от действий в пользу реализации инвестиционных вложений и позволит обеспечить экономический рост.

Кейнсианская теория. Дж. Кейнс обосновал в своей концепции необходимость государственного вмешательства в экономические процессы. Он утверждал, что экономика может долго находиться в состоянии низкого выпуска и постоянной безработицы. Причина данного явления в недостаточном совокупном спросе и, по его мнению, именно благодаря монетарной и фискальной политике возможно воздействовать на экономическую активность субъектов экономики.

Функция спроса выглядит как функция двух переменных: реального дохода и ставки процента. И совокупный спрос состоит из нескольких элементов: трансакционный спрос или спрос на деньги для совершения покупок в период между получением дохода; спрос на деньги по мотиву предосторожности (на случай незапланированных затрат) и спекулятивный спрос или спрос на деньги в качестве имущества.5

А предложение денег задается Центральным банком и является постоянным в краткосрочном периоде.

Кейнсианская теория отдает активную роль ставке процента в стимулировании инвестиционной и предпринимательской деятельности.6 Кейнс предлагал в период экономического спада использовать «политику дешевых денег» путем понижения учетной процентной ставки для увеличения инвестиционного спроса. А в период экономического подъема он считал необходимым использовать «политику дорогих денег», повышая учетную ставку процента для сокращение инвестиционного спроса, чтобы не допускать перегрева экономики и высокой инфляции.

Рисунок 3. Стимулирующая денежно-кредитная политика.

Рисунок 4. Стабилизация процентной ставки при внезапном росте спроса на деньги.

Таким образом, согласно кейнсианской теории, денежно – кредитное регулирование должно осуществляться согласно тем или иным фазам экономического цикла и быстро реагировать на состояние национальной экономики. Несмотря на то, что кейнсианцы рассматривают возможность влияния процентной ставки на размеры инвестиций и на реальный ВВП, они при этом допускают возможность возникновения ликвидной ловушки. Её смысл заключается в том, что в условиях увеличения параметров денежного предложения (то есть при больших масштабах предлагаемых ликвидных средств) и, следовательно, при понижении ставки процента, у инвесторов все равно не возникает желание расширять спрос на деньги. Такая ситуация возникает тогда, когда у них отсутствует ожидание в прибыли.

В таком случае рвется причинно-следственная связь между понижением процентной ставки и увеличением денежного предложения, а также расширением инвестиционной деятельности, деловой активности и масштабами ВВП. Исходя из этого, кейнсианская концепция рекомендует в случае необходимости проведения дискреционной денежно-кредитной политики использовать инструменты фискальной политики, а не монетарной, оставляя последней задачу стабилизации ставки процента.

Таким образом, мы подробно рассмотрели несколько концепций денежно-кредитного регулирования. Выбор концепции и ее применение может привести к различным экономическим последствиям в зависимости от экономической обстановки в государстве на каждый конкретный период времени. Именно от этого выбора зависит рациональность денежно-кредитного регулирования и его эффективность.

Основные и промежуточные цели денежно-кредитной политики. Механизм влияния денежно-кредитной политики на состояние экономики является достаточно сложным. Поэтому центральный банк в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики руководствуется сразу несколькими целями.

Классификация целей денежно-кредитной политики.

  1. В зависимости от границ действия:

а) Внешние (стабильность валютного курса);

б) Внутренние (стабильность национальной денежной единицы).

2. В зависимости от времени действия:

а) Конечные (основные);

б) Промежуточные;

в) Тактические.

Остановимся на второй классификации подробнее и на примере нескольких государств рассмотрим первичные цели их денежно-кредитной политики (см. Приложение 1).

Как видим из таблицы, конечные или основные цели денежно-кредитной политики сводятся к:

  • стабилизации уровня цен (темп инфляции);

  • достижению высокого уровня занятости (темп безработицы);

  • соразмерному и стабильному экономическому росту (темп ВВП);

  • внешнеэкономической стабильности (равновесный платежный баланс).

Для достижения первичных целей перед денежно-кредитным регулированием ставится определенный набор промежуточных целей, подконтрольных действиям правомочных органов. Для этого центральный банк определяет показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю.

Необходимость использования промежуточных целей в реализации денежно-кредитной политики обуславливается следующими причинами:

  1. Сложность в количественном и качественном отображении взаимосвязи экономических и монетарных переменных;

  2. Наличие временного промежутка между принимаемыми мерами в денежном обращении и реакцией экономики (временной лаг);

  3. Отсутствие достоверной и точной информации о состоянии экономики у органов, осуществляющих денежно-кредитное регулирование.

К промежуточным целям относятся объем денежной массы, ставка процента, валютный курс, показатели структуры денежной массы: M0, М1, М2, М3.

Выбор промежуточной цели чаще всего определяется степенью либерализации экономики, т.е. степенью независимости центрального банка, его функциями и задачами.

Промежуточные цели денежно-кредитной политики тесно связаны между собой. Например, если в разработке мероприятий денежно-кредитной политики центральный банк должен будет принять устанавливаемый рынком курс национальной валюты, то в условиях свободно конвертируемой валюты он стремится к фиксации процентной ставки на определенном уровне.

Денежно-кредитная политика может контролировать или денежную массу, или ставку процента, или частично и то и другое. Однако обе переменные денежного рынка монетарная политика контролировать не в состоянии. Именно тактическая цель определяет выбор параметра, который будет находиться под контролем. Если предложение денег неэластично, значит при изменениях в спросе будет меняться ставка процента. Если Центральный банк установил постоянную процентную ставку, значит изменение спроса повлечет изменение количества денег в обращении. Возможен вариант, когда будет меняться как ставка процента, так и количество денег в обращении.

Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики. В мировой практике монетарная политика всегда является одним из самых важных инструментов регулирования государством экономической сферы. Денежно-кредитное регулирование осуществляется с помощью определенных методов (рефинансирование, официальная процентная ставка, валютные инвестиции центральных банков). Методы осуществления денежно-кредитной политики по своему характеру бывают прямого и косвенного воздействия. Их классификация представлена на Рис. 5.

Рисунок 5. Классификация методов денежно-кредитной политики.

К прямым методам относятся какие-либо регламенты, прямые количественные ограничения, запреты и предписания, исходящие от центрального банка. Они направлены на установление прямого контроля над процентными ставками и объемами ресурсов коммерческих банков.

Обычно административные методы широко применяются в условиях плановой экономики в форме фиксированных процентных ставок и лимитов кредитования. Но эти методы используются и в рыночной экономике. Например: запреты на отдельные операции, выполняемые банками, установление пределов комиссионного вознаграждения, лимитов рефинансирования. Прямые методы в области валютного регулирования очень разнообразны: лицензирование валютных операций, установление центральным банком специальных показателей (лимитов, норм, ограничений, связанных с движением капитала, таких как: процентные и кредитные ограничения, валютные лимиты, а также портфельные ограничения).7

Процентные ограничения – это жесткое регулирование процентных ставок центральным банком в условиях перехода к рынку, когда не в полной мере работает механизм изменения ставки рефинансирования. Центральный банк в этих условиях устанавливает максимальную границу процентных ставок по кредитным операциям и минимальную ставку ставок по депозитам коммерческих банков.

Кредитные ограничения в рыночных условиях сводятся к проведению центральными банками выборочной политики к различным банкам. Механизм регулирования реализуется для поддержки определенной группы банков, которые занимаются кредитованием приоритетных отраслей экономики.

Проведение центральным банком политики, которая обязывает банки инвестировать в государственные облигации определенную долю своих ресурсов носит название портфельных ограничений. Как мы знаем из истории данный инструмент довольно часто применялся в странах с административной экономикой.

Таргетирование – инструмент регулирования денежно-кредитной сферы, который представляет собой установление центральным банком целевых ориентиров, параметров денежно-кредитной сферы, то есть верхних и нижних границ изменения денежной массы, уровня процентной ставки, инфляции и валютного курса.

Следует отметить, что обязательность административных методов для коммерческих банков является их важной отличительной чертой. Необходимо учитывать, что со временем прямые методы воздействия на коммерческие банки и другие субъекты рынка в случае «неблагоприятного» влияния их на экономическую деятельность могут вызвать отток финансов в «теневую экономику» или за границу.

Косвенные (рыночные) методы предполагают формирование определенных условий в конкретных секторах финансового рынка. Таким образом оказывается косвенное влияние на объем и структуру денежной массы и состояние экономики в целом. Данные методы воздействуют на мотивацию поведения экономических субъектов при помощи рыночных механизмов, учитывают их интересы и последствия их применения более непредсказуемы, чем при использовании прямых методов. Эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка.

Рыночные методы в свою очередь можно разделить на нормативные и корректирующие. С помощью нормативных методов, центральный банк связывает вводимые ограничения с масштабами деятельности коммерческих банков. К ним относят минимальные резервные требования к кредитным организациям. К корректирующим инструментам относят операции на открытом валютном рынке и изменения учетной ставки.

Изменения нормативов обязательных резервов определяют размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации. Обязательные резервы применяются как экономический инструмент, который обеспечивает необходимую ликвидность коммерческих банков в случае массового изъятия депозитов и позволяет предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка. Центральный банк регулирует объемы выдаваемых коммерческим банкам кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии

Существует несколько форм хранения средств: размещение резервных средств в центральных банках на специально открытых счетах; неснижаемый остаток денежной наличности в кассе коммерческого банка; неснижаемый уровень средних хронологических остатков на корреспондирующем счете коммерческого банка. В настоящее время наиболее часто используются одновременно все формы обязательного резервирования.

Коэффициент усреднения обязательных резервов представляет собой числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1 и который применяется для расчета усредненной величины обязательных резервов. Коэффициент усреднения обязательных резервов может быть разным для банков и небанковских кредитных организаций, но при этом его максимальная величина должна быть одинаковой для каждой из данных групп экономических субъектов.

Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков является на современном этапе наиболее быстрым и простым инструментом регулирования денежно-кредитной сферы.

Рефинансирование коммерческих банков – это получение денежных средств кредитными учреждениями от Центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (обычно, векселя).

Учетные ставки коммерческих банков зависят от учетной ставки центрального банка, по которой он предоставляет им кредиты. Если она была снижена, значит кредиты коммерческим банкам становятся дешевле. Следовательно, коммерческие банки могут позволить себе взять кредиты на большую сумму, а это приведет к увеличению их резервов, созданию дополнительных кредитных денег и, как итог, – увеличение предложения денег. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы более дорогими для кредитных банков, делая их невыгодными. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денежного предложения.

Размер ставки рефинансирования достаточно сильно влияет на уровень инфляции, и в то же время напрямую зависит от уровня ожидаемой инфляции. Снижая или повышая процентную ставку, центральный банк таким образом смягчает или ужесточает денежно-кредитную политику.

Под операциями центрального банка на открытом рынке понимается купля-продажа ценных бумаг в банковской системе. Продажа центральным банком ценных бумаг приведет к снижению свободных кредитных ресурсов. В результате происходит сокращение денежной массы в обращении и повышение ссудного процента. А при скупке ценных бумаг происходит обратное явление. Операции на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных денежных ресурсов коммерческих банков, стимулируя тем самым либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно воздействуя на ликвидность банков.

Под валютными интервенциями центрального банка понимается купля-продажа им иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс национальной валюты.8

Целью осуществления валютных интервенций является максимальное приближение курса национальной валюты к его покупательной способности и установление компромисса между интересами экспортеров и импортеров.

Таким образом, оптимальное сочетание инструментов денежно-кредитной политики государства обусловлено ролью центрального банка в экономике страны, а также стадией развития и структуры финансовых рынков.

Особенности современной денежно-кредитной политики России и ее эффективность. Центральный банк РФ (Банк России) является центральным звеном денежно-кредитной системы Российской Федерации и выступает главным банком нашего государства. Он был создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», по данному закону имущество Центрального банка является федеральной собственностью. Банк России может осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая его золотовалютные резервы.

Денежно-кредитная политика Банка России разрабатывается и проводится в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации». В соответствии с ним Центральный Банк наделяется правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения государственных золото-валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитно-денежной политики.9

Применительно к денежно-кредитной политике в Российской Федерации можно сказать, что ее основные и промежуточные цели менялись на протяжении 1995-2017 гг. в зависимости от экономической ситуации в стране и мире, и эти изменения закреплены законодательно. Так, в редакциях 1995-2002 гг. ФЗ «О Центральном банке» основная его цель была определена как «Защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам».10 В редакциях, начиная с 27 июня 2002 г., она сокращена до «защиты и обеспечения устойчивости рубля».

В рамках проводимой Банком России политики были обозначены количественные цели по достижению уровня инфляции: 5% в 2014г., 4,5% в 2015г. и 4% в 2016г. С учетом кризиса 2014 г. и неблагоприятной политической и экономической обстановки в стране эти ориентиры были сдвинуты до 2017-2018гг.11

Следует отметить, что Центральный банк не имеет такой цели, как получение прибыли.

За Центральным банком РФ закреплены следующие функции:12

  1. Разработка и проведение во взаимодействии с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики;

  2. Прогнозирование и организация производства, в том числе размещение заказа на изготовление банкнот и монеты Банка России у организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;

  3. Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

  4. Установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

  5. Определение порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства;

  6. Осуществление кредитования коммерческих банков;

Для нормального функционирования кредитно-денежной систем Центральный Банк РФ использует следующие инструменты и методы монетарной политики: процентные ставки по операциям Банка России, обязательные резервные требования, операции на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков и кредитных организаций, валютные интервенции, установление прямых количественных ограничений и эмиссия облигаций от своего имени.13

Для правильной оценки эффективности проведения денежно-кредитной политики необходимо рассмотрение нескольких временных периодов за последние несколько лет.

Денежно-кредитная политика в 2008-2009 гг.В период 2008 -2009 гг. экономика России испытывала слабость финансовой системы под влиянием как внутренних причин, так и особенностей ее структуры: сильная зависимость сырьевых отраслей от экспорта, неразвитость частной финансовой системы, наличие нерешенных проблем в области экономической политики. Значительно снизились цены на нефть и энергоносители во втором полугодии 2008 г., что послужило причиной заметного уменьшения поступлений иностранной валюты в страну через экспорт. Поэтому наблюдалось резкое сокращение предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

К иностранной валюте, которая поступала в Россию, была тесно привязана такая форма денежной эмиссии Центрального банка, как валютная интервенция. Получателями таких «эмиссионных» безналичных рублей становились в основном крупные экспортеры энергетических ресурсов, которые обязаны были продавать часть своей валютной выручки. При этом они становились владельцами избыточных денежных сумм в рублях. Такие организации-резиденты и обслуживающие их кредитные организации испытывали определенные трудности с размещением на денежно-кредитном рынке или повторным вложением принадлежащих им свободных рублевых ресурсов.

Из-за низкой капитализации банковской системы, недостаточного развития внутреннего производства, отсутствии активного использования национальных сбережений государственные и частные сбережения уходили за рубеж, в том числе и в виде накопленных государственных резервов.

Итогом вышеописанных процессов было формирования низкого уровня доверия к рублю, вызванного снижением притока валюты. Но, в целом, уровень монетизации экономики РФ был невысок (примерно 40%). Следовательно, главной причиной кризиса 2008-2009 гг. был дефицит национальной валюты. Одним из наиболее важных экономических показателей является объем и динамика денежной массы, в значительной степени определяющие спрос в экономике. Величина денежной массы на 01.01.2009 г. составила 12975,9 млрд. руб., а ее прирост на 01.02.2008 г. составил всего 0,8% (см. Табл. 1).

Таблица 1. Динамика величины денежной массы в 2008-2009 гг.,млрд. руб.14

Дата

Денежная масса,

млрд. рублей

Денежная масса сезонно скорректированная, млрд. рублей

01.02.2008

12509,70

12558,81

01.07.2008

13841,20

13603,34

01.01.2009

12975,90

12311,99

01.07.2009

12650,50

12469,16

01.12.2009

13713,30

14060,02

Сокращение денежной массы в период кризиса было вызвано выбранным Правительством РФ и Центральным Банком РФ направлением денежно-кредитного регулирования, целью которого было сдерживание инфляции и сглаживание обменного курса.

Рисунок 6. Денежное обращение в РФ в 2008-2009 гг., млрд. руб.

Одна из слабостей денежно-кредитной системы России в тот период времени состояла в том, что курс рубля по отношению к доллару и евро находился в так называемом «валютном коридоре». Из-за серьезной переоценки рубля при снижении цен на нефть и сокращении притока валютной выручки в страну появилась необходимость пойти на значительное ослабление рубля по отношению к иностранной валюте, что привело к частичному отказу от рубля из-за его обесценивания в расчетах.

Центральный банк, достаточно быстро среагировав на изменившиеся условия развития экономики и высокий уровень инфляции, активизировал процентную политику. Изначально Банк России повышал ставку рефинансирования (с 11 до 13% годовых). По мере стабилизации ситуации на финансовом рынке с апреля по декабрь 2009 г. ЦБ РФ поэтапно снижал процентные ставки. За этот период ставка рефинансирования была уменьшена с 13 до 9% годовых, то есть был сделан ориентир на «политику дешевых денег» (см. Приложение 2).

С помощью инструмента резервных требований Банк России принял решение о временном снижении с сентября 2008 г. резервных требований на 4 процентных пункта по каждой из категорий резервируемых обязательств (см. Приложение 3). Но удерживать ставки в обозначенных размерах продолжительное время не получилось. К маю 2009 г. Банк России в целях дополнительных мер по сдерживанию инфляции и обеспечению стабильности валютного курса рубля принял решение о повышении процентных ставок по кредитным операциям.

В результате принятия рассмотренных выше мер ситуация в банковском секторе стабилизировалась: многие банки избежали банкротства, был остановлен отток вкладов населения, продолжилось кредитование экономики. Таким образом, благодаря пакету антикризисных мер, реализованных Центральным банком в 2008-2009 гг., государство избежало попадания в затяжной экономический кризис. В числе стабилизационных антикризисных мероприятий необходимо выделить: насыщение банковской системы дополнительной ликвидностью, увеличение капиталов системообразующих банков, увеличение до 700 тыс. руб. государственной гарантии сохранности вкладов физических лиц, проведение «плавной» девальвации национальной валюты.

Денежно-кредитная политика в 2010-2013 гг.В период 2010 - 2013 гг. Банк России проводил денежно-кредитную политику исходя из необходимости создания благоприятных условий для долгосрочного экономического развития страны. Главной целью денежно-кредитной политики в этот период стало поддержание инфляции на низком уровне.

С начала 2010 г. Банк России принимал решение о постепенном снижении ставки рефинансирования с 9% до 7,75% годовых к июлю 2010 г. (см. Приложение 3). Однако, как видим из таблицы удержать ставку на низком уровне долгое время не удалось. Несмотря на это, колебания ставки рефинансирования в период 2010-2013 гг. были незначительными и не оказали сильного влияния на денежные показатели, прежде всего, из-за того, что коммерческие банки не испытывали сильной необходимости в кредитах Центрального банка.

В урегулировании проблемы отечественной валюты на денежном рынке в 2010 г. большую роль сыграли решения Банка России о снижении нормативов обязательных резервов (см. Приложение 4). Как уже было сказано ранее, норматив обязательных резервов по средствам физических лиц в валюте Российской Федерации был снижен сентября 2008 г. по ноябрь 2010 г. с 5,5% до 2,5% (см. Приложение 4).

В результате продолжающегося роста цен на нефть, на фоне ослабления доллара США на мировом рынке Банк России стремился поддержать баланс спроса и предложения на внутреннем валютном рынке, осуществляя масштабные покупки иностранной валюты. С 1 февраля 2010 г. ЦБ РФ перешел к использованию в качестве нового ориентира: выраженной в рублях стоимости бивалютной корзины, состоящей из долларов США и евро. При этом формировании курса доллара США к рублю на внутреннем валютном рынке приобрело более свободный характер (см. Рис. 7).

Рисунок 7. Динамика курса рубля по отношению к доллару США, 2010-2013 гг.15

В первом полугодии 2011г. ЦБ РФ продолжал проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Как видим из Таблицы 2 за период 2010-2013 гг. повышение номинального эффективного курса рубля (цена единицы национальной валюты, выраженная в единицах иностранной валюты) сыграло существенную роль в снижении уровня инфляции.

С июля 2010 г. Банк России проводил операции как по продаже государственных облигаций из собственного портфеля, так и по покупке государственных ценных бумаг. Данные инструменты сколь-нибудь существенного влияния на денежное предложение за исследуемый период времени не оказывали.

Таблица 2. Динамика курса рубля по отношению к доллару США и евро,среднегодовой уровень инфляции, 2010-2013 гг.

За рассматриваемый период объем денежной массы увеличился в два раза в номинальном выражении с 15267,60 до 31155,60 млрд. рублей (см. Рис. 8). По итогам 2013 г. денежная масса возросла на 14,6 % против 11,9 % в 2012 г.. В два предыдущих года темпы прироста денежной массы составили 21% и 31 %, соответственно.

Рисунок 8. Динамика величины денежной массы, 2010-2013 гг., млрд. руб.

При увеличении общего объема денежной массы с учетом депозитов в иностранной валюте на 15888 млрд. руб. чистые иностранные активы увеличились в рублевом эквиваленте на 26%.

Денежно-кредитная политика, проводимая ЦБ РФ в период 2010-2013 гг., оказалась недостаточно эффективной. Уровень инфляции остановился на уровне 6,45 %, относительно прогнозируемого показателя в 4-5%. Следует отметить, что данный период в основном только за счет валютных интервенций в банковскую систему поступали денежные средства, но их поступление было так велико, что ЦБ приходилось часть этих поступлений стерилизовать. Практика следующих лет показала, что такая политика была ошибочной. Забегая вперед, хотелось бы отметить, избыточную денежную массу нужно было направлять на развитие собственного производства и повышение ВВП. В целом, говоря об эффективности проведения денежно-кредитной политики в России в период 2010 - 2013 гг., можно сказать, что она оставалась на низком уровне, так как заявляемые целевые ориентиры не совпадали с фактически получаемыми результатами.

Денежно-кредитная политика в 2014-2016 гг.Для правильной оценки денежно-кредитной политики России на современном этапе, нужно кратко описать ситуацию, в которой оказалась страна к середине 2014 г. РФ столкнулась с санкциями западных стран на фоне кризиса на Украине, в ответ ввела продовольственное эмбарго, которое привело к повышению уровня цен на продукты. Цены на нефть (основной источник пополнения бюджета) к лету 2014 снизились почти в два раза и находились на отметке 60 долларов за баррель.

В конце 2015 - начале 2016 г. произошло следующее резкое падение цен на нефть на международных рынках, которое по масштабу было сопоставимо с первым "нефтяным шоком" конца 2014 - начала 2015 г. В первые месяцы 2016 г. цена на нефть опустилась до 25 - 30 долл. США за баррель, оказавшись более чем в четыре раза ниже уровня начала 2014 г. Мировые цены на другие энергоносители, а также на большинство иных сырьевых товаров, имеющих значимую долю в российском экспорте, также преимущественно демонстрировали негативную динамику и к началу 2016 г. достигли минимальных за последние 7 - 8 лет уровней.

В этих сложных экономических условиях Центральный банк проводил денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции.16 основанного на управлении внутренним спросом. Поэтапный переход к нему начался после кризиса 2008 - 2009 гг. и был завершен в конце 2014 г. При данном подходе основным инструментом влияния центрального банка на денежно-кредитные условия в экономике и, в конечном счете, на инфляцию становятся процентные ставки.

Банк России воздействует на процентные ставки денежного рынка, путем изменения ключевой ставки, а через них - на весь спектр процентных ставок в финансовом секторе экономики.

Таблица 3 – Динамика ключевой ставки ЦБ РФ, 2013-2016 гг., %

Даты

Ключевая ставка, %

01.09.2016

10

14.06.2016

10,5

03.08.2015

11

16.06.2015

11,5

05.05.2015

12,5

16.03.2015

14

02.02.2015

15

16.12.2014

17

12.12.2014

10,5

05.11.2014

9,5

28.07.2014

8

28.04.2014

7,5

03.03.2014

7

13.09.2013

5,5

Как видим на Рис. 8 в период кризиса конца 2014 – начала 2015 гг., именно радикальные меры Правительства Российской Федерации и Центрального банка, когда было принято решение о повышении ключевой ставки на 6,5 %, сыграли важную роль в недопущении скачка инфляции. При выборе траектории изменения ключевой ставки Банк России исходил из баланса рисков для ценовой и финансовой стабильности и рисков для экономической активности. Поддержание процентных ставок на относительно высоком уровне способствовало снижению рисков для ценовой стабильности за счет предотвращения чрезмерного роста потребительского спроса, но и ограничивало риски для финансовой стабильности, связанные с возможным бегством вкладчиков в иностранную валюту, усилением оттока капитала и паникой на финансовом рынке.

В настоящее время для России наиболее подходящим является таргетирование инфляции, как основное направление денежно-кредитной политики. В рамках данного подхода Центральный банк нацелен на обеспечение внутренней экономической стабильности, в первую очередь, стабильности цен и предсказуемости изменения процентных ставок.

Рисунок 9. Динамика ключевой ставки и уровня инфляции,17 2014-2016гг.

Банк России в течение длительного периода (с августа 2015 г.) сохранял ключевую ставку на неизменном уровне - 11,00% годовых - и затем дважды снижал ее на 0,5 процентного пункта в июне и сентябре 2016 г. - до 10,00% годовых. Уровень ключевой ставки, наряду с ожиданиями участников рынка в отношении дальнейшей траектории ключевой ставки и инфляции, определял формирование рыночных процентных ставок.

Важно учесть, что политика таргетирования инфляции предполагает снижение денежной массы в экономике.

Рассмотрим динамику изменения количества денег в обращении в период с начала 2014 г. по начало 2017 г.

Таблица 4. Динамика денежной массы, 2014-2017 гг.

Дата

Денежная масса, млрд. рублей

Денежная масса сезонно скорректированная, млрд. рублей

01.01.2014

31155,60

29580,43

01.07.2014

30073,10

29973,32

01.01.2015

31615,70

30695,26

01.07.2015

31958,00

31818,59

01.01.2016

35179,70

34186,29

01.07.2016

35867,90

35724,11

01.01.2017

38417,90

37339,70

Исходя из данных табл. 4 можно сделать вывод: действительно в период обострения кризиса с конца 2014 по середину 2015 г. происходило уменьшение количества денег в обращении на 3,5 %. В дальнейшем при стабилизации ситуации темпы прироста денежной массы оставались вблизи сложившихся в конце 2015 г. уровней 11 - 12%.

На изменение денежной массы повлиял не только политика таргетирования инфляции, но и применение Центральным банком других инструментов воздействия на денежно-кредитную политику.

Одним из таких инструментов, применяемых с конца 2014 г. ЦБ РФ, стал режим плавающего валютного курса, который позволил частично сохранить валютные резервы. Значительные изменения валютного курса в ответ на динамику мировых товарных рынков, связанные с сильной сырьевой ориентацией экономики и, безусловно, негативно повлияли бы на инфляцию.

Однако эти курсовые колебания не связаны непосредственно с использованием режима таргетирования инфляции, а вызваны резким ухудшением внешних условий для российской экономики при ее сохраняющихся структурных проблемах.

Рисунок 10. Динамика валютного курса рубля в соотношении с долларом США, 2014-2016 гг.

В 2016 г. кредитными организациями было востребовано большинство специализированных инструментов рефинансирования. В связи с тем, что ранее установленные лимиты по отдельным инструментам были практически выбраны, Банк России в течение 2016 г. принимал решения об их повышении. В то же время объем предоставления средств в рамках специализированных инструментов оставался небольшим.

Рост рублевых депозитов населения постепенно восстанавливался после падения в конце 2014 - начале 2015 г. С апреля 2016 г. их годовые темпы прироста стабилизировались на уровне около 16% в номинальном выражении, что с учетом текущей динамики доходов и инфляции отражает относительно высокую склонность к сбережениям. При этом в условиях плавающего валютного курса и положительных реальных рублевых процентных ставок привлекательность валютных депозитов заметно снизилась и темпы их прироста существенно отставали от динамики рублевых депозитов (см. Рис. 9). Это способствовало снижению уровня долларизации российской экономики.

Рисунок 11. Динамика рублевых и валютных депозитов и прироста денежной массы, 2010-2016 гг.18

В 2016 г. для обеспечения выплат страхового возмещения вкладчикам банков, у которых были отозваны лицензии, а также для предупреждения банкротства кредитных организаций Банк России предоставлял кредиты на длительный срок Агентству по страхованию вкладов. Эта меры позволили сохранить стабильность в банковском секторе и не допустить неоправданного ужесточения денежно-кредитных условий.

В целом кредитная политика банков оставалась достаточно консервативной. В частности, Банк России стремился избежать повышения ключевой ставки в периоды ухудшения внешней ситуации и соответствующего роста инфляционных рисков в 2015 - 2016 гг. Это удавалось сделать за счет сохранения консервативного взвешенного подхода к управлению ключевой ставкой.

Таким образом, денежно-кредитные условия в 2016 г., обеспечили сохранение ценовой стабильности: годовой темп инфляции по итогам 2016 г. составил 5,38 % и по прогнозам достигнет целевого уровня 4% в 2017 г.

Список использованных материалов

Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г.) //ст. 75.

Федеральный закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов.

Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов.

Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. 448 с.

Галицкая С.В. Финансы. Конспект лекций: Учеб. М.: Эксмо, 2007. 336 с.

Долан Э. Дж., Кэмпбелл Д. Деньги, банковское дело и денежно- кредитная политика. М., 1996.

Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.:Гелиос АРВ, 1999. 352 с.

Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: Учеб. пос. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 784 с.

Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2010. 624 с.

Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учеб. М.: Высшее образование, 2006. 654 с.

Тершукова М.Б. Денежно-кредитная политика государства и методы ее реализации в современных условиях. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. 120 с.

Тесля П.Н., Плотникова И.В. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: Учеб. пос. М.: ИНФРА-М, 2016. 174 с.

Фридмен М. Если бы деньги заговорили… / Пер. с англ. – М.: Дело, 1998. 160 с.

Челноков В. А. Банки и банковские операции: Учеб. М.: Высш. шк., 1998. 272 с.

Гиблова Н. М. Влияние денежно-кредитной политики на экономический рост в условиях нестабильности // Банковское дело. 2015. № 2.

Картаев Ф. Полезно ли инфляционное таргетирование для экономического роста? // Вопросы экономики. 2017. № 2.

Маслов А.И. Анализ природы основных трансмиссионных импульсов российской денежно-кредитной политики // Финансы и кредит. 2010. № 19.

Садков В.Г., Кирин Е.А. Системный анализ денежно-кредитной политики России за период с 2007 по 2009 г. и пути ее модернизации // Финансы и кредит. 2009. № 21.

Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила // Вопросы экономики, 2008. №11.

Российский статистический ежегодник. 2015 год: Статистический сборник. М.: Госкомстат, 2016.

Статистический сборник Центрального банка РФ. 2008-2016 гг.

Официальный сайт Центрального банка РФ – http: //www.cbr.ru.

Официальный сайт Ассоциации Банков «Россия» - http: //www.asros.ru.

Вдовиченко А.Г. Правила денежно-кредитной политики Банка России, 2004г. – https://www.hse.ru/data/423/393/1238/Vdovichenko.pdf.

Приложения

Приложение 1.

Цели денежно кредитной политики19

Национальная денежная власть

Первичная цель денежно-кредитной политики

ФРС США

Максимальный устойчивый долгосрочный экономический рост и стабильность цен

Китайский народный банк

Экономический рост и стабильности валютного курса юаня

Немецкий бундесбанк

Защита валюты и поддержка общей экономической политики правительства

Европейский ЦБ, Национальный банк Швейцарии, Банк Испании

Ценовая стабильность

Банк России

Защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы

Приложение 2.

Динамика ставки рефинансирования Центрального Банка России

в период 2008 - 2015 гг.

   

Период действия

Ставка рефинансирования,

%

14 сентября 2012 г. — 31 декабря 2015 г.

8,25

26 декабря 2011 г. — 13 сентября 2012 г.

8

3 мая 2011 г. — 25 декабря 2011 г.

8,25

28 февраля 2011 г. — 2 мая 2011 г.

8

1 июня 2010 г. — 27 февраля 2011 г.

7,75

30 апреля 2010 г. — 31 мая 2010 г.

8

29 марта 2010 г. — 29 апреля 2010 г.

8,25

24 февраля 2010 г. — 28 марта 2010 г.

8,5

28 декабря 2009 г. — 23 февраля 2010 г.

8,75

25 ноября 2009 г. — 27 декабря 2009 г.

9

30 октября 2009 г. — 24 ноября 2009 г.

9,5

30 сентября 2009 г. — 29 октября 2009 г.

10

15 сентября 2009 г. — 29 сентября 2009 г.

10,5

10 августа 2009 г. — 14 сентября 2009 г.

10,75

13 июля 2009 г. — 9 августа 2009 г.

11

5 июня 2009 г. — 12 июля 2009 г.

11,5

14 мая 2009 г. — 4 июня 2009 г.

12

24 апреля 2009 г. — 13 мая 2009 г.

12,5

1 декабря 2008 г. — 23 апреля 2009 г.

13

12 ноября 2008 г. — 30 ноября 2008 г.

12

14 июля 2008 г. — 11 ноября 2008 г.

11

10 июня 2008 г. — 13 июля 2008 г.

10,75

29 апреля 2008 г. — 9 июня 2008 г.

10,5

4 февраля 2008 г. — 28 апреля 2008 г.

10,25

Приложение 3.

Обязательные резервные требования

(%)

2008-2009 гг.

Дата действия

Норматив обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте

Норматив обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации

Норматив обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте

15.01.08-29.02.08

4,5

4

4,5

01.03.08-30.06.08

5,5

4,5

5

01.07.08-31.08.08

7

5

5,5

01.09.08-17.09.08

8,5

5,5

6

18.09.08-14.10.08

4,5

1,5

2

15.10.08-30.04.09

0,5

0,5

0,5

01.05.09-31.05.09

1

1

1

01.06.09-30.06.09

1,5

1,5

1,5

01.07.09-31.07.09

2

2

2

01.08.09-31.10.09

2,5

2,5

2,5

Приложение 4.

Обязательные резервные требования

(%)

2010-2016 гг.

Дата действия

Норматив по обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации

Норматив по обязательствам перед юридическими лицами-нерезидентами в иностранной валюте

Норматив по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации

Норматив по обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте

Норматив по иным обязательствам в валюте Российской Федерации

Норматив по иным обязательствам в иностранной валюте

01.11.09-31.01.11

2,5

01.02.11-28.02.11

3,5

3

3

01.03.11-31.03.11

4,5

3,5

3,5

01.04.11-28.02.13

5,5

4

4

01.03.13-31.03.16

4,25

4,25

4,25

01.04.16-30.06.16

4,25

5,25

4,25

4,25

4,25

5,25

01.07.16-31.07.16

4,25

6,25

4,25

5,25

4,25

6,25

01.08.16-31.12.16

5,00

7,00

5,00

6,00

5,00

7,00

Приложение 5.

 

Янв

Фев

Мар

Апр

Май

Июн

Июл

Авг

Сен

Окт

Ноя

Дек

Год

2017

0,62

0,22

0,13

                 

0,97

2016

0,96

0,63

0,46

0,44

0,41

0,36

0,54

0,01

0,17

0,43

0,44

0,4

5,38

2015

3,85

2,22

1,21

0,46

0,35

0,19

0,8

0,35

0,57

0,74

0,75

0,77

12,91

2014

0,59

0,7

1,02

0,9

0,9

0,62

0,49

0,24

0,65

0,82

1,28

2,62

11,36

2013

0,97

0,56

0,34

0,51

0,66

0,42

0,82

0,14

0,21

0,57

0,56

0,51

6,45

2012

0,5

0,37

0,58

0,31

0,52

0,89

1,23

0,1

0,55

0,46

0,34

0,54

6,58

2011

2,37

0,78

0,62

0,43

0,48

0,23

-0,01

-0,24

-0,04

0,48

0,42

0,44

6,1

2010

1,64

0,86

0,63

0,29

0,5

0,39

0,36

0,55

0,84

0,5

0,81

1,08

8,78

2009

2,37

1,65

1,31

0,69

0,57

0,6

0,63

0

-0,03

0

0,29

0,41

8,8

2008

2,31

1,2

1,2

1,42

1,35

0,97

0,51

0,36

0,8

0,91

0,83

0,69

13,28

                           

Примечание:

                       
                           

* Синим цветом в таблице обозначена дефляция.

               

** Инфляция по месяцам складывается в годовую не алгебраически. Для расчета инфляции за произвольный период используется Инфляционные Калькуляторы.

Уровень Инфляции в России, %

Приложение 6.

Обзор банковской системы РФ, 2010-2017 гг.

Приложение 6 (продолжение).

Приложение 7.

Обзор основных показателей Центрального банка РФ.

ОБЗОР Центрального банка,

млн. рублей

01.01.2008

01.01.2009

01.01.2010

01.01.2011

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

01.01.2015

01.01.2016

01.01.2017

Чистые иностранные активы

11 753 338

12 527 851

13 023 759

14 347 051

15 803 384

16 096 267

16 410 829

21 236 461

26 397 339

22 526 775

Тебования к кредитным оргниациям

134 394

3 951 899

1 990 348

666 814

1 561 629

3 067 681

4 815 367

9 840 273

6 109 300

3 449 659

Денежная масса

5 513 332

5 578 717

6 467 318

8 190 328

8 644 114

9 852 818

10 503 880

11 331 954

11 043 822

11 882 666

Наличная валюта в обращении

4 118 563

4 372 081

4 622 921

5 785 151

6 895 836

7 667 687

8 307 462

8 840 538

8 522 189

8 789 761

Депозиты, включемые в широкую денежную массу

75 871

270 404

161 180

142 724

141 282

42 076

108 591

54 269

75 524

45 350

Прирост депозитов, включемых в широкую денежную массу, в %

   

-11,5

-

-1,0

-70,2

158,1

-50,0

39,2

-40,0

1 Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2010.

2 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учеб. М.: Высшее образование, 2006.

3 Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2010.

4 Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н. А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: Учеб. / Под общ. ред. А.В. Сидоровича. М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2010.

5 Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учеб. М.: Высшее образование, 2006.

6 Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 1999.

7 Тершукова М.Б. Денежно-кредитная политика государства и методы ее реализации в современных условиях. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009.

8 Фетисов Г. Монетарная политика России: цели, инструменты и правила // Вопросы экономики, 2008. №11.

9 Конституция РФ, принятая 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г.) // ст. 75.

10 Федеральный закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

11 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов.

12 Федеральный закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

13 Федеральный закон РФ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России) от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

14 По данным официального сайта Центрального Банка РФ за 2008-2009 гг.

15 По данным официального сайта Центрального Банка РФ за 2010-2013 гг.

16 Картаев Ф. Полезно ли инфляционное таргетирование для экономического роста? // Вопросы экономики. 2017. № 2.

17 Приложение 5 – Уровень инфляции в России.

18 По данным официального сайта Центрального банка РФ за 2010-2016 гг.

19 Тесля П.Н., Плотникова И.В. Денежно-кредитная и финансовая политика государства: Учеб. пос. М.: ИНФРА-М, 2016.

Просмотров работы: 116